Вторая ласточка

Всё началось, как ни странно, с Mercedes. Именно этот немецкий производитель породил очередную смуту в классификации кузовов. Казалось бы - ну как кузов купе может иметь четыре двери? Ещё как может - и на рынке появляется эдакий ребус - Mercedes-Benz CLS. Оказалось, что это очень выигрышный ход - обозвать приземистый седан "четырёхдверным купе" и смотреть, как бодро растут цифры продаж. Кажется, что теперь только ленивый не стремится заиметь в линейке моделей очередное чудо - седановидное купе (купеобразный седан?). И Passat CC - именно такой вариант. Вторая ласточка.

Мы такие разные

Сравнивать обычный Passat  с его "купейным" собратом СС нет никакого смысла - даже при том, что линейка силовых агрегатов у них одинаковая, равно как и платформа, потребительские ниши разные. Но от противопоставлений автомобилей, имеющих столь много общего, всё равно не уйти - поэтому мы и свели в одном (весьма дождливом) тесте обычный "Пассат" и его "спортверсию", назовём это так.

Смысл появления на рынке Passat CC - раздать всем сёстрам по серьгам - и молодым "спортсменам" угодить, и привыкшим к респектабельности обычных "Пассатов" помочь вспомнить молодость. Да и уж больно харизматичный бренд - Passat. Хотя скажем прямо, фольксвагеновское "комфортное купе" можно было без угрызений совести называть собственным именем. Но - маркетинг всему голова.

Внешне автомобили разнятся почти как небо и земля - и как будто специально для того, чтобы подчеркнуть различия, автосалон "Премьера", официальный дилер Volkswagen в Тольятти, предоставил на тест автомобили радикальных цветов - белый CC и чёрный "гражданский" Passat (новый Passat B6, образца 2009 года). Оба автомобиля имеют привод на переднюю ось и двигатель 1,8 литра (TSI), сагрегатированный с 7-ступенчатой роботизированной коробкой (DSG).

Обе англоязычные аббревиатуры являются особой гордостью Volkswagen - двухнаддувный мотор TSI три года подряд признан "Двигателем года" за удачное сочетание экономичности и мощности, а роботизированная DSG теперь имеет семь ступеней (впервые в истории на поперечно стоящем моторе) и двойное сухое сцепление, что призвано обеспечить комфорт "обычного" автомата, динамику, как на "механике" в сочетании с сокращённым на 10% расходом по сравнению с традиционным гидротрансформатором (который в гамме тоже есть). На "нашем" Passat CC, как и на его гражданском попутчике, стоит как раз семиступенчатая DSG, имеющая сухой картер сцепления - версия "с маслом" и шестью ступенями ставится только на дизельные версии и на топ-версию СС с бензиновым V6.

Тестовая "ЦеЦешка" нафарширована добротно:

Из дополнительных опций  - салон отделан великолепной кожей "Nappa", а стандартные литые диски "Phoenix" 8 J x 17 заменены на 18-дюймовые "Interlagos". Установлена радионавигационная система, биксеноновые адаптивные фары, камера заднего вида, подогрев задних сидений, электроподогрев лобового стекла, розетка на 220 В и панорамная крыша.

Такая машина (только без дополнительных опций) обойдётся вам в 1 125 741 руб. Самый доступный СС с "механикой" вместо "робота" стоит 1 043 460 руб, а за трёхсотсильную полноприводную версию (V6) с вас попросят 1 880 185 руб.

Элегантность и уверенность

Когда приближаешься к стоящему Passat CC, натурально хочется цокать языком. Когда он проносится мимо тебя - тоже. Этот автомобиль оставляет о себе неизгладимое впечатление своими линиями и обводами кузова, равно как и необычным названием. Да, тут все не так, как в обычном "купе" - кузов с заниженной крышей имеет 4 двери, у которых отсутствуют рамки остекления. Passat CC выглядит элегантно-напористым, литые диски на 18" с низкопрофильной резиной добавляют экстерьеру шарма. Автомобиль выгодно выделяется в потоке, заставляя оглядываться прохожих.

Сиденья выглядят здорово, но развитая боковая поддержка мешает входу-выходу из автомобиля - в салон приходится почти втискиваться, как в гоночный кокпит. Однако гоночным спартанством в убранстве салона и не пахнет - отделка салона кожей "Nappa" выглядит роскошно и приятна на ощупь. Находясь в таком кресле чувствуешь себя комфортно. Передние кресла имеют 12-позиционную электрическую регулировку, а водительское - с тремя положениями памяти. Кроме того, для кожаных сидений доступна функция активной климатизации.

Рабочее место водителя эргономически выверено, хорошо читается вся информация. Подсветка «Ambiente» приятна для глаза и добавляет еще больше комфорта. Жаль только, что вся информация на английском языке, а GPS-навигация обозначает разумную жизнь только начиная с Москвы. Обзорность лучше, чем ждёшь от такого приземистого автомобиля - внешне крупные передние стойки нареканий не вызывают. Но наружные зеркала хотелось бы иметь чуть крупнее, а обзорность внутреннего зеркала заднего вида немного ограничена подголовниками задних сидений. Задние сидения также имеют развитую боковую поддержку, но, что удивительно, на второй ряд 4-х дверного купе садиться-выходить очень удобно. А при движении в повороте в таком кресле чувствуешь себя уверенно. Правда, для человека ростом ниже среднего есть одно но – ремень безопасности давит на шею, а регулировка отсутствует.

Хорошим дополнением к интерьеру является люк на крыше. Он прозрачный, но хорошо затемнён, а подвижность его ограничена парой сантиметров зазора, чего, в принципе, вполне достаточно, если только вы не любитель сафари. В целом по интерьеру отделка салона выглядит очень элегантно и местами даже роскошно, хотя спорные сочетания пластика, вставок под дерево, хрома и кожи - на любителя. Багажник, не смотря на спортивный внешний вид автомобиля имеет 532 литра не в ущерб пространству салона. В багажном отделении разместилась полноразмерная запаска. Приятна удивила безделица – крючок для сумок в багажнике.

Мотор 1.8 TSI развивает крутящий момент 250 Нм и мощность или 152 л.с. (112 Кв). С ним Passat CC разгоняется до 100 км/ч за 8,6 секунды при "максималке" в 222 км/ч. Инновационная технология, сочетающая в себе системы непосредственного впрыска и турбонаддува, позволила парням из Вольфсбурга уменьшить объём двигателя, снизить массу и трение, сделать его компактным и повысить мощность. Топливо в двигателе TSI сжигается более эффективно, чем в обычных атмосферных двигателях - да, Volkswagen уверенно сидит на своём экономично-экологическом коньке.

На деле двигатель обладает легким запуском, не шумный, имеет хорошие тяговые свойства на малых оборотах. Он комплектуется 6-ти ступенчатой механической коробкой передач или роботизированной, с двумя дисками сцепления, 7-ми ступенчатой DSG. В нашем случае это именно "робот" DSG. Наличие семи ступеней обещает более плавный ход автомобиля - за счёт большего перекрытия передач. Селектор, помимо традиционных положений, имеет режим ручного переключения, а также положение Sport. Посмотрим, насколько сообразителен этот киберорганизм. Передо мной рекламный проспект, где предлагается ощутить динамику автомобиля VW Passat CC, "опережающую движение" и ощутить адреналин в крови. Ну а почему бы и нет?

По улицам города

Взяв в компанию обычный "Пассат" в самой богатой комплектации Highline (с точно таким же двигателем и трансмиссией), выкатываемся на Спортивную, установив режим "Drive". В режиме обычного движения в городском цикле коробка особых замечаний не вызывает. На грани режимов "город" и "ускоренное движение" замечается небольшое запаздывание в переключениях передач - небольшой, но заметный провальчик. В этом случае коробка как бы подсказывает переключиться в режим "Sport"...

В этом режиме у автомобиля открывается “второе дыхание” - вот где DSG раскрывает себя по полной! Если в "драйве" она напоминает заурядный, чуть тугодумный автомат, то в "спорте" способна подарить действительно сильные впечатления. Динамичный мотор вкупе со спортивным режимом оставляет приятные впечатления от вождения. Что ж, фольксвагеновская эпопея под названием DSG увенчалась на первый взгляд небольшим, но значимым свершением - "робот" больше не является эксперементальным и нелогичным чудом техники и кое в чём даже превосходит некоторые из традиционных автоматических трансмиссий. Да, здесь тоже есть ручной режим переключения, и можно ускориться "в пол", приятно повизгивая на первой, второй и даже третьей передаче колёсами, дёргая за стильную ручку селектора. Но как и везде, где мы не имеем дело с чистой "механикой", ручной режим - это в большей степени баловство. В штатном режиме DSG вполне удобен, а тормозить двигателем на скользкой дороге при таком количестве электроники владельцу в голову не придёт.

Настройка подвески на плохие дороги имеет место быть. Что интересно, мелкие ямы и температурные швы автомобиль проходит жестко, но проявляется это не в ударе подвески, а как бы на слух (слышен только хлопок). На более высоких скоростях автомобиль ведет себя мягко, иногда даже слишком. При объезде препятствий машина задает крен. Это обстоятельство в сочетании с довольно острым и информативным рулём (что само по себе хорошо) оставляет о поведении автомобиля на дороге неоднозначное впечатление. На автомобиле установлен электромеханический привод руля. Руль информативен и неплохо стабилизируется. Тормоза имеют ABS, тоже очень информативны, предсказуемы, привыкание к педали происходит за пару нажатий. При экстренном торможении автоматически включается аварийная световая сигнализация. Отдача на педаль тормоза при включении ABS невелика, амплитуда в толчках педали остается одинаковой.

Если пересесть в обычный "Пассат", в настройке шасси вы не заметите никаких отличий. Та же энергоёмкая, добротная подвеска, тот же вмеру острый руль с хорошей обратной связью, та же умеренная раскачка на переставках. Но то, что в гражданской версии воспринимается как должное ("Пассаты" были такими издревле), в спортивном "отпрыске" вызывает массу вопросов. И самый главный из них - где спортивная настройка подвески? И ровно в этом месте понимаешь, что в случае с Passat CC претензия "на спорт" - не более чем прозрачный, как люк в крыше, намёк. Это не автомобиль для трек-дней. Это комфортабельный лайнер. И в своей попытке дотянуться до упомянутой в начале рассказа "первой ласточки" он, безусловно, хорош.

В предельном повороте Passat CC кренится, но не опасно, слегка скользит передней осью, после чего ESP начинает ненавязчиво заправлять автомобиль в поворот. Однако обмануть электронику можно - если вы находитесь на непрогретом, влажном или слегка загрязнённом асфальте и решили "прохватить", на всякий случай стоит приготовиться работать рулём и газом - снос передней оси даже при включенном ESP может бодро перейти в занос задней. И, кстати - сиденья в поворотах держат отменно.

И напоследок

Эти две модели  - Passat и Passat CC - всегда будут находить своих покупателей. Главное на сегодняшний момент - желание и цена вопроса. Переднеприводный Passat CC 1.8 TSI с семиступенчатым "роботом" - отличный вариант для тех, кому хочется динамичный немецкий автомобиль, а до Audi (или, тем более, Mercedes-Benz) в похожем исполнении нужно расти еще несколько лет. Ну а кому адреналина покажется мало - есть полноприводная версия 4Motion с мотором V6 объёмом 3.6 литра. Та пуляет до "сотни" на три секунды быстрее.

Своими впечатлениями о Passat CC поделились наши эксперты:

Алексей Кудимов, директор ООО "Директ-Лайн". Личный автомобиль - Ford Focus:

Отличный автомобиль! Выглядит здорово и хорошо управляется. Понравились тормоза и то, как держат в поворотах сиденья. Но несколько моментов лично меня всегда будут сдерживать от покупки такого автомобиля.

Я считаю, что автомобиль нужно покупать из за приверженности бренду, и уже потом рассматривать динамические характеристики. Главное - получать от машины удовольствие. Для меня Фольксваген - не из числа этих автомобилей. Явный минус Passat CC - серьёзно заваленная передняя стойка. Боковая поддержка сидений, их низкое расположение, передняя стойка - всё это вместе делает процесс посадки довольно тяжелым.

В принципе, машина классно управляется, очень хороший руль, только нужно привыкнуть к растущей со скоростью нагрузке на руле при повороте. Но подвеска очень мягкая - у меня было ощущение, что едешь на водяном матрасе. Я ждал очень жесткой подвески, ну хотя бы не мягче, чем на обычном "Пассате". Возможно, такая подвеска сделана в угоду таким рынкам, как американский, но, с другой стороны, такие машины настраивают по-разному под разные рынки сбыта. И ещё - я ждал большего от DSG.

Мне кажется, этот автомобиль создан на 100% маркетологами. "Четырёхдверное купе" - это нонсенс! Если ты хочешь купить себе купе - купи себе купе, если хочешь нормальный седан - купи седан. Если рассматривать "Пассат" - то это прекрасная во всех отношениях машина. Я не сомневаюсь, что и Passat CC тоже будет пользоваться спросом. Но для меня он не подходит - у меня в течение дня очень много мелких рабочих поездок и я постоянно вхожу и выхожу из машины - за день это может произойти 20-30 раз.

Дмитрий Ревякин, ООО "Иновекс", инженер. Личный автомобиль VW Passat В6 (4Motion):

В Passat CC немного неудобной получилась посадка-высадка с места водителя из-за высокой боковой поддержки сидений. Белый цвет - не для нашего климата, будет быстро пачкаться. После езды по лужам порог очень грязный - при посадке гарантированно испачкаешь штанину. Не понравились наружные зеркала заднего вида - они информативны, но их форма лично у меня симпатии не вызывает.

Шумоизоляция в салоне даже лучше, чем в обычном Passat! Подвеска показалась даже чуть более мягкой, чем в В6. "Автомат" (DSG) в режиме "драйв" работает вяловато. Да, есть режим "спорт", но если всё время использовать его, это наверняка сильно скажется на расходе топлива.

В целом очень понравился дизайн! Если бы я не взял обычный "Пассат" (VW Passat В6), остановил бы свой выбор на Passat СС. Впрочем, новый Passat B6 тоже очень неплох -  по сравнению с машиной 2008 года лучше стала шумоизоляция, к комфортной подвеске нет никаких нареканий, рулевое управление вмеру чувствительное, а тормоза стали эффективнее.