Виртуально реальные гонки: будь первым!

Представь себе, что на своем автомобиле ты мчишься по невероятно красивому городу (ммм... Гавайи) безо всяких ограничений скорости, выполняешь крутейшие виражи один за другим и первым оказываешься на финишной прямой, а теперь осталось только поднажать!.. Драйв, азарт, движение... свобода! Мечтать не вредно, как говорится, вредно НЕ мечтать. И ведь все реально... виртуально реально: садимся за компьютер, берем в руки джойстик или даже руль и погнали!

Конечно, сначала речь пойдет об аркадных гонках. Для начала чуток истории: первопроходцем в этой сфере была игра «Gran Trak 10», выпущенная в 1974 году компанией «Atari». По современным меркам это была о-о-очень простенькая, примитивная игра, где трассу игроки видели сверху, а очки добавлялись по мере увеличения количества кругов, наезженных против часовой стрелки. Затем в 76 году появился «Night Driver», где приходится ехать по дороге в ночное время и избегать аварий, с повышением уровня трасса становилась все более узкой, а путь извилистым. Дальше — больше: «Pole Position» 1982, «Revs» 1984 (от первого лица), «Final Lap» и «Test Drive» 1987, «Ridge Racer» 1993 и наконец, долгожданный 1994 год, когда вышел первый «Need for Speed». «NFS» (или в переводе «Жажда скорости») — это культовая серия аркадных видеоигр, выпущенная компанией «Electronic Arts». Гонять можно как в версиях для ПК, так и на игровых приставках: Android, Xbox 360, PlayStation, PS 2 и 3, Nintendo GameCube, а также iPhone и iPad. Серия делится на различные эры, к первой относятся: The Need for Speed (1994), Need for Speed II (1997), III: Hot Pursuit (1998), High Stakes (1999), Porsche Unleashed (2000), Motor City Online (2001), Hot Pursuit 2 (2002). Ко второй Underground (2003), Underground 2 (2004), Most Wanted (2005), Carbon, (2006), ProStreet (2007), Undercover (2008). В третью эру входят Shift (2009), Nitro (2009), World (2010), Hot Pursuit (2010), Shift 2: Unleashed (2011), The Run (2011).

Кому что знакомо? Мне лично хорошо помнятся High Stakes, Underground и Most Wanted. Эх, хорошее было время! В этой игрушке (серии) впечатляет совершенствующаяся графика, все лучшая управляемость авто, богатейший автопарк, понятно дело, обновляющийся интерфейс и памятные саундтреки... Кстати, в октябре 2009 года «EA» объявила о продаже стомиллионной копии игры из серии «NFS», за все время существования компьютерных игр, такого же результата добились ещё Grand Theft Auto (про неё не забуду), The Sims, Mario, Pokemon и... Tetris (замечательная, между прочим, игра, придуманная в СССР в 1984 году!)

«Ностальжируем» дальше: «Test Drive Unlimited» (2006), выпущенная уже известной нам «Atari» — именно с помощью этой игрушки можно было изучить реально существующий гавайский остров под названием Оаху, проехавшись на более чем 125 лицензированных спортивных автомобилях и мотоциклах (Ferrari, Maserati, Lamborghini, Audi, Dodge, Chevrolet, Saturn, Ford, Pagani, Aston Martin, Mercedes-Benz, Lotus Cars, TVR, Jaguar, McLaren и Saleen), общая протяженность дорог составила примерно 1000 миль. В ходе игры участники открывали для себя новые места: дилерские компании, тюнинговые центры, автомастерские, а за победу в соревнованиях и автостоп получали бонусы, которые тратились на покупку, аренду или модернизацию автомобилей и многое другое.

Aloha, Гавайи! Отправимся дальше, к любителям пренебречь законами физики, то есть активным почитателям игры «TrackMania» (2003). Безумные трассы, лихие пируэты в воздухе, мертвая петля? Не вопрос! Все, чтобы только придти первым! «ТрекМания» может быть одиночной или многопользовательской игрой с различными режимами. Её особенность — это возможность создавать новые модели авто, использовать аватары, внутриигровой редактор камер, скрипты для сервера (счётчик рекордов, визуальное оформление и т.д.), а также создавать визуальные модификации и новые трассы.

Нужен режим «Халк, ломать!»? Отлично выплескивать негатив помогают игрушки серии «Burnout» (2001-2009). Именно этот гоночный симулятор направлен на выведение противников (да и просто случайных «проезжих») из строя: режим «Road Rage» в версии «Burnout Paradise» предлагает за отведённое время разбить как можно больше автомобилей соперников. Да-да, именно в этой игре ценятся максимальное разрушение и аварии, именно здесь машины улетают в рекламные щиты, тебя пытаются выпихнуть с трассы, а то и с моста... за каждого сбитого игроком противника добавляется десять секунд ко времени заезда. Вот такой антистресс.

Поддерживает идею популярная аркада «FlatOut» (2004). Игра была актуальна после нулевой системы повреждений в «NFS», ведь её отличительная особенность — практически полная разрушаемость окружающего мира и автомобиля в частности. А ещё было множество интересных и забавных уровней, я думаю, многие помнят момент, где нужно было на полной скорости въехать в преграду: побеждал тот игрок, чей водитель дальше вылетит через лобовое стекло. Вообще запускать его можно было не только в длину, но и в высоту, «забивать» в качестве мяча в футбольные ворота, использовать в роли шара для боулинга; для этого есть пять машин с ракетными двигателями. Чем больше я узнаю про аварии на дорогах, тем больше мне хочется, чтобы в играх появилась бегущая строка, написанная мелким шрифтом «Не повторять в реальной жизни».

Не забудем и про нашумевший «Carmageddon» (1997) — видеоигра, выполненная в жанре «аркадные гонки на выживание». Цель игры, как обычно, победить. Существует три способа: придти к финишу первым, уничтожить всех пешеходов, разгромить автомобили противников. Нельзя назвать игрушку просто бездумной «мясорубкой»: на заработанные деньги игроку нужно улучшать свою машину: бронь, мощность движка и т.д.

И раньше, и сейчас остаются популярны симуляторы. Это гоночные игры, рассчитанные на управление с помощью руля, педалей и т.д. К этому направлению игр можно отнести такие версии «NFS», как ProStreet (признана неудачным проектом), Shift и Shift 2: Unleashed. Также я помню игру с отличной графикой (пожалуй, даже на сегодняшний день) — «Race Driver: Grid». Здесь специальный экран указывает, что именно в твоем авто уже в нерабочем состоянии. Такая детальная система повреждений — это не просто внешне заметные вмятины, но и условия, которые здорово сказываются на управлении. Интересной особенностью игры является возможность отмотать время назад и переиграть, например, какой-нибудь не особо удачный поворот.

А теперь стоит упомянуть о раллийных гонках. Тут важную роль сыграла серия компьютерных игр в жанре автосимулятор «Colin McRae Rally» (1998). Серия получила свое название в честь знаменитого пилота Колина Макрея, помогавшего разработчикам в создании некоторых игр. Её характеризуют реалистичная физика, высокое качество визуализации машин, различные чемпионаты и уровни сложности. Сюда же отнесем «Xpand Rally» (2004), в которой повреждения затрагивают не только сам автомобиль, но и водителя; где игроки начинают карьеру на невзрачных машинах серийной сборки, а на финише могут похвалиться уникальным гоночным болидом; а изменения погоды и времени суток в ходе гонок не дают расслабиться ни на секунду! И сразу же об игре хорошим физическим движком «Richard Burns Rally» (2004), в проектировании которой участвовал чемпион мира по ралли 2001 года Ричард Бернс. По праву считается одним из самых сложных симуляторов.

Может, кому-то ближе крупногабаритный транспорт? Тогда вам знакомы эти названия: «Дальнобойщики» (российская компьютерная игра, являющаяся по существу симулятором грузоперевозок), «18 Wheels of Steel» (примерно то же самое, разрабатываемое чешской компанией), «Перевозчик» (игра с реалистичным воспроизведением автомобильного мира в мегаполисе и особенностей работы профессиональных водителей). Также есть специальная игрушка для патриотов и любителей бездорожья: «Полный привод: УАЗ 4Х4» (2006) — первый российский спортивный симулятор вождения внедорожника по труднопроходимой местности. Примечательна игра тем, что в ней представлен весь модельный ряд марки УАЗ, причем каждая машина воссоздана в точном соответствии со спецификациями и параметрами, которые предоставили разработчики Ульяновского автозавода.

Ну, и раз уж речь зашла о России и играх её производства, то упомянем «Need for Russia» (2007), где на творениях отечественного автопрома можно гонять по различным городам и пытаться выиграть на них гонку. Ну, что я могу сказать... кто знает: есть там вообще второй уровень?

Другая игрушка будет даже ещё больше близка жителям 63 региона: «Lada Racing Club» (2006). Это первая российская гоночная игра, в которой игроки могли поездить почти на всех моделях автомобилей компании АВТОВАЗ по дорогам Москвы. Для создания разработчики использовали оригинальные чертежи моделей и консультировались со специалистами. Но, как известно «Россия такая Россия»... вот кто заметил, что троллейбусы передвигаются с опущенными «рогами», а проезд на зелёный свет светофора считается в игре нарушением?

Теперь пора вспомнить и о шутерах от третьего лица с элементами автосимулятора. Одной из самых популярных игр этого направления была «Mafia: The City of Lost Heaven» (2002). Игроки вместе с таксистом Томасом Анджело начинают карьеру в сфере организованной преступности. Пленяет как интересный сюжет и детализированный город, так и достоверно переданная атмосфера Америки 30-х годов. Ну и, конечно же, автомобили! Автопарк обширен, большинство моделей срисованы с реально существующих, но имеют «псевдонимы»: Ford – Bolt, Pontiac – Crusader, Chevrolet – Schubert и т.д.

Кто-то, возможно предпочитал «Driver» (2000) или «Weelman» (2009), но лично мне ближе «Grand Theft Auto III», пройденная мной до конца за какое-то смешное время, ибо «игралась взахлеб». Для ПК игра в жанре «аction-adventure» вышла в 2002 году, с тех пор приобрела множество сторонников и противников и, конечно, различные продолжения серии. Здесь мы также видим криминальный сюжет, который развивается по мере выполнения миссий главным героем (кстати, в ходе всей игры мафиози зовут его просто «тузик»). События происходят в большой игровом мире: в вымышленном американском городе Либерти-Сити (прототипом является Нью-Йорк). Он имеет довольно неплохие урбанистические пейзажи, так что по нему приятно просто покататься на угнанной машине под звуки любимой радиостанции, вещающей рок-музыку... Игра имеет простой и понятный интерфейс, а транспортный парк состоит из 54 видов ТС: автомобили плюс четыре лодки и один самолёт. Физические параметры и управление сильно, очень сильно не дотягивают до настоящих автосимуляторов, но желание играть от этого не отпадает.

Конечно, сейчас игровой мир ушёл далеко вперед, авто выглядят как в кино, трассы становятся все реальнее, а для управления нужно не просто нажимать клавиши «влево», «вправо», «вперед», «назад». Современные версии самых динамичных автоигр здесь почти не описаны, а значит, мне определенно есть, к чему стремиться!

Мое вам пожелание: будьте осторожнее на настоящих дорогах, ведь в реальности время назад не отмотаешь. И обязательно играйте с удовольствием, от души и с неподдельным азартом!