Восход Соляриса

Это первый приехавший в «Автофан» Hyundai Solaris. Выставочный образец. Не удивлюсь даже, если на данный момент это вообще единственный в Тольятти Солярис. Сегодня в наших руках — почти эксклюзив. Впрочем, скоро таких машин в Тольятти и Самаре наверняка будет много.

Солнце в это утро светило исключительно через серые тучи. Цвет их был точно таким же, как у нового Hyundai Solaris, который попал к нам на тест-драйв. Серый металлик с искрящимся перламутром снежинок. Но и солнце в небе, и Солярис на земле — очень яркие светила, несмотря ни на какую облачность. Дизайн Соляриса — самобытный, дерзкий и без намёка на бюджетность - выстрелил в цель, как утренний солнечный зайчик попадает точно в глаз. Россия проснулась. «По одёжке» этот автомобиль у нас встретили очень тепло — количество заказов бьёт все рекорды. Парадокс, но живьём автомобиль выглядит куда более внушительно, чем на фотографиях и в телевизионной рекламе. Особенно, когда смотришь на него и сопоставляешь с ценой, которую просят за этого красавца...

Автосалон «Автофан», официальный дилер Hyundai в Тольятти, предоставил на тест-драйв автомобиль в комплектации Comfort. Это почти максимум - круче только топовая версия Family. На машине установлен 4-цилиндровый бензиновый двигатель Gamma объёмом 1.6 литра, мощностью 123 «лошадки» и крутящим моментом 155 «ньютонометров». Коробка передач — механическая «пятиступка», но возможен и 4-ступенчатый «автомат».

Машина в версии Comfort укомплектована двумя подушками безопасности, дисковыми тормозами «по кругу», ABS и EBD (система распределения тормозных усилий), кондиционером, гидроусилителем руля, рулевой колонкой с двумя регулировками, четырьмя электростеклоподъёмниками, наружными зеркалами с электроприводом и обогревом, подогревом «зоны покоя «дворников», аудиосистемой CD/MP3 c шестью динамиками, USB- и AUX-разъёмами и управлением на руле, комбинацией приборов Supervision, подлокотником с боксом, футляром для очков, подогревом передних сидений, складной задней спинкой (3:2), противотуманками, «дневным светом», колёсами на стальных 15-дюймовых дисках и полноразмерной «запаской» на штампованном диске. Комплектация Comfort стоит от 519 000 рублей. Такую же начинку, но с двигателем 1.4 литра (107 л.с., 135 Нм) можно получить за 509 000 рублей.

Тестовый автомобиль был доукомплектован пакетами опций "Безопасность" и "Престиж", которые стоят соответственно 25 000 и 27 000 рублей. На нашей машине стоят колёса на 16-дюймовых легкосплавных дисках (и такая же запаска), а также есть боковые подушки и «шторки» безопасности, ESC и TCS («стабилизация» и «антибукс» в дополнение к ABS и EBD), повторители поворотников в зеркалах, отделка кожей органов управления, хром на крышке багажника... Все эти блага по умолчанию входят в топовую комплектацию Family, которая предлагается только с мотором 1.6 литра. А кроме того, только в "Фэмили" есть система доступа в салон без ключа и кнопка запуска двигателя, климат-контроль (вместо кондиционера), Bluetooth и Hands Free, управление телефоном на руле...   Но гораздо интереснее нижняя планка цены.

Как уже хорошо известно, цены на Солярис стартуют с отметки в 379 000 рублей. На такой машине, производимой только с «младшим» мотором Gamma 1.4 и «механикой», в комплектации Base есть: водительская подушка безопасности, гидроусилитель руля, рулевая колонка с регулировками, передние электростеклоподъёмники, аудиоподготовка на 4 динамика, антенна, подголовники на заднем сиденьи. Следующая комплектация, Classic за 424 000 рублей, оснащена чуть богаче. Но есть и другой вариант «обогащения» - доплатив всего 20 000 рублей, в комплектации Base можно получить кондиционер — необходимую и достаточную для подавляющего большинства опцию. По большому счёту, комплектации Base и Classic различаются только количеством подушек безопасности и наличием/отсутствием «электронных помощников», а также конструкцией задних тормозов — в «базе» они барабанные.

Первый тест-драйв первого в Тольятти автомобиля, который не без оснований претендует на роль первого по популярности автомобиля в сегменте В. Впрочем, «сегментность» в случае с Солярисом — штука очень условная. Хоть и использована для него «тележка» от симпатичного хэтча i20 (её растянули на 45 мм), но маркетологи Hyundai позиционируют Солярис как «вплотную приближенный к классу С», в пользу чего говорят и габариты автомобиля. С габаритной длиной в 4370 мм действительно за глаза попадает именно в С-класс. Кстати, Solaris длиннее Priora всего на 20 мм и на ту же величину шире (1700 мм). И на 50 мм выше — 1470 мм.

Хорошая габаритная длина позволила сделать вместительным багажник — 465 литров. Это на едва заметные 5 литров больше, чем у Volkswagen Polo Sedan и аж на 35 литров больше, чем у Lada Priora. Однако это заметно меньше, чем у Renault Logan (510 литров). Под ковриком багажника скрывается полноразмерная запаска, а раздельная спинка заднего дивана при необходимости падает вперёд в пропорции 3:2. Фиксаторы спинки удобные и лёгкие, задние ремни придерживаются аккуратными проушинами, из которых их можно достать, чтобы не мешали при перевозке груза. Крышка багажника лёгкая, открывается с места водителя (как и лючок бензобака), а закрывается удобным «хватом» с внутренней стороны справа.

Посадка за задний ряд не потребует от вас сдачи норм ГТО, значительной физической подготовки, пластичности или миниатюрности организма. И не сказать, что здесь сильно просторно, но уж точно не тесно. С моим ростом в 182 мм можно вполне успешно выполнить упражнение «сядь сам за собой». Небольшой запас места есть и в стопах, и в коленях и в плечах, и над головой. Микролифты складных потолочных поручней традиционно для Hyundai отсутствуют. А вообще заметно, что в этой машине максимально старались не удорожать то, что можно не удорожать. Например, передние сиденья могут иметь только механические регулировки. Зато проработка эргономики видна в важных мелочах: центральный плафон освещения выполнен явно с прицелом на освещение именно задней части салона.

Эргономика — это один из гвоздей, который Hyundai заколачивает в крышку гроба кое-кого из конкурентов. Я не заметил, как попал за руль. Знаете, так бывает: когда садишься в автомобиль с хорошей эргономикой, процесс не фиксируется в памяти никак. Именно в этом и состоит талант «интерьерщиков». Впрочем, внутри взгляду есть за что зацепиться, а мозгу есть, что сохранить на «жесткий диск». Лаконичные обводы центральной консоли, приятно подсвеченные приборы с информативными шкалами, удобные руль и рычаг КПП, симпатичный ребристый пластик, большие зеркала, которые удобно регулировать... Взгляд и руки блуждают по органам управления, тугим и точным кнопкам и «крутилкам», спина, бока прочие части тела как влитые ложатся в сиденье (грамотный профиль + боковая поддержка + хорошие диапазоны регулировок), ноги мгновенно нащупывают педали, а ум задаёт один и тот же вопрос — неужели ТАКОЙ автомобиль может стоить СТОЛЬКО? Как корейцам это удалось? Дело в предельной локализации производства в России? Или в чем-то ещё? Как бы там ни было, но... Ладно, убираем всю эту «мульимедию» и прочие навороты, но эргономика, качество сборки, мотор и коробка с короткими и точными ходами рычага — они-то остаются! И пятилетняя гарантия на ВСЁ (!) тоже никуда не девается.

Если сказано про мотор и коробку, значит, мы уже поехали. Выставочный экземпляр обут в летнюю резину, поэтому не ждите в этом тест-драйве четко прописанных траекторий на максимально возможной скорости. Но «коровой на льду» Солярис всё равно не стал: электроника не даёт заблокировать колёса, не даёт им провернуться, не даёт развиться заносу. В результате машина просто едет. Не быстро, может быть, но едет. Только потрескивают изредка приводы электронных «поводков».

В России очень ценят в автомобилях подвеску. Подвеска Соляриса — это ещё один гвоздь в той самой крышке. По ощущениям она (подвеска, не крышка) - самая замечательная из всех возможных. Можно долго чертить сравнительные графики и схемы, рассказывать про то, что спереди «Макферсон», а сзади «полузависимая балка», бубнить про характеристики амортизаторов и форму пружин. А можно сказать только одно слово - «упругая». Как тут недавно подметил коллега Антон Кошелев (правда, про совершенно другой автомобиль): «как на теннисных мячиках». Теперь я знаю, что именно я ценю в подвеске — вот это чувство. Чувство того, что подвеска проглотит абсолютно всё, не досаждая мне ничем и не выбивая из меня позвоночник — и при этом не подведёт в скоростном вираже. Мы обязательно проверим это на летнем тест-драйве, но мне кажется, в Солярисе есть, в дополнение ко всему прочему, и драйверская жилка.

Руль в околонулевой зоне показался немного «пустым», но объективность таких наблюдений стремится к нулю по уже означенным причинам дорожного характера. Зато на сравнительно чистом куске асфальта удалось попробовать тормоза — ABS не страдает излишней деликатностью, как следует отдавая вибрацией в ногу, но ход и информативность у педали, а также уровень обратного ускорения при торможении в пол — блеск. Всем бы такие тормоза.

Мотор — это песня. Причем, несмотря на вполне честные 123 «лошадки», это песня очень тихая. На холостых оборотах двигателя не слышно вообще, как снаружи от автомобиля, так и внутри. С ростом оборотов двигатель не досаждает лишними децибелами, радуя подхватом почти с самых низов. Если держать его в тонусе (примерно от 2 500 об/мин), Солярис поедет очень азартно. Азарта добавит и коробка — суперкороткие хода и идеальное попадание в нужную передачу. Про хорошую механическую коробку у журналистов есть такой штамп: «как оружейный затвор». Да нет. Ничего тут не клацает и не стреляет, ей богу. Просто это клёвая коробка. С такой коробкой вновь начинаешь задумываться над уместностью в этом мире АКПП, РКПП и CVT.

Корейский автопром выпустил настоящий Автомобиль без всяких скидок на «бюджетность», «лоу-костовость» и «народность». Всё в нем — как в нормальном, полноценном автомобиле. Почувствовать себя пролетарием (тем паче - крестьянином) в нём никак не получится, даже если иметь доход раз в пять больший, чем у меня. Он объективно хорош и внешне, и по сути. Конкуренты среди «нашемарок» у Соляриса более чем очевидные: Renault Logan и Volkswagen Polo Sedan. У нового корейского автомобиля есть теперь все основания сказать каждому из них: «Подвинься!». И, невзирая на полное отсутствие рабоче-крестьянской харизмы, стать новым народным автомобилем.

А теперь давайте представим вот что. В недалёком будущем корейцы выведут свой ультрасовременный завод под Питером на проектную мощность в 150 000 автомобилей в год, попутно доведя локализацию Соляриса до 100% - благо с «родным» металлопрокатом в России проблем быть не должно. Эти меры (массовость плюс локализация) позволят сделать Hyundai Solaris ещё чуть дешевле — или, по крайней мере, не удорожить автомобиль в связи с инфляцией, что вряд-ли получится у конкурентов. А потом они построят ещё один точно такой же завод. 300 тысяч Солярисов в год... Вопрос: кому-нибудь будет нужна Lada Priora — или то, что ей готовят на смену?

Искренне желаем АВТОВАЗу в самое ближайшее время создать и запустить что-нибудь, близкое по потребительским качествам к яркому корейскому «Солнцу». Если начать думать об этом не сегодня, а завтра, может быть уже поздно.

К концу тест-драйва тучи рассеялись. Теперь у солнца не было никаких преград для того, чтобы посылать на землю лучи. Машина, пуская солнечных зайчиков струящимися гранями кузова, стояла на заснеженной площадке дилерского центра. Отдавать брелок с ключом не хотелось.