Вани и вэны

Хоть и находится Самарская область фактически в Европе, мы - не европейцы. Взять хотя бы то, как мы и они выбираем себе автомобили. Они заботятся об экологии. А для нас параметр выбросов СО2 на 1 км считается лишней и бесполезной информацией. У них, если ты семейный человек с женой и хотя бы двумя детьми, то просто обязан присматриваться к какому-нибудь компактвэну. У нас для подобных целей вполне подойдет «Калина». Чтобы разобраться, откуда такая разница в менталитете и откуда у них такая любовь к небольшим вместительным машинкам, мы взяли на тест новый Volkswagen Touran.

«Туран» в российском модельном ряду Volkswagen - серая мышка. Обычно в салоне он стоит где-то на задворках шоу-рума, куда посетители не особо стремятся попасть, а если и попадают, то удостаивают компактвэн беглым недоуменным взглядом, после чего поспешным шагом следуют к «Пассату» или «Гольфу». А зря. Touran - это тот самый случай, когда за неприметной внешностью скрывается большой талант.

В Старом Свете талант оценили в полной мере. Например, в родной Германии авто настолько популярно, что обеспечивает концерну 50% присутствие на рынке компактвэнов. В остальной Европе модель уверенно входит в пятерку самых продаваемых. Всего за семь лет производства Touran распространился по свету в количестве 1,13 миллионов автомобилей, что для машины этого класса - реальное достижение. Россия на эту статистику практически не повлияла: в 2009 году соотечественники купили 845 авто, а в рекордный 2007 год - 1447.

Внешность у рестайлингового «Турана» приятная. Нет ничего лишнего. При взгляде на прошлую версию тянуло зевать, но рестайлинг сделал наружность интереснее. С новым корпоративным лицом автомобиль стал выглядеть как будто более сконцентрированным, собранным, и такая серьезность подкупает. Внутри - типичная фольксвагеновская фольксвагенщина, в смысле образцовый эргономический орднунг, показательный квалитет и неизменная традиционность. Если у вас когда-либо было хоть одно авто с шильдиком VW, вы не потеряетесь ни в одном другом с таким же значком.

День для теста выдался погожий: наконец яркое солнце после суток непрерывной измороси. Поедем куда-нибудь в лес - создавать видимость благополучной активной семейной жизни. Поставим палатку, надуем резиновую лодку, смотрите, мол, люди, сколько всего есть интересного, помимо ТВ.

Выдвигаемся - от автосалона "Самарские Автомобили", официального дилера марки Фольксваген в Самаре. У нас в руках - практически базовая версия с мотором 1.2 TSI. Снабженный турбонаддувом, двигатель отнюдь не воспринимается малышом. Придя на смену более объемному 1.6, агрегат 1.2 выигрывает по всем статьям: лошадиных сил больше на три штуки (105), крутящего момента - на 27 Нм (175), при этом моторчик еще и на 2,2 л экономичнее. Главная проблема турбомоторов - откровенная вялость на низах, здесь отсутствует, поскольку турбина начинает качать уже с 1500 оборотов в минуту. Буквально неделю назад мы брали в путешествие Skoda Yeti с таким же двигателем, и на асфальте он нисколько не разочаровал.

Минуем пост ДПС, на всех парах устремляемся за город и утыкаемся... в плотный туман. Белое молоко разлилось по всем окрестностям, и зона видимости теперь - около 50-100 метров, не больше. Да уж, вот тебе и семейный отдых погожим деньком. Но менять и перекраивать что-либо уже слишком поздно, так что включаю задние противотуманки, внутренний ограничитель скорости в голове и устремляюсь по шоссе к лесам.

Наверное, никогда не устану воздавать хвалу инженерам Volkswagen, ответственным за настройку руля и ходовой. «Туран» построен на удлиненной на 10 см платформе «Гольфа», так что правильные ездовые задатки присутствуют изначально. К счастью, увеличившись в размерах по сравнению с Golf, компактвэн эти задатки нисколько не растерял. Управление «Тураном» - весьма приятный процесс. Обратная связь четкая и внятная, руль не перетяжеленный и не слишком легкий, в общем, если хотите лично узнать и почувствовать, что такое образцовая настройка усилителя - записывайтесь на тест-драйв. Также и шасси. Оно и комфортное и задорное одновременно. В продолжительных поворотах из-за высокой крыши кузов незначительно кренится, зато во всех остальных штатных режимах - сама стабильность. Габариты автмобиля не ощущаешь вовсе, настолько он кажется юрким, легким и пронырливым.

Съезжаем на грунтовку. Кочки и ямы заставляют подвеску работать интенсивнее, а сама машина активнее раскачивается, но ни одна неровность так и не смогла пробить амортизаторы до ограничителя, хотя скорость при наезде на некоторые была порядка 40-50 км/ч. Кстати, за доплату на «Туран» ставят подвеску DCC (Dynamic Chassis Control) с тремя режимами: Sport, Comfort и Normal. А вокруг красота: стройные сосны, укутавшиеся в белый плед тумана, свежайший воздух бора, тишина... Также тихо и в салоне. Звукам снаружи путь внутрь строго заказан, и лишь только самые громкие и наглые из них добираются до ушей пассажиров. Двигатель же не слышно вовсе.

Под колесами уже песок. На плотных и укатанных участках весело: Touran легко и с радостью поддется на провокации, уходя в управляемые в заносы, и также легко возвращается на траекторию. А вот на рыхлом грунте все не так радужно. Передеприводник, пусть и снабженный электронной блокировкой переднего дифференциала EDS, вязнет быстро и стремительно. И та самая тяга, которая появляется у двигателя с 1500 оборотов, становится нужна гораздо раньше: где-то с 1000. Естественно, резина самая обычная шоссейная, так что на смелые внедорожные эксперименты лучше пускаться, если только ваша семья состоит из крепких и сильных бутузов, которые, случись что, смогут вытолкнуть. Между тем я готов поспорить, что многие кроссоверы, особенно моноприводные, будут чувствовать себя здесь ничуть не лучше, разве что клиренс у них побольше. У «Турана» под днищем - 165 мм, что в принципе неплохо, однако из-за длинной базы (2678) автомобиль нет-нет, да цепанет какую-нибудь особо выступающую кочку.

Зато внутри благодаря той же базе - просторно. Над головой много места на любом сиденье, а на заднем диване трое усядутся вполне вольготно. При этом сзади - огроменный багажник на 695 литров. Каждое из задних кресел - раздельное, и может ездить туда-сюда автономно от остальных. Среднее способно трансформироваться в дорожный столик. Если второй ряд сложить, тогда полезный грузовой объем возрастет почти в три раза - до 1989 литров. Надутая резиновая лодка, пусть и не совсем рыбацкая, умещается спокойно. Наконец, сиденья могут быть полностью демонтированы. Каждое из них весит 17 кг, так что процесс их снятия не будет слишком изнурительным. А еще везде ниши и ящички: на потолке спереди, в дверях, между и под сиденьями, в стенках багажника. По этому вопросу Touran - типичный вэн.

К сожалению, многие способности нового «Турана» остались за пределами доставшейся нам копмлектации. Система Park Scan, например. Она способна сама запарковывать автомобиль в свободные ниши, превышающие длину автомобиля на 80 см. Все, что нужно делать - нажимать газ/тормоз и по команде электроники переключать передачи. Огромная панорамная крыша тоже осталась за кадром.

Однако и без всего этого Touran никак не назовешь «пустым». В базовую версию входят окрашенные в цвет кузова зеркала, повторители поворотников в них, фронтальные и боковые подушки безопасности, ассистент движения на подъеме, ESP, ABS, электронная блокировка переднего дифференциала EDS, противобуксовочная система ASR, круиз-контроль, кондиционер, CD-MP3-плеер с 4 динамиками. С двигателем 1.2 TSI и механической шестиступенчатой коробкой такая машина стоит 820 тысяч рублей. Мотор 1.4 TSI с «механикой» (140 л.с.) поднимает цену до 903 тысяч, а авто с семидиапазонным «роботом» DSG продается за 971 тысячу минимум. Среди других силовых агрегатов - 1.4 TSI мощностью 170 л.с. и 2-литровый дизельный мотор (110 л.с.).

Европейцев, как оказалось, понять не так уж сложно. В твоих руках оказывается суперпрактичная, экономичная машина, способная вместить одновременно всю твою семью и целую кучу барахла, при этом она динамична и отменно управляется. Однако то, что для жителей Старого Света вполне приемлемые деньги, для большинства россиян - очень внушительная сумма. И за эту сумму многим хотелось бы получить не только оплот практичности, но и некоторую долю «респекта» в глазах окружающих. Так что однажды, когда продажи вэнчиков и им подобных все-таки пойдут вверх, это будет означать, что что-то в нашей меняется в правильную сторону. Как минимум, размеры зарплат.