История марки Suzuki

Suzuki Motor Corporation — японская многонациональная корпорация со штаб-квартирой в Хамамацу. Она выпускает легковые и коммерческие автомобили, мотоциклы, вездеходы, квадроциклы, лодочные двигатели, инвалидные коляски, комплектующие и двигатели.

Основатель компании, Мичио Сузуки, был сыном фермера, который занимался выращиванием хлопка. В 1909 году Мичио основывает в деревне Хамаматцу семейное предприятие по изготовлению ткацких станков Suzuki Loom Works. В 1920 году компанию реорганизовывают в Suzuki Loom Manufacturing Co., капитализация которой составляет 500 000 иен.

Мичио Сузуки активно привлекал талантливых инженеров, постоянно совершенствуя продукцию. В результате ткацкие станки Suzuki стали одними из самых совершенных в мире, потеснив на рынке голландские и британские аналоги. Основатель компании был представлен к награде: за вклад в развитие национальной экономики и свои изобретения он получил от правительства Японии Медаль Синей Ленты.

Успех ткацких станков повлек за собой желание диверсифицировать производство. После исследований рынка Мичио Сузуки решил заняться автомобилями. Новый проект стартовал в 1937 году. В течение двух лет компания Suzuki построила несколько прототипов компактных автомобилей. Они оснащались инновационным по тем временам четырехтактным четырехцилиндровым двигателем с жидкостным охлаждением, литым алюминиевым картером и коробкой передач. Силовой агрегат при объеме в 800 куб. см развивал 13 л.с.

С началом Второй мировой войны правительство Японии признало гражданские пассажирские автомобили «несущественным товаром», и дальнейшее развитие этого проекта прекратилось. После установления мира компания Suzuki вернулась к производству станков, а также изготавливала сельскохозяйственный инвентарь, нагреватели и музыкальные инструменты. В 1946 году правительство США одобрило перевозку хлопка в Японию, и рынок текстильной продукции стал расти как на дрожжах. Однако процветание длилось недолго: в 1951 году рынок хлопка обвалился.

Сузуки вернулся к производству автомобилей. После войны японцы нуждались в доступном и надежном транспорте для повседневных нужд. Первым таким продуктом от Suzuki стал оснащенный двигателем велосипед Power Free. Его 36-кубовый двухтактный моторчик развивал 1 л.с. Система передач с двумя цепными звездочками давала возможность помогать мотору педалями, а также ехать, используя только движок или только педали. Модель оказалась настолько успешной, что патентное ведомство нового правительства Японии предоставило Suzuki финансовую субсидию для продолжения исследований в области мотоциклетной инженерии.

К 1954 году марка выпускает 6 000 мотоциклов в месяц и меняет свое название на Suzuki Motor Co., Ltd. В 1955-м появляется первый автомобиль Suzuki Suzulight, который получил привод на передние колеса, независимую подвеску на всех четырех колесах и шестеренчатую рулевую рейку.

Автомобиль имел конструктивную схожесть с Lloyd LP400, от которого позаимствовал передний привод и двухцилиндровый двухтактный двигатель. Эта модель создавалась в рамках поддерживаемой правительством программы по изготовлению четырехместного автомобиля со скоростью до 100 км/час по цене 150 000 иен.

В апреле 1956 года мощность двигателя Suzulight увеличили до 18 л.с. Так как подвеска была не в состоянии справиться с плохими японскими дорогами, рычаги и пружины заменили рессорами. В ноябре Suzuki начала комплектовать модель 14-дюймовыми шинами, что сделало ее облик более гармоничным.


Suzuki Suzulight (1955–1969)

В 1962 году компания начала разработки автомобиля, который впоследствии стал известен под именем Fronte. Название должно было символизировать лидирующее положение Suzuki в развитии кей-каров. Готовый двухдверный седан Suzuki Fronte 360 был представлен в марте 1967 года. Его трехцилиндровый мотор с воздушным охлаждением располагался в задней части, характеризовался объемом в 356 куб. см и агрегатировался с четырехступенчатой механической трансмиссией.

Вывод автомобиля на рынок сопровождался пышной рекламной кампанией, что не могло не сказаться на спросе. При первоначальных планах по выпуску 3 000 единиц в месяц объем изготовления составил почти 9 000 экземпляров в месяц.

В ноябре 1968 года вышел Suzuki Fronte SS с 36-сильным двигателем, а в апреле 1970-го марка представила усовершенствованную спортивную версию — Suzuki Fronte SSS. С января 1969-го также выпускался экспортный вариант — Suzuki Fronte 500 с двигателем, увеличенным до 475 куб. см, мощность которого составляла 29 л.с. при 6000 оборотах в минуту.


Suzuki Fronte (1967–1988)

В 1961 году начинается производство кей-грузовика Suzuki Carry. До 1982 года он назывался Carry van, а после этого был переименован в Suzuki Every. Автомобиль предлагается с задним или полным приводом. В разных странах мира он продавался под разными брендами, в том числе Chevrolet и Ford.

В 1970 году выходит компактный внедорожник Jimny, выпускающийся до сих пор. Он стал первым автомобилем компании, который одинаково тепло был принят по всему миру и способствовал закреплению Suzuki на мировом автомобильном рынке. Кроме того, это была первая полноприводная модель марки. В первом поколении она комплектовалась двигателем объемом от 359 до 797 куб. см, который работал вместе с четырехступенчатой механической коробкой передач.

В 1979 году появляется модель Suzuki Alto кей-кар, сочетавший низкую цену и хорошую экономию топлива. Сейчас производится восьмое поколение модели. Первоначально автомобиль представлял собой трехдверную грузовую версию легкового автомобиля Fronte, которая оснащалась откидным задним сиденьем. При запуске Alto получил двухтактный 539-кубовый трехцилиндровый мотор, производящий 28 л.с. при 5500 оборотах в минуту.

Автомобиль стал суперпопулярным, и не последнюю роль здесь сыграла низкая цена: Alto продавали по 1 900 долларов, а самая дешевая модификация Ford Pinto стоила 4 999 долларов. В дальнейшем другие автопроизводители также начали снижать стоимость подобных авто. Alto позволил Suzuki занять седьмое место на японском рынке автомобилей. Уже в 1985 году продажи Alto в Японии достигли 1 млн единиц.


Suzuki Alto (1979)

В 1981 году компания подписывает соглашение о сотрудничестве в области производства новых «мини-автомобилей» с Isuzu Motors и General Motors. GM покупает 5,3% акций Suzuki.

На 25-м Токийском автосалоне дебютировал новый очень успешный супермини — Suzuki Cultus, известный по всему миру под именем Swift. Первые экземпляры модели вышли на рынок с 1,0-литровым трехцилиндровым двигателем. В 1986 году Suzuki представила флагманский GTi с кузовом трехдверного хетчбэка. Это была первая модель компании, получившая электронный впрыск топлива.

В 1987 году Suzuki заключает с Mazda Motor Corp. соглашение о сотрудничестве в производстве компактных автомобилей. В 1989 году совокупное производство автомобилей достигло 10 млн единиц. Спустя год компания меняет свое название на Suzuki Motor Corporation.

В 1998 году Suzuki и General Motors Corporation договорились о совместной разработке компактных автомобилей, а также углублении сотрудничества и намерении сформировать стратегический альянс. GM увеличивает свою долю в Suzuki от 3,3% до 10%, а в 2000-м — до 20%.

Спустя год на Женевском автосалоне компания представляет компактный автомобиль Aerio, который продавался с кузовом пятидверного хетчбэка и четырехдверного седана. В Европе автомобиль комплектовался новым поколением двигателей Suzuki M, причем для большого силового агрегата предлагался полный привод.

В 2003-м марка признана лидером среди производителей кей-каров по объемам продаж за 30 лет. Компания ведет разработки в области создания автомобилей с альтернативными источниками питания. 22 января 2003 года на рынок Японии выходит Suzuki Twin, первый гибридный кей-кар с потреблением топлива на уровне 2,93 л/100 км. Лишь немногим больший, чем Smart Fortwo, автомобиль предназначался в основном для женщин. Он получил множество уникальных функций, включая складывающееся пассажирское сиденье, которое превращалось в горизонтальную подставку.

В том же 2003 году Suzuki Motor Corporation и Fiat Auto SpA сообщили о начале совместных разработок по созданию компактного внедорожника Magyar Suzuki.

Во второй половине 2000-х марка активно развивает направление кроссоверов, которые набирают популярность во всем мире. Во время Женевского автосалона представлена модель SX4, компактный автомобиль, разработанный совместно с Fiat. Затем на автошоу в Нью-Йорке дебютирует полноприводный кроссовер XL7.

Российское представительство компании Suzuki, ООО «Сузуки Мотор РУС», открылось в 1999 году. В 2010-м японский автопроизводитель выкупил половину акций своего официального импортера в России. Особой популярностью у российских покупателей пользовались такие модели, как компактный кроссовер Grand Vitara и мини-кроссовер SX4.

Эти модели руководство автокомпании собиралось производить в России, на автозаводе в Шушарах, недалеко от Санкт-Петербурга. В июне 2007 года было подписано соответствующее соглашение с администрацией северной столицы. Планировалось, что мощность предприятия составит около 30 тысяч автомобилей в год. Однако из-за экономического кризиса в конце 2008 года проект отложили.

Сейчас Suzuki Motor Corporation является одним из самых крупных автопроизводителей в мире. Она располагает примерно 35 основными производственными предприятиями в 23 странах и 133 дистрибьюторами в 192 странах.