Lexus CT 200h. Полупроводник в будущее

Что такое гибриды? В США — это однозначно мода. Иметь в Штатах гибридный автомобиль — это круто. А местами и выгодно, например, в донельзя экологичной Калифорнии. В Европе — это тоже мода, но ещё сильнее, чем в Америке, сопряжённая с реальной полезностью: в лондонское Сити автомобиль, движущийся на электротяге, может въехать бесплатно, а пока его владелец работает в офисе, батарею электромобиля можно бесплатно зарядить на стоянке.

Lexus CT 200h — не электромобиль, но автомобиль «полногибридный», в терминологии Lexus. Это означает, что он может двигаться только на электрической тяге со скоростью до 45 км/ч. Параметры, идеально подходящие для каждодневного перемещения по центру Лондона. Да и сама буквенная аббревиатура модели звучит в точности, как этот самый центр — «Си Ти».

А что такое гибридный автомобиль в России? У нас гибрид — это, прежде всего, весело. Не сильно модно, не особенно полезно, но весело. Потому что уже слегка модно и иногда даже немного полезно. Именно по этой странной формуле, которую не поймёт ни один европеец, Россия уже многие столетия и впитывает прогрессивные технологии.

Современному россиянину, с занесённым в подкорку словом «инновации», приятно ехать на автомобиле, который самостоятельно себя подзаряжает, ездит почти бесшумно и при этом минимально коптит небо. С другой стороны, россиянина греет чувство, что реальной мощи (ударение в этом слове — непременно на второй слог) в его автомобиле гораздо больше, чем записано в ПТС. Потому что есть электродвигатель, который ПТС не учитывает. В этом месте у владельца «гибрида» в России возникает эдакое сермяжное, глубинное славянское чувство: Еду на все деньги, а плачу пять копеек. Ишь, японцы, что удумали. Молодцы.

Экология плюс мода. Вот что такое гибридные автомобили во всём мире. У гибридных автомобилей, несмотря на предельную нафаршированность хай-теком, всё-таки есть двигатель, сжигающий продукты перегонки нефти. Он очень eco, очень hi и очень lux, но при этом выбрасывает в воздух совсем-совсем немножко бяки: СО, СH, NОx и СО2.

Поэтому Lexus CT 200h — не проводник в будущее. Это полупроводник. Он продолжает «гонку вооружений», начатую Приусом и наверняка заставит инженерные умы конкурентов (да и собственный инженерный штат Lexus) напрячься в попытке создать что-то ещё более выдающееся и менее компромиссное. Впрочем, в посапокалиптическом мире а-ля «Безумный Макс», который мы создали для вас в видеоролике к этому тесту, Lexus CT 200h наверняка имел бы ряд преимуществ перед обычными бензиновыми машинами.

Но в отличие от видеосюжета, который вы можете посмотреть внизу страницы, в этом тексте нет ни грана фантастики и вымысла. Просто очень хочется рассказать вам про этот автомобиль. По порядку и не торопясь. Я даже подожду, когда вы вернётесь сюда, посмотрев видео...

Дело в том, что это первый Лексус, который мне по-настоящему понравился. Сердце учащённо бьётся не потому, что это Lexus, а потому, что это Автомобиль с Характером. Кто бы мог такого ожидать от гибридного авто, да?

Техническая начинка — от Toyota Prius, который Игорь Бурцев не без оснований называет самым обсуждаемым автомобилем на планете. При абсолютно тех же технических данных, что и у Приус, у CT 200h есть ещё больше поводов для обсуждения. Как минимум, дополнительных поводов четыре.

Во-первых, CT 200h круче, чем Prius — и по статусу, и по дизайну, и по внутренней роскоши. Во-вторых, самая доступная его комплектация на сто тысяч рублей дешевле «упакованного» Приуса. И это Lexus! В-третьих, это вообще самый доступный Лексус — цены на компактный спортивный IS стартуют с полутора миллионов рублей. Лично я, впервые увидев CT 200h на автосалоне в Москве прошлым летом, полагал увидеть ценник раза в полтора выше. В-четвёртых, это первый люкс-хэтчбек от Lexus. Брэнд вступил на территорию, занимаемую ранее совершенно другими ребятами: BMW 1 и Audi A3.

Итак, попробуем понять, что такого классного есть в гибридном автомобиле, который предлагается за деньги, на которые можно взять 2-литровую дизельную «еденичку» из Штутгарта (или даже её 3-литровый бензиновый вариант) или 2-литровую бензиновую «трёшку» из Ингольштадта (а то и полноприводную версию S).

Наверное, длительное время двигаться на электричестве CT 200h сможет, если не будет много разгоняться, будет при этом много тормозить (чтобы дать системе рекуперации преобразовать энергию торможения в заряд батареи) и ехать будет по идеально ровной бетонке в ясный день и с попутным ветром. И батарея, угнездившаяся под задними сиденьями, в начале движения будет иметь стопроцентный заряд. На практике же нулевой выхлоп можно обеспечить на отрезке километра в полтора-два.

Даже при нажатой кнопочке «EV» (electric vehicle) на помощь электродвигателю очень скоро придёт 1.8-литровый VVT-i, который сам заведётся, поможет двигаться вперёд и подзарядит батарею. Но как только пропадает острая необходимость, бензиновый агрегат засыпает вновь: например, при движении задним ходом или при остановке: можно оставить автомобиль с нажатой кнопкой «start/stop engine» (то есть как бы заведённым), с работающим светом, «климтом» и музыкой, выйти из неё и просто понаблюдать.

Двигатель молчит, внутри салона играет музыка и поддерживается комфортная температура, работают фары и фонари. Через некоторое время, когда заряд никель-металлогидридной батареи упадёт ниже определённого уровня, автомобиль заведётся сам и восстановит внутренний энергетический баланс. Конечно, всё это мы уже видели на других «гибридах» от Лексус. Но именно на CT 200h будущее кажется таким близким, таким доступным и таким... драйвовым.

Да-да, этот Лексус — автомобиль не только с тонко очерченным силуэтом, но и с характером. Даже так — с меняющимся настроением. Удобным кругляшом на консоли можно выбрать режим движения: Eco, Normal или Sport, и разница между режимами ощутимая. Чтобы получить почти фантастические 4.1 литра на сотню в смешанном цикле, нужно двигаться в Eco. Газ максимально задемпфирован, двигаешься как будто в киселе, ощущения такие, слово перепутал передачу на «механике». Но этот режим вполне подойдёт спокойным водителям и поможет им сэкономить на заправке очень внушительное количество дензнаков.

Normal — это Нормал. В этом режиме CT 200h — добротный переднеприводный хэтчбек с 136 «лошадьми» под капотом. При этом 37 из них — лошадки электрические. Конечно, в режиме Normal они сильнее разряжают электробатарею, но благодаря им расход топлива остаётся небольшим, а машина бодро летит вперёд.

В режиме Sport автомобиль меняется. Честно — в кресло не вжимает, но динамика очень достойная. Электромотор, установленный в картере вариатора, отдаёт ведущим передним колёсам максимум тяги, а бензиновый двигатель поёт на пике крутящего момента. И вот что здорово — прекрасный, отзывчивый характер силового агрегата гармонирует с настройками шасси — руль с электроусилителем острый, подвеска упругая и в меру жёсткая. В скоростном повороте машина стоит практически без крена, а на трассе прекрасно держит прямую. К тормозам претензий тоже нет.

Отдельного слова заслуживает оптитронная комбинация приборов. Левая её шкала в «гражданских» режимах делится на три сектора: Charge (заряд батареи), Eco (экономичный режим движения) и Power (силовой режим движения). А в режиме Sport эта шкала из небесно-синей превращается в алую и становится... тахометром! Стильным тахометром, показывающим привычные обороты коленчатого вала ДВС. В этом экологичном автомобиле есть место для настоящего чувства — и это здорово.

А справа от спидометра можно в динамике наблюдать движение потоков энергии между колёсами, электродвигателем и ДВС. Через простую картинку с бегущими стрелками можно отслеживать моменты включения и выключения ДВС, работу электомотора и периоды зарядки батареи. Видно, что энергия в ней накапливается двумя способами — при торможении двигателем (отпустил газ — зарядил батарею) и при задействовании основной тормозной системы (нажал на тормоз — ещё зарядил). Причем каждая подзарядка батареи сопровождается ненавязчивым, но эффектным подсвечиванием верхней части комбинации приборов.

Находится внутри автомобиля приятно. Вся передняя панель обшита мягким пластиком, а совокупность органов управления климатом, режимами силового агрегата, селектора трансмиссии — образец эргономики. Кожаные кресла — лучшие, в которых приходилось сидеть за последнее время. С очень внятной боковой поддержкой, хорошим профилем и всевозможными регулировками, включая поясничную у водителя.

Пол багажника скрывает органайзер с инструментами и докатку. Так же в багажнике — аккуратная дополнительная ниша для мелочей. Сам багажник вроде бы невелик — 345 литров, но это заметно больше, чем у «трёшки» Ауди. При раскладывании заднего ряда много выиграть не удастся (получится всего 700 литров объёма), зато получившаяся грузовая площадка получится абсолютно ровной.

Комплектаций у автомобиля три: Comfort, Executive и Luxury. Техническая начинка у всех одинаковая, меняется только уровень оснащения. Для знакомства с автомобилем автосалон «Лексус — Тольятти» предоставил нам автомобиль-середнячок, Executive — в ней нет того замечательного, похожего на компьютерную мышь контроллера под правой рукой водителя и экрана, выезжающего из передней панели. Эту систему под названием Remote Touch компания Лексус собирается внедрить и на остальных моделях.

Но посидев в том автомобиле, который стоит сейчас в шоу-руме «Лексус — Тольятти» (выставочная машина — в комплектации Luxury) я пришел к выводу, что будь у нас на тесте такая версия, машину пришлось бы просить минимум на целый день, чтобы наиграться этой удобной штукой, которая, похоже, управляет в автомобиле абсолютно всем. Отметим, что и без этого «наворота» интерьер машины воспринимается как однозначный «премиум».

Да, прямые конкуренты добираются до отметки в 100 км/ч быстрее, чем CT 200h. Но это единственное, и для многих не самое важное преимущество. Зато у Лексуса есть и адекватный ответ по всем остальным статьям (эргономике, настройкам шасси, дизайну), и свои собственные, эксклюзивные козыри. Просто вдумайтесь — Лексус потребляет бензина в два раза меньше!

И вот тут мы подходим к сути. Перед нами - автомобиль с дизайном, который не уступит никому из конкурентов (более того, он самобытен, действительно крут и напоминает LFA), совмещающий в себе отточенные ездовые повадки и умение беречь ваш кошелёк (чем аналоги зачастую не балуют) и с эмблемой на решётке, которая не нуждается в дополнительных комментариях.

Это — компромиссный автомобиль без компромиссов. Он почти не загрязняет воздух, а выглядит, едет и стоит очень привлекательно. CT 200h — попытка дотянуться туда, куда ещё никто не дотягивался. Помните из курса физики, что такое полупроводник? Это материал, который по удельной проводимости стоит между диэлектриком и проводником. Чем выше температура, тем выше электрическая проводимость у полупроводника.

Автомобилей всё больше, нефть кончается, экология всё хуже. Градус конкурентной борьбы вокруг автомобиля будущего никогда ещё не был таким высоким. Именно поэтому у Lexus CT 200h не будет обычных версий, только гибридные. Пути назад нет, говорит Лексус. Есть только путь вперёд.

Сегодня, в этот солнечный день, очень не хочется, чтобы у нас случился киношный 2012 год, и новому гибридному Лексусу пришлось бы бороться и побеждать в борьбе за жизнь со своими «чисто бензиновыми» собратьями, пробираясь по руинам цивилизации, которые кишат радиоактивными мутантами.

Хочется, чтобы всё было так, как задумано. Чтобы новый чудесный автомобиль стал тем самым полупроводником в будущее. Помог бы производителю ещё больше поднять уровень технологий и совершить настоящий прорыв. Например, создать серийный Lexus на топливных элементах. Или на солнечных батареях. Или на... энергии мысли?