Похоже, я старею… Потому что другого объяснения тому, что с годами мне начали нравиться большие пикапы, я просто не вижу. Когда я замечаю на дороге Тундру или Раптора, всегда мысленно «поднимаю палец вверх». А на ММАС-2014, обнаружив на стенде Chevrolet новый Silverado, мы с коллегой излазили его вдоль и поперек и потом долго огорчались, узнав, что при нынешних экономических обстоятельствах в Россию его поставлять не будут.
Именно поэтому я взял на тест европейский бестселлер Toyota в сегменте «фермерского» транспорта — Hilux, а не потому, что мне нужно было что-то перевезти, как делает большинство автомобильных журналистов.
В принципе, все, что вам следует знать о Хайлаксе, можно уместить в три предложения. Во-первых, это полноценный внедорожник, а не какой-то там дамский кроссовер. Во-вторых, это неприхотливый, экономичный и надежный автомобиль (особенно в комплектации с 2,5-литровым дизелем и механикой, как наш тестовый). И в-третьих, это самый популярный пикап на российском рынке — в прошлом году продано 6 207 автомобилей (на втором месте L200).
Плюсы весомые, но удобен ли этот пикап в повседневной эксплуатации? Ответ на данный вопрос я искал всю прошлую неделю.
Коллеги, тестировавшие Hilux до меня, видимо, не умеют правильно прогнозировать дорожную обстановку. При резком торможении у них «сложился» прицеп и замял заднюю правую часть пикапа.
Для чего люди покупают пикапы? Вариантов всего два:
А) им нужна «рабочая лошадка»;
Б) они просто хотят выделиться из толпы.
По вместительности и удобству все пикапы-одноклассники Хайлакса примерно равны. У этого кузов чуть шире, у того борта чуть выше, и по четыре стандартных проушины для неподвижной фиксации груза, по обыкновению, у каждого. Так или иначе, но все пикапы, официально представленные на российском рынке, в целом одинаково справляются с грузоперевозками.
Забирая на тест Hilux, я представлял себе сцену из фильма «Форсаж», в которой банда Торетто везла на красном F-150 гору запчастей для восстановления оранжевой Супры главного героя. Но реальность оказалась намного прозаичнее — за всю неделю мне удалось перевезти на пикапе лишь одну несчастную коробку койловеров* Cusco для своей Супры. При этом во время каждой остановки меня посещали параноидальные мысли, что кто-нибудь может воспользоваться моментом и украсть мои запчасти из открытого кузова Хайлакса…
А еще на платформе тойотовского пикапа запросто умещается питбайк — около месяца назад я купил себе такой маленький кроссовый мотоцикл и перевозил его в гараж на «прошлогоднем» Хайлаксе своего друга (только у него он с трехлитровым дизелем и автоматом). Главное — помнить, что такие неустойчивые грузы нужно очень крепко и внимательно привязывать и притягивать к кузову. Мы поплатились за спешку: на одном из торможений пит «отстегнулся» и прислонился рулем к крыше пикапа, оставив на ней небольшую вмятину…
Автомобиль стоит 1 347 000 рублей, а дверные ручки неокрашенные...
А вот по заметности Hilux определенно превосходит всех своих конкурентов. Соседи по потоку постоянно разглядывали тестовый пикап, хотя лично я в нем не вижу ничего сверхъестественного. Видимо, за счет хмурой мины на «лице» и горба-воздухозаборника на капоте он выглядит ярче, чем Amarok и Navara, подогнанные под корпоративную стилистику своих брендов.
И все же, удобен ли Toyota Hilux в большом городе? Хорошая обзорность, возможность забираться на бордюры (клиренс у этого пикапа 222 мм) и топливная экономичность — 2,5-литровый турбодизель в среднем потребляет 8,8 литра солярки на 100 км — отправляются в копилку плюсов. Но у Хайлакса есть и несколько недостатков, и далеко не все из них можно «списать» на проблемы класса в целом.
На нем совсем непросто разворачиваться в узком пространстве — приходится быстро вращать малоинформативный руль, делающий целых 3,7 оборота от упора до упора, и внимательно контролировать длинный «хвост», потому что одной камеры заднего вида не всегда хватает для точной оценки маневра. По паспорту минимальный радиус разворота у этого грузовика — 6,2 метра.
Интерьер с минимальным набором удобств, но без излишеств.
Толпу друзей в Хайлаксе далеко увезти тоже не получится, по двум причинам. Они должны быть налегке, так как крупный багаж затруднит их расположение на заднем диване (оставлять сумки в кузове не только зимой, но и летом мало кто согласится). А еще их очень быстро «растрясет» из-за жесткой и «прыгучей» задней рессорной подвески. Причем во время движения по плохим дорогам сзади укачивает даже людей с выносливым вестибулярным аппаратом. Естественно, если пикап нагрузить, то он становится чуть мягче и комфортнее. Но каждый день возить с собой бесполезный балласт совсем не круто.
Упомянутые выше недостатки характерны для всех пикапов, но вялая динамика, медленный прогрев салона, вибрации и шум двигателя присущи далеко не каждому грузовому внедорожнику. Виновник всего вышеперечисленного — 2,5-литровый рядный четырехцилиндровый турбодизель 2KD-FTV в форсированном «тайском» исполнении, выдающий 144 л.с. при 3400 об/мин и 343 Нм на «полке» от 1600 до 2800 об/мин. Как бы оперативно вы ни переключали передачи длинноходным вибрирующим рычагом пятиступенчатой механики, воскрешающим воспоминания о схожем органе управления старых «Жигулей», разогнаться до 100 км/ч быстрее, чем за 13 секунд, получится только с горки и при попутном ветре. В городе это не сильно мешает, но при обгонах на загородных дорогах не расслабишься. Приходится внимательно просчитывать дистанцию и разницу скоростей, понижать передачи и давить педаль газа до упора. С 60 до 100 км/ч (на 3-й передаче) пикап ускоряется за 7,5 секунды, с 80 до 120 км/ч (на 4-й) — за 10 секунд и со 100 до 140 км/ч на высшей передаче — за 14 секунд.
Другие «симптомы» дизеля — повышенная вибронагрузка, навязчивое тарахтение и медленный прогрев — также присутствуют. С первым и вторым пунктом придется смириться, а от третьего лучше избавиться нехитрым путем установки предпускового подогревателя. И если сейчас, при минус 5 градусах Цельсия за окном, салон Hilux в движении начинает нагреваться лишь спустя четверть часа, то я боюсь представить, сколько времени понадобится для прогрева при минус 30 или в условиях еще более крепких сибирских морозов…
Однако еще раз подчеркну, что при этом двигатель 2KD экономичен и надежен ровно настолько, насколько качественная солярка попадает в его аккумуляторную систему впрыска D-4D. Если за ним правильно ухаживать, он и 20 лет запросто прослужит.
А еще дизельная тяга в совокупности с понижающим рядом и блокирующимся задним межколесным дифференциалом делают Хайлакс если не королем, то по меньшей мере одним из «претендентов на внедорожный трон». Полевые испытания прошли как по маслу, я даже ни разу толком не застрял, только пару крутых въездов пришлось штурмовать в несколько приемов. Лучше посмотрите, на что способен Hilux даже в минимальной подготовке (силовой бампер, 6-сантиметровый «лифт» и «мадовые» шины).
К нам на тест Toyota Hilux попал в комплектации комфорт (дешевле только версия стандарт с неокрашенными бамперами), приобрести такой автомобиль можно за 1 347 000 рублей. Комфорт, по мнению «Тойоты», — это мягкие и удобные тканевые кресла с подогревом и почти отсутствующей боковой поддержкой, камера заднего вида, регулировка руля в одном направлении, боковые зеркала с электроприводом и обогревом, электростеклоподъемники на всех окнах, тонировка и аудиосистема с 6 динамиками. Достаточно ли этого для «оправдания» такой стоимости? Не уверен, но рыночная конъюнктура такова, что дешевле только L200 и наш родной УАЗик.
Toyota Hilux — отличный выбор для зажиточного фермера, лесника, строителя, охотника и любого другого человека, которому необходим неприхотливый и вместительный внедорожник. Но если этот пикап вам нужен просто как аксессуар, как дополнение к собственному имиджу — рекомендую присмотреть что-нибудь попроще и покомфортнее.
* — винтовая подвеска или, если точнее, стойки, в которых пружины и регулируемые амортизаторы объединены в единую конструкцию.
— легкосплавные диски R16 (нестандартные)
— зимние шипованные шины Continental ContiIceContact 245/75 R16 (нестандартные)
— хромированная радиаторная решетка
— передний бампер окрашен в цвет кузова
— расширители колесных арок
— складывающиеся зеркала
— тонированные заднее и задние боковые стекла
— галогеновые фары
— омыватели фар
— полноразмерная запаска
— датчик света
— электропривод и обогрев зеркал
— обогрев заднего стекла
— электропривод передних и задних стекол
— подогрев передних сидений
— кондиционер с ручным управлением
— центральный замок с иммобилайзером
— регулировка руля по углу наклона
— отделанные кожей руль и ручка КПП
— тканевая обивка сидений
— мультифункциональный дисплей
— Bluetooth-совместимость
— камера заднего вида
— CD/MP3-аудиосистема с 6 динамиками
— поддержка USB. AUX
— АБС
— фронтальные подушки безопасности водителя и пассажира
Toyota Hilux
Volkswagen Amarok (двойная кабина)