Большая Автомобильная История. FAW

Быть первым всегда почетно, но немного страшно: вдруг не получится? Поэтому так ценна в начале пути дружественная помощь — как материальная, так и на уровне моральной поддержки. Сегодня мы познакомимся с историей самого первого китайского автомобилестроительного предприятия.

Именно так можно дословно перевести расшифровку аббревиатуры FAW: First Automobile Works. Помогать китайцам в этом непростом деле — развитии автопрома — решили жители Союза Советских Социалистических Республик. Наши соседи с Востока заинтересовались этой отраслью после того, как в декабре 1949 года СССР посетил Мао Цзэдун, один из самых знаменитых правителей Китая. Впечатлило его то, как быстро Союз смог восстановить силы после разрушительной войны.

В результате уже в феврале 50-го был подписан международный договор между двумя коммунистическими странами о дружбе и взаимопомощи; он наложил на СССР обязательства в оказании помощи в строительстве завода по производству грузовых автомобилей. В апреле уже был утвержден трехлетний план развития компании. Первый камень строящегося завода в городе Чанчунь заложил Сам Мао Цзэдун, эта дата — 13 июля 1956 года — считается днем рождения компании First Automotive Works. Поддержка наших специалистов не ограничивалась только помощью в возведении завода, они занимались также образованием кадров и передавали опыт технологий производства, а также поставляли запчасти и материалы.

Проходная первого автомобильного предприятия Китая была идентична той же части Завода имени И.А. Лихачева (ЗИЛ). Первый автомобиль, сошедший с конвейера FAW, это грузовик CA10 Jiefang (название можно перевести как «освобождение»). Его грузоподъемность составляла четыре тонны. Знаменательное событие произошло летом 1955 года. По сути он являлся копией советского грузового авто ЗиС-150, но это событие все равно обрадовало разработчиков Поднебесной.

FAW CA10 Jiefang

Официальное открытие завода состоялось 15 октября 1956 года. Директором стал Жао Бинь. Этот предприимчивый руководитель сумел составить план развития не только непосредственно завода, но и отрасли автомобилестроения в целом, предложил приоритетные направления развития. В1957 случилось хоть и формальное, но все-таки начало экспортной деятельности компании: один иорданский бизнесмен приобрел три грузовика Jiefang.

В феврале 58-го производство посетил председатель ЦК Коммунистической партии Китая. Он инспектировал промышленный объект довольно-таки дотошно, но вынес положительный вердикт, а значит, заводу быть, развиваться и шириться. После этого первым автозаводом гордилась уже вся страна. Май этого года ознаменован еще одним важным событием: на свет появился первый в истории страны легковой автомобиль: Dongfeng (в переводе «Восточный ветер»). Тест-драйв первопроходцу устроил сам Мао Цзэдун, собственной правящей персоной. Авто настолько поразил его, что он отозвался о ней как о «высшем техническом чуде».

FAW Dongfeng

Такой успех невероятно вдохновил китайцев на «подвиги», поэтому следующая легковушка появилась уже в конце лета 1958 года. Вот это стремление! Модель называлась Hongqi, то есть «Красное знамя»... весьма и весьма по-коммунистически. Это был седан представительского класса, который приглянулся правящей верхушке. Это способствовало тому, что в сентябре автомобиль был представлен в кузове «лимузин-кабриолет» по специальному проекту, разработанному для представителей государственного правительства.

FAW Hongqi

После любого стремительного подъема ожидается спад, настиг он и FAW, но продолжился лишь до 1960 года. Затем функционирование было восстановлено, предпринятые руководством экономические и управленческие меры возымели действие, и завод, так сказать, вернулся в строй. В 64-ом был впервые представлен и утвержден логотип FAW. Эмблема представляет собой видоизмененные китайские иероглифы, а также своеобразный силуэт ястреба, который «расправил свои крылья и летит сквозь ясное синее небо».

В 1965 году начался очередной подъем компании. Начало ему положила удлиненная версия лимузина Hongqi. Через год обновленный авто начали использовать лишь на государственном уровне. Август 67-го ознаменовался появлением предприятия SAW (Second Automobile Works). Оно было создано по велению правительства, причем трудами работников First Automobile Works.

После этого разработчики снова занялись переделкой модели Hongqi, доработанная версия снова вышла только для нужд власть предержащих в 1969 году. Отличие было в том, что этот лимузин, на этот раз с индексом CA772, получил бронированный кузов. Знаменательным для компании стал выпуск в 73 году 60-тонного самосвала FAW CA390, который было решено активно внедрять для проведения работ в карьерах.

FAW Hongqi с бронированным кузовом

1978-ой заставил первое автомобильное предприятие поразмыслить над получением нового опыта в производстве машин. В результате руководство приняло решение отправить двадцать самых талантливых инженеров компании в Японию, чтобы они переняли прогрессивные идеи у коллег с островов. В ходе этой образовательной программы китайские специалисты продуктивно пообщались с представителями Mitsubishi, Toyota, Nissan и Isuzu.

С 60 по 78 годы FAW вышла на весьма высокий уровень сбыта, что позволило увеличить мощности производства с 30 000 до 60 000 единиц продукции в год. В середине 80-ых начались работы по созданию нового пятитонного грузового автомобиля Jiefang CA141. Серийное производство этого автомобиля началось спустя три года, с конвейерной сборкой протянули до 1 января 1987 года. Высшее руководство Китая в это время финансировало компанию, что позволило провести очередные реформы и расширить площади предприятия.

FAW Jiefang CA141

Важный этапом в развитии первого автомобилестроительного завода стало сотрудничество с Volkswagen AG. Так, в 1988 году было подписано соглашение между немецким производителем и FAW Group о китайской сборке 30 000 автомобилей Audi 100. Германо-китайского первенца мир встретил уже в августе 89-го, под капотом у него был двигатель объемом 1,8 литра.

Люди с запада довольно быстро смекнули, насколько выгодно работать со старательными жителями КНР, поэтому следующий договор не заставил себя ждать. Уже в 1990 году китайцы обязались выпустить каждый год со своего конвейера 150 000 автомобилей модели VolkswagenJetta A2. Первое авто этой модели появилось 5 декабря 91-го.

1992 год принес First Automobile Works Group первый иностранный завод, построенный в Танзании (Африка). Его назначение — производство грузовых автомобилей Jiefang. Затем летом было изменено название компании, теперь оно звучало как «China First Automobile Works Corporation», но это мало отразилось на деятельности предприятия.

Volkswagen AG продолжал активное сотрудничество с китайским концерном, поэтому 1 июня 1995 года завод выпустил первый автомобиль популярной во всем мире модели Golf IV. Бизнес развивался все увереннее, важным шагом на этом пути стало размещение руководителями акций предприятия на китайской фондовой бирже.

В 2001 году предприятие заняло позицию в десятке крупнейших компаний Китая. Что неудивительно, ведь за промежуток с 1988 по 2001 годы уровень производства FAW вырос в 5 раз, а чистая прибыль — в 23 раза! К тому же был налажен активный экспорт автомобилей: к этому времени уже более семидесяти стран осуществляли поставки продукции FAW на свой рынок.

Руководство FAW приобрело 51% акций компании Tianjin Xiali Automobile, которая занималась производством автомобилей под брэндом Xiali в 2002-ом, а затем подписало еще один договор о долгосрочном сотрудничестве: на этот раз в качестве деловых партнеров выступили соседи из японской компании Toyota. Начало осени принесло китайцам ответвление «FAW Bus and Coach Company», предназначенное для выпуска автобусной техники. Октябрь принес еще одну новую компанию — Sichuan FAW Toyota Motor Co (ее создание связано с покупкой 80 % акций компании Sichuan Bus). После этого первый автоконцерн Китая очень быстро наладил производство автобусов средней вместимости FAW Coaster.

Два завода FAW Bus and Coach Company успешно справляются с выпуском междугородних и туристических моделей автобусов с собственными шасси и двигателями. Их мощность варьируется в диапазоне от 150 до 241 лошадиных сил. Длина составляет 8,6; 10,4; 11,4 метра, а количество мест может быть от 26 до 51. Самыми популярными стали FAW DK 61011 (11,4 метра в длину, 48 сидений) и FAW CA 6860 (8,6 метров в длину, 26-34 сидений). Весят они под десять тонн, а под капотом шестилитровый мотор мощностью 190 лошадиных сил.

Еще одним направлением развития компании стали гибриды. В 2005 году в рамках этого проекта совместным предприятием Sichuan FAW Toyota Motor было начато производство автомобиля Toyota Prius. После FAW купил лицензию и по имеющейся технологии был создан сначала седан Hongqi, а впоследствии и автобусы с параллельной гибридной системой. Она позволяет не только уменьшить количество вредных выхлопов, но и снизить потребление топлива, поэтому их решено было использовать во время Олимпиады 2008 в Пекине и World Expo 2010 в Шанхае.

Toyota Prius

Взаимодействие с Россией было не таким уж тесным, как ожидалось. Началом более-менее активного сотрудничества можно считать 2005 год, когда было продано 433 небольших грузовика марки FAW (это 4,2 % рынка иностранных автомобилей грузоподъемностью до 3,5 тонн). Тогда же было принято решение о создании совместного производства китайского концерна с российской компанией «Ирито», предназначенного для сборки грузовиков в городе Гжель.

2006 год продолжил сближать РФ и Китай: в городе Бийск начались работы по сборке внедорожников и пикапов FAW, а в следующем году к ним присоединились и самосвалы. Также выпускать 10, 20-тоннажные самосвалы и грузовики под торговой маркой «АМУР» решили на ЗАО «Автомобили и моторы Урала». В этом же году появилась одна из популярнейших моделей марки: FAW Jinn. Это компакт-кар, построенный на базе Daihatsu Move образца 1998-2002 года. Отличает это авто от подобных распашная пятая дверь (свойственная скорее более вместительным коммерческим автомобилям). «Начинкой» авто является 1,1-литровый двигатель, способный на 52 лошадиные силы и максимальную скорость до 130 километров в час.

FAW Jinn

Одновременно появилась модель FAW Vita, построенная на базе автомобиля, скопированного в 1986 году с Toyota Yaris. В варианте 2006 года разработчики используют двигатель, коробку переключения передач и ходовую часть, которые были созданы на технологической основе японской компании. Небольшой, но вместительный городской седан обладает неплохим дизайном и отделкой интерьера по последним на то время технологиям. В 2007 модельный ряд пополнился хэтчбеком гольф-класса Vita; авто было представлено на Женевском автосалоне.

FAW Vita в кузове хэтчбек

Проявить себя жители поднебесной решили и в Мексике: в ноябре 2007-го создано совместное предприятие с местной компанией Grupo Elektra SAB, где начиная с 2010 года выпускается до 100 000 автомобилей в год. В 2008-ом China First Automobile Works Corporation заняла 1 место в рейтинге 500 самых крупных промышленных предприятий Китая, а в 2009-ом смело вступила в число 400 крупнейших компаний мира.

На Пекинском автосалоне 2008 года китайцы решили удивить всех новинкой: седаном бизнес-класса Besturn B50, в основу которого лег автомобиль Mazda 6. Над внешностью представительного седана трудились итальянцы из компании Italdesign Giugiaro. По сравнению с предыдущими работами, здесь оснащение намного богаче: кожаный салон с отделкой под дерево, климат-контроль, круиз-контроль, ксеноновые фары, камера заднего вида и CD-аудиосистема с шестью динамиками.

FAW Besturn B50

Совместные заводы с Volkswagen, Toyota, Ford и Mazda уже имелись, а в августе 2009 года настал черед и General Motors, именно тогда было создано предприятие этих двух компаний. В конце 2010-го завершилось возведение нового завода в городе Чанчунь, а май 2011-го ознаменовался открытием производства в Харбине — оба построены совместно с GM.

Шанхайский автосалон 2011 года позволил китайцам презентовать очередную модель: FAW X Concept SUV — на этот раз китайцы замахнулись на внедорожник. Он спроектирован на базе модифицированной платформы PQ35 компании Volkswagen. На ней же построен кроссовер Tiguan. Серийная модель с определенными изменениями в экстерьере появится в 2013 году.

FAW X Concept SUV

На сегодняшний день старейшая автомобилестроительная корпорация Китая владеет тридцатью дочерними компаниями, и имеет контрольный пакет акций в порядка двадцати различных структурах. В числе основных направлений деятельности производство автобусов, малотоннажных, среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиков, легковых и малолитражных легковых автомобилей; также в состав China First Automobile Works Corporation входит собственный центр по разработке новых технологий, материалов и продуктов.