Квасной PATRIOTизм

«Терпеть не могу я восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометиях или на квасу да каше». В. Г. Белинский.

«Я солдат, солдат забытой богом страны, я герой — скажите мне, какого романа». 5NIZZA

Прав был Виссарион Григорьевич! Патриотизм — это нечто большее, чем косоворотка, лапти и Бабкина. Легко ли быть истинным патриотом, мы пытались выяснить вместе с внедорожником из Ульяновска UAZ Patriot.

Из вчера в сегодня

На самом  деле, УАЗ Патриот — классная машина. Если учесть, как долго этот проект добирался до конвейера Ульяновского автозавода (дизайн Патриота «вырос» из модели 3160 Симбир, который был создан в НТЦ ВАЗа ещё в конце 80-х!), то специалистам УАЗа впору ставить памятник. Внешность в итоге получилась из тех, что не стареет десятилетиями — редкая дизайнерская удача. А внедорожные качества остались на приличной высоте, потому что компоновка шасси истинно уазовская: рама, жестко подключаемый «передок», пятиступенчатая «механика», понижающий ряд трансмиссии. Передняя подвеска - пружинная зависимая, на продольных рычагах. Задняя — зависимая, на полуэллептических рессорах. Бензиновый 4-цилиндровый 16-клапанник ЗМЗ-409 (128 л.с. и 217 Нм). Есть вариант и с дизелем IVECO (он предлагается опционально, и доплатить за него придётся 90 тысяч рублей), но у нас на тесте был именно бензиновый Patriot.

Автосалон «Эхо-Н», официальный дилер марки УАЗ в Самаре, предоставил автомобиль в максимальной комплектации Limited, которая включает: АБС, гидроусилитель, кондиционер, магнитолу с двумя динамиками и антенной, центральный замок, сигнализацию, велюровый салон, электроподъёмники передних стёкол, обогреваемые и электрически регулируемые зеркала, зимний пакет (подогрев сидений, задний отопитель, АКБ повышенной ёмкости),  сетку в багажнике, откидные сиденья в багажном отделении, рейлинги на крыше, противотуманки, люк в крыше с электроприводом, литые диски и пластиковый чехол на «запаску». Такая машина стоит 597 000 рублей, а стартовая цена на Патриот — 490 000 за комплектацию Classic. Есть и промежуточный вариант — комплектация Comfort обойдётся в  530 000 рублей.

Желание и возможности

На тест-драйв UAZ Patriot мы ехали с безумным желанием сесть за руль — просто чтобы понять, что же он такое — этот новый русский внедорожник. Желание было столь сильным, что запланированный на тот же день тест Skoda Yeti априори вызывал меньше нетерпения. Патриот был нам очень интересен. И вот он перед нами.

Его внешность лаконична, брутальна и вполне стильна. Внушительный «куб» салона, красивая светотехника, современного вида бампера, пластиковые расширители колёсных арок, мощные дуги порогов... Уазовская «птичка» на чёрной решётке радиатора и шильдик с надписью Patriot латиницей на корме — источник бесчисленных ироничных сентенций в адрес УАЗа. Сразу вспоминаешь, что Патриот содержит 20% импортных комплектующих: коробка передач Dymos, рулевое управление ZF, стартер и генератор Bosch, сцепление LUK, панель приборов AIDCO. «Я герой — скажите мне какого романа»... Впрочем, в свете грядущего соития АВТОВАЗа с Renault сильно нападать на уазовцев за использование вполне качественных и надёжных импортных компонентов не имеет смысла.

Открываешь дверь, наступаешь на порог и буквально входишь на водительское место — по другому на внедорожнике никак. Подбирать удобную посадку пришлось довольно долго, пользуясь двумя механическими регулировками — продольной и по углу наклона спинки. Впрочем, по последним данным, производитель уже ввёл на новых машинах регулировку поясничного подпора на водительском сиденье. Комбинация приборов и блок регулировки светотехники — как в «десятом» вазовском семействе, ключ зажигания — точь в точь, как на Приоре и Калине. Руль производства сызранского «Пластика» тоже отчётливо напоминает «калиновский» за исключением значка «УАЗ» по центру.

Много и недорого

Пластик передней панели выглядит откровенно недорого, обивки дверей «играют» при приложении усилия к поручням и на постукивание отзываются гулкой пустотой, а стыки панелей лучше называть «щелями» или «зазорами». Квадратные дефлекторы обдува посажены так, как будто им тесно, а на ходу (как выяснится позже) безбожно гремят. Поручни над головами напоминают автобусные (как и многое в Патриоте), причем такой поручень есть и у водителя — хотя ему и переднему пассажиру больше пригодились бы поручни на передних стойках. А вот пассажирский поручень на передней панели порадовал, несмотря на те же «автобусные» ассоциации — редкая деталь интерьера выглядит столь же уместно, а на деле этот крепкий и надёжный элемент может оказаться очень функциональным.

Патриот удивляет. В нём есть такая непрозаичная вещь, как люк в крыше с электроприводом. Кнопка его расположена удобно, но сам люк отодвигается назад сантиметров на двадцать, не больше. Будем считать это элементом безопасности для выпивших пассажиров, но вот любители сафари могут не понять. А подлокотный бокс — оггромный, двухэтажный, «как в лучших домах» - очень понравился. На верхний этаж можно сложить документы, а нижнюю часть забить любимыми дисками — благо штатная музыка в Патриоте тоже предусмотрена. Правда, расположенные на торце центрального подлокотника кнопки стеклоподъёмников и блок регулировки зеркал с непривычки мы искали долго. «Бардачков» два — в верхний поместятся разве что перчатки (что немаловажно!), а в нижнем без особых проблем разместится папка А4. Подстаканники под центральной консолью сами по себе неплохи, но если поставить стакан или бутылку на правый из них, орудовать рычагом «раздатки» будет неудобно.

Ещё одному подстаканнику — выезжающему из передней панели - мы устроили небольшое ресурсное испытание, которое неожиданно перешло в краш-тест — подстаканник выехал ровно два раза, а на третий катапультировался с места закрепления. После водворения на место выезжать больше не пожелал. Зато его поиски после катапультирования заставили нас обратить внимание на заднюю часть салона, куда мы и перебрались.

Что такое эргономические недоделки? Ерунда! В интерьере Патриота есть и сильные места. Например, простор салона — наш фотограф в поисках выгодных ракурсов реально бегал по нему! Места на задних сиденьях с большим избытком — здесь можно сесть втроём и даже (при некотором желании) вчетвером. Дефлекторы заднего отопителя сильно отличаются от тех, что спереди — они почему-то круглые. Спинки (они делятся в пропорции 2/3) можно откинуть назад, получив внушительную «кровать», или уронить вперёд. Однако подушки сидений закреплены жестко, и реализовать ровную грузовую площадку не удастся. Хотя багажник у Патриота и без того гигантский и справится практически с любой поклажей. А по его бортам откидываются две мягкие «скамейки»... Почему не сделать нормальный третий ряд сидений? Во-первых сократится человеко-вместимость, а во-вторых — это был бы уже совсем другой салон с другими возможностями трансформации и, соответственно, стоимостью. И другой автомобиль.

Русский характер

Несмотря ни на что, даже в статичном Патриоте чувствуется характер и военная родословная — на тех же граждански-неудобных задних лавочках душевно разместится четвёрка спецназовцев, готовая к забросу в тыл врага.  И у него два топливных бака, суммарной ёмкостью 87 литров. Учитывая скромный для двухтонной махины расход (10.4 л/100 км), способность взять на борт большой запас топлива — штука полезная.

Чтобы убедиться, насколько близок Патриот к истокам, достаточно посмотреть на цифру дорожного просвета — 210 мм. Ровно столько было на первом 469Б — гражданском варианте военного УАЗ 469 с «колхохными» мостами — по свидетельству конструкторов, это была максимальная цифра, которую можно получить без использования колёсных редукторов и при зависимой подвеске. Таковой цифра остаётся и по сей день. И поверьте — этих миллиметров в большинстве случаем вам хватит за глаза.

Мы долго думали, в какой бы бездорожный ад загнать UAZ Patriot, чтобы ему не было с нами скучно. По дороге в этот ад мы прохватили на Патриоте по улицам Самары. На удивление, крупная машина чувствует себя в городском потоке сносно — гидроусилитель помогает в рулёжке и не лишает адекватной обратной связи, всякую самарскую колдобину подвеска глотает не пережёвывая, а крены в поворотах, с поправкой на высокий центр тяжести, вполне приемлемы. Словом, в городе чувствуешь себя, как на нормальном современном джипе — высоко сидишь, далеко глядишь. Досаждает лишь гигантский ход, жесткость и неинформативность педали сцепления (в первый раз удалось тронутся только с четвёртой попытки), а также педаль тормоза, которую нужно буквально топтать, чтобы замедлить тяжёлую громадину. На трассе Патриот легко держит 120 км/ч — и если бы не многочисленные интерьерные скрипы, вздохи и всхлипы, дополненные вдохновенным «саундтреком» кондиционера...

Жутчайшее бездорожье мы нашли на окраине Самары. Что для Ламбо ад, то для УАЗа рай! Даже будучи знакомым с внедорожными возможностями УАЗа, этой технике каждый раз удивляешься вновь — какие только подъёмы мы не брали, через какие пропасти не скакали. Пониженный ряд и полный привод — и любой уклон кажется ерундовой кочкой. Мы получили огромное удовольствие. Мы настолько привыкли ко вкусу побед, что при попытке штурма уж совсем вертикальной поверхности (процентов 80 было точно!) изрядно «попалили» сцепление. Наверное, чтобы сбить наш кавалерийский гонор, Патриот стал нам тихонечко мстить — вырубился указатель температуры двигателя, потом легла стрелка тахометра, а после от рулевого колеса как-то обречённо-стыдливо отвалилась эмблема «УАЗ».

Истина где-то рядом

УАЗ Патриот — и на каком языке это название напиши, он останется настоящим русским внедорожником, какие умеют делать только у нас — и это не шутка и не стёб. Это Патриот — не «квасной», а истинный. По своим вездеходным качествам он остаётся практически непревзойдённым. Буквально только что в продажу поступил UAZ Patriot Sport – укороченная, а значит облегчённая и ещё более проходимая версия. Стоить он будет от 420 000 рублей, но если качество сборки у короткой версии останется на прежнем уровне... Многие предпочтут себе другой автомобиль по сравнимой цене — может быть, менее харизматичный и проходимый, зато качественно собранный и, главное, безопасный — с безопасностью при фронтальном ударе у автомобиля УАЗ Патриот по-прежнему гигантская проблема.

Ульяновским специалистам хочется пожелать одного — начать наконец, работать над качеством, надёжностью и пассивной безопасностью своих машин. Букета из невысокой цены, неплохого экстерьера и внедорожного наследия для конкурентной борьбы Патриоту уже остро не хватает.