Старый конь борозды не испортит. Тест-драйв Lada 4x4

Несмотря на то, что «старушка» Lada 4x4 (тогда ещё «Нива») впервые сошла с конвейера в далеком 1977 году, товарные машины и сегодня стоят на площадках вазовских дилеров. А раз есть предложение, значит есть спрос. Действительно, где ещё сегодня вы найдете честный внедорожник с полным приводом по цене менее 400 000 рублей? Внедорожник по-прежнему востребован, а тольяттинские инженеры периодически подогревают спрос незначительными изменениями в конструкции и установкой новых опций. Наряду со стандартной «короткой» версией 21214 на рынке по-прежнему представлена и её длиннобазная версия. О том, что из себя сегодня представляет 5-дверная Lada 4x4 образца 2013 модельного года, и насколько она актуальна в наши дни – наш сегодняшний тест.

Где ещё можно раскусить все прелести этого автомобиля, как не на бездорожье? Жарким летом на Дону трудно найти грязь, зато в окрестностях Ростова есть отличная внедорожная трасса, на которой проходят легендарные гонки на тракторах – «Бизон Трек Шоу». Туда мы и отправились на пару с менеджером автосалона.

Когда забирали машину с мойки, я пытался найти какие-либо отличительные черты экс-«Нивы» после недавнего рестайлинга – внешне её выдают разве что измененная форма решетки радиатора и увеличенные зеркала. Как выяснилось, на обновленные модели устанавливают также и дневные ходовые огни – при включении зажигания «надфарники» автоматически загораются.

Внутри все бесхитростно и старомодно, но так ли важен дизайн интерьера для сугубо утилитарного внедорожника? Обзорность с новыми зеркалами стала лучше – с «полноприводника» наконец-то исчезли архаичные «огрызки» от вазовской классики. Прямоугольный капот позволяет чувствовать габариты даже на тесной парковке дилера. Передние кресла, конечно, не эталон эргономики, но сносно устроиться в принципе можно. Смотришь назад – и понимаешь, зачем люди берут длинную, как такса, «тридцать первую». Места, что на уровне ног, что в ширину, хватает с запасом даже рослым и плечистым.

. Первое, на что обращаешь внимание при движении – руль непривычно легкий для Lada 4x4. Теперь на машину устанавливается электроусилитель руля, которого так долго не хватало вазовским «везделазам». А вот что остается неизменным для «Нив» уже который десяток лет – так это неудобно расположенный рычаг КПП, за которым нужно тянуться. После четких «джойстиков» современных легковушек создается ощущение, что в руке лыжная палка, а не рычаг коробки. Рядом с коробкой примостилась «понижайка», которая тоже не добавляет удобства при переключениях передач. Если никуда не торопиться, мощности двигателя объемом 1.7 литра в 82 лошадиные силы хватает для неспешной езды в городском потоке.

При движении по трассе длинная «тридцать первая» не позволяет себе «козлить» так, как это делает ее короткобазный собрат. На крейсерской скорости в 100-110 км/ч машина ведет себя почти как «легковушка». Внедорожную сущность Lada 4x4 выдает лишь усиливающийся с ростом скорости гул – кажется, ещё чуть-чуть, и взлетим. С таким саундтреком проверять «максималку» в 142 км/ч не тянет.

На внедорожной трассе «тридцать первая» в своей стихии. Спустившись вниз по буеракам, понимаешь, что остановить автомобиль на пересеченной местности может только … отсутствие бензина. Пока менеджер лезет в багажник за канистрой, изучаю возможности по трансформации багажника. Откинув задние сиденья, получаешь массу свободного пространства для перевозки картошки с дачи или охотничьей утвари. Пол, конечно, неровный, но багажа в длиннобазную версию Lada 4x4 влезет что в твой «Ларгус».

Продолжаем внедорожные «покатушки» – даже при полностью вывешенных колесах вазовский внедорожник штурмует препятствия, которые, кажется, способен преодолеть только трактор. Возросшая база в 2 700 миллиметров заставляет осторожничать при преодолении холмов – вазовский «лайнер» можно и на мель посадить. Поэтому фанатам офф-роуда все же лучше предпочесть «коротыша».

Управляемость «длинной» версии «Лады» на грунтовке оставляет желать лучшего – тем, кто мнит себя потенциальным призером гонок «Париж-Дакар», на «тридцать первую» заглядываться не стоит. Машина ощутимо кренится в поворотах, а обратная связь с колесами при экстренной рулежке весьма отдаленная. Да и тормоза заставляют осторожничать, заранее притормаживая перед крутыми поворотами. Зато подвеска на бездорожье порадовала – если на асфальте её плюсов не замечаешь, то возможность вообще не обращать внимания на мелкие неровности на грунте реабилитировала её в моих глазах.

Вообще, когда начинаешь придираться к чему-либо в конструкции этой машины, надо просто вспомнить, сколько она стоит. Цены на базовую «трехдверку» начинаются с отметки в 319 800 рублей, а пятидверная Lada 4x4 с АБС и усилителем руля стоит 359 300 рублей. Это стоимость с учётом скидок, которые АВТОВАЗ сделал на эти автомобили до конца сентября 2013 года.

Ведь протестированная «тридцать первая» не только недорогой и надежный «полноприводник» – для кого-то она станет и универсальным семейным автомобилем с огромным багажником. Как ни крути, альтернативы ей попросту нет, особенно для жителей удаленных от центра регионов России. Отличным подспорьем была и останется она и для охотников-рыболовов, да и просто любителей шашлыков в уединенных местах. Старомодная конструкция ей только на пользу – в случае чего запчасти найдутся всегда и везде. А я в свою очередь хочу сделать низкий поклон вазовским разработчикам, создавшим в 70-ые годы неприхотливую «рабочую лошадку», которая актуальна и сорок лет спустя.