Большой, широкий. Jeep Grand Cherokee

Как говорил один из героев романа Generation «П» некто Морковин, схема российского бизнеса в 90-х была проста. «Человек берет кредит. На этот кредит он снимает офис, покупает джип «Чероки» и восемь ящиков «Смирновской»... Дальше идет про судьбу офиса, «Чероки» и самого человека, но мы, дорожа дружбой с официальным дилером Jeep в Самаре компанией «Эхо», тут их приводить не будем. На самом деле даже этой небольшой цитаты достаточно, чтобы показать, насколько «Чероки» тесно вплелся в контекст того веселого времени и сознание обывателей.

Jeep Grand Cherokee. Несмотря на то что производят его за горами, за долами, он все равно воспринимается каким-то своим, родным. И в России интерес к судьбе его обновлений изначально подогрет: каким же он стал, тот самый «Чероки»?..

Если коротко, тот самый «Чероки» стал продвинутым. И менее американским. В салоне нет больше тотального господства жесткого пластика, нет расхлябанных и болтающихся элементов, кроме разве что поднятой крышки подлокотника, нет расставленных на расстоянии целого метра друг от друга валиков боковой поддержки. Из ностальгического - только рыжий пластик под дерево (или это дерево под пластик?). В остальном - качественный даже на придирчивый европейский взгляд автомобиль.

Жужжит электрический зуммер, и сиденье плавно подпирает меня воздушным валиком изнутри. Потом двигает к рулю. Если бы я захотел, чтобы машина запомнила все мои уникальные сколиозные изгибы, я бы просто внес в память положение кресла. Единственный минус для меня - задняя часть подушки даже в верхнем своем положении оказывается немного проваленной, из-за чего колени слегка задраны - не наел я еще столько гамбургеров, чтобы филейной частью заполнить эту эргономическую впадину. Но сия деталь не портит общего уюта. И руль под то же жужжание сам ложится в протянутые к нему руки, не перекрывая четко размеченных приборов в срезанных раструбах.

Промеж спидометра и тахометра - дотошное до всего окошко бортового компьютера: сколько бензина осталось, сколько израсходовано, каково давление в каждом колесе, текущая скорость, направление движения, температура за бортом, выбранное положение селектора КПП, режим работы полноприводной трансмиссии, возможность замера трех разных дистанций и куча прочей информации. Все надписи на английском, но ненадолго: скоро всех «индейцев» перепрошьют, заставив выучить русский язык.

В меню 6,5-дюймового сенсорного телека даже и без русского разобраться несложно: включайте интуицию и метод тыка. На экране можно выбирать радио, оперировать информацией с CD/DVD, флешки или 30-гигового жесткого диска, смотреть фото. Все звуковые манипуляции тут же находят отклик в девяти колонках Boston Acoustics и басовитом сабвуфере.

Колесная база - без малого три метра, так что на задней «лавке» места осталось вдоволь. Багажник правильный: вместительный (457 л), с ровными боковинами, нормальной запаской, нишами и металлическими вставками в полу. Если сложить сиденья второго ряда (можно в пропорции 2:3), грузовой объем вырастет до полутора кубов.

Но главное свойство Grand Cherokee - дарить тотальное спокойствие. Ездили ли вы когда-нибудь на экскаваторе или танке? Я - нет. Но тотальное спокойствие, как мне кажется, - из этой серии. За окном дует ветер, грязные лужи накидываются на свежевымытые красные бока, суетятся легковушки, дорожное полотно под колесами затеяло бешеную пляску вертикальных ускорений, а меня внутри «индейца» это совершенно не колышет. Он, как борец сумо, катится по заданному курсу, и никакая вещь в мире, кроме вашей руки на рулевом колесе, не может заставить его сменить траекторию.

Для удобства обе подвески, передняя и задняя, независимые. Правда, средние кочки на средних скоростях все же отдаются в салоне вибрациями - немалые неподрессоренные массы не спрячешь. Но не подумайте, что с управляемостью что-то не так. Несмотря на 2,2 тонны веса, этот «Чероки» юркий, как индейская собака: радиус разворота совсем небольшой, а баранка, пусть и с привкусом некоторого электроусиления, натурально тяжелеет с ростом скорости и в поворотах.

Ощущение монолитности усиливается характером базового двигателя - свежей V-образной бензиновой шестерки Pentastar. Без лишней мальчишеской суеты 286 «лошадей» и 347 «ньютонов» уверенно тащат за собой большую американскую глыбу. Качественная шумоизоляция умело скрадывает ощущение скорости. Автоматическая коробка - 5-ступенчатая. Перебирает передачи плавно и в масть, разве что раздумывает при кик-дауне, но это для «автоматов» обычное дело. Есть возможность ручного переключения, однако ее наличие - исключительно ради наличия, никаких преимуществ перед автоматическими режимами она не дает.

Таких режимов на шайбе современной системы Selec-Terrain пять: Rock (камни), Sand & Mud (песок и грязь), Auto, Snow и Sport. Самый нераспробованный мною - Rock. Он включается только вместе с понижающей передачей, когда нужно минимум пробуксовок. Мы так далеко не залезали. Зато Sport я вкусил в полной мере. В этом режиме автомобиль преимущественно заднеприводный. Немалый крутящий момент в ответ на провокации на скользком поле лихо срывает тяжелый зад с траектории, выводя его в почти раллийный управляемый занос. Через некоторое время спохватывается АБС - стрекочет, возвращая корму обратно.

Кнопка отключения ESP делает дрифт еще веселее: «Чероки» живописно самозакидывается черноземом. Впечатлений море, но вне полей я бы ESP отключать не стал. Зато, когда лампочка селектора горит около Sand & Mud, чувствуешь себя по-настоящему безопасно: ты как маленький ребенок, которому любая пакость сходит с рук. Если перебрал со скоростью и резко крутанул руль, системы прерывают поток мощности от мотора, тормозят нужные колеса и под чириканье трекшн-систем деликатно вправляют тебя в траекторию.

Американцы говорят, что их «чероки» - одни из последних могикан, тех, что, будучи дорожными машинами, способны воевать и с бездорожьем. На бумаге полноприводная трансмиссия Quadra-Trac II выглядит впечатляюще: двухступенчатая раздатка, интеллектуальная система определения степени пробуксовки колеса на ранней стадии, смягчение резкого нажатия на педаль газа, способность перекинуть до 100% Нм на нужную ось. Однако без правильной зубастой резины все это - лишь номинал. На тестовом авто колеса стояли шоссейные, поэтому внедорожных приключений в стиле Marlboro Classic мы старались избегать, если не считать проезд по улице Гастелло от Ново-Садовой до Московского шоссе. Неслабые рытвины и ямы достигают там порой такой глубины, что вывесить колесо - как нечего делать. Но у Grand Cherokee хорошая геометрия: углы въезда/съезда - 34,3/27,3 градуса, клиренс - 218 мм. Это в нашей базовой комплектации Limited. А в следующей - Overland - в подвеске изначально стоят пневмоэлементы, варьирующие дорожный просвет в диапазоне 164-270 мм.

Кстати, пусть вас не смущает название Limited. На самом деле эта версия, как и любое традиционное американское блюдо или штаны, практически безразмерная. За 2 130 тысяч рублей Grand Cherokee уже упакован под завязку: 7 подушек безопасности, АБС, EBD, ESP, системы помощи при спуске и подъеме в гору, датчик дождя, система бесключевого доступа в салон, электронная система управления тягой Selec-Terrain с 5 режимами, полноразмерная запаска, биксеноновые фары, кожаная отделка салона, 9 колонок и сабвуфер, медиа-система с сенсорным экраном и 30-гигабайтным винчестером, мультируль, камера заднего вида с траекторными подсказками, съемный плафон-фонарик в багажнике, подогрев всех сидений, парковочные датчики, электропривод передних кресел с памятью положений, много-много хрома.

На фоне основного конкурента VW Touareg - просто рог изобилия: аналогичный 280-сильный «Фольксваген» стоит от 2 213 тысяч рублей, а «база» такой версии гораздо скромнее: нет биксеноновых фар, сиденья тканевые и с механической регулировкой, нет системы бесключевого доступа. Версия Overland дороже Limited на 670 тысяч, но и приданое посолидней: 20-дюймовые диски (вместо R18 у Limited) на всесезонной резине, еще больше кожи, панорамная крыша, подогрев руля и, самое главное, - полноприводная трансмиссия с пневмоэлементами Quadra-Lift, оснащенная блокировкой заднего дифференциала, и старый добрый мотор 5.7 Hemi (352 л.с., 520 Нм).

Станет ли новый Grand Cherokee таким же символом, как и его прародитель? Надеюсь, что нет. 90-е уже кончились, а «Чероки» остался. Но теперь он - не автомобиль, из которого достают базуку (неплохой тест вместительности багажника, кстати), но Автомобиль современный, электронный и инновационный, символизирующий новую эру американского джипостроения. Клянусь семью прорезями решетки радиатора!