Делай два

То был славный 2007 год. Российский народ уже хорошенько освоил потребительские кредиты и вовсю одалживал у банков, только бы встать в очередь за новеньким авто. Очереди начинали выстраиваться приличные, и еще пахнущие конвейером машинки уходили из шоу-румов влет. Славная была пора. Не очень долгая, к сожалению, но кто об этом мог тогда знать? На фоне изобилия денег и всеобщего, казалось бы, процветания, будущее выглядело радужным, перспективы - заманчивыми, а свежепрезентованный седан FIAT Linea - серьезным игроком среди недорогих седанов класса С.

Вы точно читали про Linea. Или наверняка слышали. Когда некоторым интересующимся я говорил о том, что скоро познакомлюсь со свежим блюдом итальянского автомобилестроения по имени Linea, те кивали, а потом начинали морщить лоб: Linea, Linea... что-то очень знакомое... Конечно, знакомое - в январе 2008 года соллеровский завод в Набережных Челнах едва не начал производить их методом крупноузловой сборки. А чуть ранее, в 2007 году, FIAT вывез в Стамбул порядка 300 журналистов и устроил им полноценную ездовую презентацию. По сети и прессе тут же полетели заголовки: «Горячая линия», «Линия надежды», «По линеечке», «На линии старта» и т. п. Все прочили новому седану коммерческий успех и народную любовь... А потом скакнул курс евро. И цены на те немногие «Линии», что успели завезти из Турции еще в 2007 году, выросли за ним следом. Кое-как распродав партию, все, включая и импортера Sollers (тогда ОАО «Северсталь-авто»), крепко задумались: будет ли спрос? От поставок Linea в РФ и сборки автомобилей у нас решили временно воздержаться. А потом грянул кризис и стало совсем не до того.

К счастью, в 2010 году стабильный экспорт отечественных нефтебаррелей сделал свое, и экономика стала потихоньку выравниваться. Снова появляются очереди в шоу-румах, с новой силой осваиваются банковские услуги. И вот 25 августа на Московском автосалоне презентация: встречайте - FIAT Linea. Встречаем. Одновременно с премьерой стартовали российские продажи. Пожалуй, время для второго захода выбрано удачное. В автоцентре «Эхо», официальном дилере FIAT в Самаре, у которого мы взяли на тест «Линею», менеджеры в предвкушении потирают руки: спрос превышает предложение. Дефицит. На таком безрыбье и рак рыба, а такая рыба, как Linea - тем более рак. Сейчас поясню.

Снаружи, особенно спереди в три четверти седан выглядит солидно, престижно даже. Причина - хром на изящной решетке с тонкими рейками. Фамильная морда от Grande Punto, блестючая и наложенная поверх нового силуэта, придает знакомому образу благородности. Уровень блестючести, кстати, зависит от комплектации: фас сияет серебряным светом всегда, а вот дополнительные хромовые элементы - только у топовой версии Emotion.

От хэтчбека тут не только лицо, но и платформа: МакФерсон спереди, полузависимая балка сзади. Настроено все это таким образом, чтобы пассажиры вспоминали о качестве российского асфальта как можно реже. Шасси комфортно, правда, если сравнить с тем же VW Polo Sedan, не такое непробиваемое: нет-нет, да дойдет с глухим стуком до демпфера излишнее поперечное ускорение. Или если под колеса попадет участок с множеством кочек среднего размера, начнется небольшая болтанка. А так - мечта таксиста. Благо и багажник, и прочие габариты позволяют им о нем помечтать. В грузовом отделении - 500 литров. Если сложить полностью задний диван (он может складываться и в соотношении 2:3), литров втиснется уже 870. Под фальшполом - полноценное запасное колесо. FIAT Linea длиннее своего конкурента №1 - «Фокуса», у того от носа до хвоста 4481 мм, а у итальянца - 4560. Это на 3 см меньше, чем у «Круза», к примеру, но, сидя внутри, никакой разницы в просторе не чувствуется. Сзади между коленками и спинкой переднего кресла остается еще порядка сантиметров семи, в локтях тоже есть где развернуться, вот только покатый потолок нависает над самой макушкой.

На водительском сиденье воздуха сверху больше. Тут можно неплохо устроиться: регулируемый в двух плоскостях руль так и просится в руки, не перекрывая приборов, его примеру следует рычаг 5-ступенчатой «механики». Вот только верхняя часть спинки кресла не слишком рада моему присутствию, так и норовит вытолкнуть. Пластик на вид качественный, а на ощупь - жесткий. Кнопки стеклоподъемников - тугие, а их привод - быстрый и резкий. То ли из-за того, что автомобиль новый, то ли из-за российской сборки, но «Линеа» вся воспринимается какой-то упругой, слегка непокорной, что ли. Чтобы высвободить рычаг, фиксирующий баранку, нужно оказать на него заметное давление. Подрулевые рычажки щелкаются резко и четко. Коробка втыкает передачи с небольшим усилием. Думаю, ближе к 5000 км это все должно приработаться, сейчас на одометре - меньше пятиста.

В стадии обкатки и мотор, однако потенциальная прыть чувствуется. 1,4-литровый двигатель T-Jet с турбиной заведует стадом из 120 «лошадей» и крутит на 206 Нм. Это пока единственный доступный в России силовой агрегат, но позже, как заверяют в Sollers, появятся еще. До 2000 оборотов мотор работает ровно, практически без турбоямы, а после этой отметки подхватывает на ура. До 100 км/ч седан пуляет за 9 секунд, соотносимый с ним 115-сильный Focus - за 10,9 сек. Тормоза очень чувствительные, так что первое время давить на среднюю педальку нужно с максимумом аккуратности, зато когда привыкаешь, находишь привод весьма информативным. Чего не скажешь о руле. ГУР делает усилие на нем до того легким, что порой определить угол поворота колес затруднительно. Также иногда после поворота не хватает возвращающего момента, из-за чего приходится «раскручивать» баранку самому. Зато курсовая устойчивость устойчивая. Едешь себе через колеи и ямы по прямой и лишь изредка корректируешь траекторию. В общем, в меру азартно, в меру комфортно, в меру управляемо, в меру всё.

Так на какой же кошелек нацелена Linea? А практически на любой. Что бы там ни говорили маркетологи о портрете потенциального покупателя, на «Фокусах» и «Крузах» у нас гоняет и убеленный сединами почтенный глава семейства, и получивший только вчера права тинэйджер. Главное, чтобы цветных бумажечек хватило. Оных потребуется от 584 900 за комплектацию Dynamic. Она не голая: CD-проигрыватель с 6 динамиками, зеркала с электроприводом и обогревом, ABS с системой распределения тормозных усилий EBD, центральный замок, передние электростеклоподъёмники, кондиционер. В наших руках побывала версия Comfort, в которой дополнительно наличествуют аудиосистема с поддержкой МР3, кожаная отделка руля и рукоятки КПП, обогрев передних кресел, задние электростеклоподъёмники, противотуманки и мультируль. Хотите? Извольте предъявить 613 200 рублей. Наконец, самый завидный уровень оснащения называется Emotion, в который включено почти все: дополнительный хром на кузове и в салоне, легкосплавные диски R16 вместо стальных 15-х, передний и задний подлокотники, двуцветная приборная панель, солнцезащитные шторки на задние окна, климат-контроль, водительское кресло с электрорегулировкой, системы курсовой устойчивости и стабилизации (ESP, ASR, MSR), система удержания автомобиля на подъеме Hill Holder, система с интересным названием Blue & Me (USB-разъем, блютус, громкая связь с управлением на руле). Такое богатство оценивается в 678 200 рублей. А это, конечно, совсем не бюджетно.

Так вот, возвращаясь к главному вопросу, над которым в свое время уже думали в Sollers: будет ли спрос, а тем более за такие деньги? Семь к трем, что будет. Машина вышла качественной и с «Фокусом» еще потягается. Другое дело, что всеволжский продукт у нас изучили очень хорошо, распробовали, и теперь смакуют... ну, по крайней мере те, кто достоял в полугодовой, а то и более, очереди. На «Линеа» таковые значительно меньше, более того, поскольку модель свежая, ждать ее нужно всего месяц-два. А там, глядишь, и распробуют. Да и народ сейчас такой, что берет почти все. Буквально несколько дней назад ребята из одного салона рассказывали, что покупатели готовы взять даже автомобили с дефектами покраски и исправить их за свой счет. Дефицит, помните? Кто успел, тот и съел.