Натурал. Jeep Liberty

Jeep Liberty не мог появится на свет в Европе. Возможно, никогда, а уж тем более сейчас. И уж тем более в Италии. И вот почему.

Кто-то там в Старом Свете озаботился исследованием, которое показало, что итальянские мужики тратят на косметику 250 млн евро в год. Два-пять-ноль и еще шесть нулей. Евро. Не на подарки женщинам, а для личного пользования. Одна из самых популярных газет Аппенинского полуострова Corriere della Sera («Вечерний курьер») сообщает, что итальянские мужчины стали тратить меньше времени на развлечениями и больше - на уход за внешностью. Итальянская ассоциация косметических хирургов рапортует, что 40% клиентов спа-салонов - особи мужского пола. Суровые британцы тоже отличились: каждый из них в возрасте 18-35 лет расходует в среднем по 14 евро в неделю на кремы и средства для волос, что на 1 евро больше, чем женщины. Каждый пятый британец и итальянец регулярно пользуется увлажняющими кремами, а каждый двадцатый - утюжком для волос.

Иными словами, жестким стычкам на футбольном поле и массовым походам в пивбар местные мужики предпочитают нанесение питательных масок и педикюр. Это ответ на вопрос, почему Jeep Liberty не европеец и почему он так выделяется на фоне прочих кроссоверов. Просто пока одни, проектируя машины, подводят веки и листают каталог Avon, другие едят жирное мясо, курят сигары и смотрят «Терминатора».

Тем не менее, не так давно Chrysler, а вместе с ним и марка Jeep, стал на 1/5 итальянским, потому что Fiat выкупил 20% акций концерна. Однако за будущее «Джипа» вряд ли стоит сильно переживать: 55% доли - по-прежнему собственность американской профсоюзной организации.

«Либерти» не был создан для того, чтобы ему умилялись его хозяева. Скорее, чтобы не расслаблялись окружающие. В былые времена, когда за адресованное кому-либо слово «метросексуал» можно было быть основательно битым, в ремкомплекты автомобилей УАЗ входили молоток и зубило. Для исправления кузовных изъянов, видимо. У марки Jeep все еще брутальнее, ведь единственный инструмент, которым было разрешено пользоваться дизайнерам, - топор. Чтобы не было шанса создать что-либо менее мужественное чем то, что получилось. Соответственно, Liberty - наглядное олицетворение журналистского штампа «рубленые формы». Квадратный, прямой, с семью прорезями спереди и круглыми фарами - он отлично имитирует своего прапрапрадедушку «Виллиса» в современном прочтении.

С УАЗом американца роднит и имя «Патриот». Вернее, не роднит, поскольку «Патриот» - это УАЗ, и других патриотов, согласно грамотно зарезервированным авторским правам, быть на территории России не может. А вот в Штатах - может, поэтому там наш «Либерти» - как раз таки «Патриот». А «Либерти» там - это то, что мы называем «Чероки». А модели «Чероки» в США вообще нет, только «Гран Чероки». В общем, не ломайте голову: их Jeep Patriot - это наш Jeep Liberty, тот, который сейчас перед вами на картинках.

Вернемся к внешности. Брутальность и прямолинейность не только создают соответствующий очень мужской имидж, но и наделяют джип правильным функционалом. Стенки багажника - ровные. Крыша - не заваленная, как у модных сейчас купеобразных кроссоверов. Благодаря прямым углам, легко моющемуся полу и обилию крепежных петель грузовое отделение «Либерти» удобное и вместительное. Здесь полноценное запасное колесо, а общий объем грузового отсека - 536 литров. С опущенными спинками задних сидений - уже 1357, а можно сложить и переднее пассажирское кресло. Колесная база - 2635 мм, а это значит, что при моих 175 см за мной же самим у пассажира остается достаточно места.

Но мне как водителю не то чтобы не комфортно, а скорее не совсем уютно. Списываю это на жесткий серый пластик отделки и широкие сиденья со скользкой кожей. Руль по вылету не регулируется, но основные крутилки все равно оказываются в пределах радиуса действия моих рук. Внутренний мир Liberty - отражение его мира внешнего. Все здесь квадратное и круглое, практически без переходных форм, такое же, как снаружи: детали, дефлекторы, плашки, ручки и прочее. Лишь над некоторыми углами как будто поработали напильником, слегка смягчив их. Выглядит просто и понятно и, к счастью, оказывается таковым при более тесном контакте: осваиваешься быстро. После каких-то 20 минут за рулем я уже легко мог управляться и с кондиционером, и с МР3-магнитолой, не отвлекаясь от дороги.

На внешности сходство с брутальным внедорожником заканчивается: «Либерти» хоть и джип, но давно переехавший жить в город. Если заставить его помесить настоящую сельскую грязь, через несколько минут он уже взвоет своей кроссоверной полноприводной трансмиссией Freedom Drive I. По умолчанию она автоматическая и перекидывает крутящий момент на необходимую ось с помощью фрикционной электронноуправляемой муфты. Блестящая Т-образная ручка рядом с подлокотником может заблокировать полный привод жестко, но такой фокус пройдет только на скоростях до 40 км/ч. Если едешь быстрее, муфта «распускается» и снова начинает думать о распределении крутящего момента самостоятельно.

Такое положение вещей неудивительно, ведь Liberty - это на 80% Compass, с таким же шасси, двигателями, трансмиссиями и силовой структурой кузова, то есть обычный кроссовер. Под брюхом - 201,4 мм, что не так уж плохо, но передний свес - как опухшая боксерская губа, которая будет собирать все тычки, хуки и апперкоты даже от среднего размера грунтовых колдобин. Бордюры и бездорожье-лайт - вот мерила проходимости «Либерти».

170-сильный мотор объемом 2,4 л тянет уверенно, благо снаряженная масса не такая уж и большая - 1570 кг, и даже интересно звучит, хотя располагает всего четырьмя «горшками». По паспорту автомобиль достигает сотни через 11,3 секунды, но я готов поклясться, что это происходит быстрее. А если бы вместо вариатора Jatco стояла «ручка», динамика бы была еще ощутимее. Такие же вариаторы ставят на Mitsubishi Lancer с двухлитровым двигателем, а также на родственные Compass и Dodge Caliber. Коробка фактически бесступенчатая, а формально - с шестью виртуальными передачами. В автоматическом режиме трансмиссия ведет себя вальяжно и несколько лениво: команда ускориться уже пару секунд как подана, а Jatco только сейчас неторопливо начинает двигать стрелку спидометра. В ручном режиме интереснее: ступени сменяют друг друга быстро и оперативно, награждая меня за «ручной труд» своевременным ускорением.

Подвески спереди и сзади независимые, и на средних кочках Liberty едет плавно. Но на «стиральной доске» с мелкими камешками и бугорками он способен вытрясти из тебя всю душу. Может даже слегка взбрыкнуть, однако пробоем до демпфера это не закончится - хороша энергоемкость. На асфальте американец комфортен. На экспортируемых в Европу и в Россию машинах немного доработана подвеска: перенастроены амортизаторы, увеличена жесткость пружин. Благодаря этому автомобиль устойчив на прямой, держит в поворотах.

Удовольствие особого рода - перебарщивать с газом в виражах. Корму плавно заносит, и дальше акселератором в ручном режиме работы вариатора можно легко контролировать степень увода с траектории. Если зад заносит совсем не плавно, ESP тут же гасит скорость и последовательно тормозит колеса. Система почти отключаемая: при деактивации дает порезвиться, но как только заметит, что дело пахнет керосином, снова вмешивается. Впрочем, осаживает она вполне деликатно и без рывков.

Если в целом, то «Либерти» очень даже ничего. К тому же цены у официального дилера Jeep в Самаре компании «Эхо» на американский кроссовер относительно сдержанны. За базовую комплектацию со 170-сильным двигателем и вариатором, климат-контролем, МР3-магнитолой, кожаным салоном, четырьмя колонками Boston Acoustics, шестью подушками безопасности, системами стабилизации и прочим добром просят 1 180 000 рублей. А почти полностью упакованная версия с восемью колонками, сабвуфером, сенсорным дисплеем, с дополнительным пакетом безопасности обойдется в 1 245 000 рублей.

Так кто же он, Jeep Liberty: настоящий брутальный мужик с квадратной челюстью и щетиной, или всего лишь субтильное тело в майке с нарисованными мускулами? Ни то и ни другое. Он не мужик в том плане, что не сможет завезти вас в тайгу, сквозь непролазные леса и сугробы, и тем более вывезти обратно. Но зато он живой, у него действительно квадратная челюсть и он несколько грубоват: внешне, на ощупь и в управлении. Это мужик среди кроссоверов.