Большая Автомобильная История. Smart

Совсем недавно начались официальные продажи Smart в России. Мы посчитали своевременным присмотреться к этой марке повнимательнее, рассказать вам, откуда она "есть пошла", и что же это за автомобили такие - Smart.

Когда это странное маленькое существо, разработанное Mercedes-Benz и одетое в «коротенькую курточку» смешного покроя от швейцарского ателье The Swatch Group Ltd., появилось перед почтеннейшей публикой на Франкфуртском автосалоне 1995 года, многие просто не восприняли его всерьёз. Единственным очевидным преимуществом сего творения тевтонского гения концерна Daimler Chrysler являлась способность парковаться по отношению к тротуару хоть вдоль, хоть поперёк, и занимать одно место вдвоём. Но маленький автомобиль для некрупных европейских стран с их высокой плотностью машинопотока и ограниченным числом свободных парковочных мест был потенциально способен решить большую проблему совсем малыми силами.

Как бы то ни было, небольшая машина была продуктом большого труда — исследования в направлении создания субкомпактного автомобиля велись концерном ещё с 1972 года, когда человечество впервые поняло, что автомобильные пробки — это не просто потеря времени по пути на работу, а действительно большая беда городов, и спустя два десятилетия с начала столь масштабных работ и испытаний свет увидел малыш «Smart». Имя ему дали «родители», ведь то, что в переводе с английского читается как «умник», на самом деле — аббревиатура Swatch Mercedes ART.

Предприятие по выпуску авто было создано во французском городе Хамбаш в 95-ом, но серийное производство на вновь созданном предприятии «Micro Compact Car France» пришлось отложить — испытания первых ходовых прототипов показали склонность экстремально короткобазного автомобиля к опрокидыванию при резких поворотах и перестроениях. При содействии специалистов «Мерседеса» проблема была решена, и в 1998 году с конвейера сошёл первый серийный «Смарт», в том же году на конвейер встал «Смарт Сити Купе».

Smart City Coupe

Стоит отметить, что ещё в то время, когда завод готовился к производству первой модели — весной 97 года — презентация «Сити Купе» прошла в Мюнхене. Сразу после запуска машины в серию состоялся старт её официальных продаж в ряде европейских стран — в частности, во Франции, в Бельгии, в Италии, в Германии, в Люксембурге и Нидерландах, в Австрии, Швейцарии и Испании. Можно смело признать, что спрос полностью подтвердил ожидания, оказавшись весьма высоким. За короткое время субкомпакт завоевал обоснованную популярность в перегруженных автомобилями тесных городах Старого Света, и в уже в 1999 году французский завод покидает стотысячный автомобиль.

Тогда же происходит знаменательное событие в жизни молодой компании - передача 19% акций представителей Swatch Group концерну Daimler-Benz AG. Фирма-производитель автомобилей «Смарт» получает официальное название «Micro Compact Car Smart GmbH» и становится дочерней компанией AG. Руководство вновь образованной фирмы внедряло новейшие технологии продвижения товаров, проводило обширные маркетинговые исследования, что позволило с каждым годом стремительными темпами наращивать производство малолитражек.

В 2000 году в продажу поступает новая версия авто под названием Smart-Cabrio, в 2001 году специально для британских водителей были выпущены модели Smart City-Coupe и Smart Cabrio с правосторонним расположением руля, а также модели с дизельным двигателем CDI — одним из самых экономичных и «чистых» автомобильных моторов на сегодняшний день.

2002 год принес компании много положительных событий: успех новой модели Smart Crossblade на Женевском автосалоне, активные продажи этой марки в Западной и Восточной Европе, начало выпуска спортивных моделей Roadster и Roadster Coupe. В том же году компания вновь меняет название, теперь исключительно в угоду краткости, на «Smart GmbH», приобретает свой собственный, защищенный авторским правом, логотип и эмблему автомобиля Cмарт. Новые спортивные модели оснащены двумя 3-цилиндровыми двигателями, которые перенесли вперед (в более ранних моделях Smart впереди находился багажник). Собственно говоря, всё, что касается технологической составляющей микроавтомобиля, является таким же необычным, нестандартным и разрушающим стереотипы, как и он сам.

В первую очередь это касается пассивной безопасности: у Смарта фактически нет кузова как такового в общепринятом смысле. Его функцию выполняет капсула безопасности «Tridion» — та же деталь, что обеспечивает внешние очертания корпуса. Конструкция капсулы выполнена таким образом, что в случае тылового столкновения продольные и поперечные детали поглощают большую часть энергии удара благодаря «запрограммированным» зонам деформации. Двигатель машины в этом случае уходит вперёд и вниз, под капсулу, предотвращается ранение водителя и пассажиров. Сидения в Смарте сделаны из прочной стали и имеют высокие спинки, подголовники и, конечно, ремни безопасности. Кресла также способны поглощать энергию удара за счет рассчитанной на столкновение деформации спинки и системы крепления сидений, ремни безопасности имеют систему ограничения силы натяжения при ударе, у пассажира и водителя в распоряжении есть подушки безопасности.

Производители машины утверждают, что эти меры защиты способны сохранить жизнь сидящим внутр людям при столкновении на скорости до 100 километров в час. Во всех субкомпактах «Smart GmbH» топливный бак расположен под днищем автомобиля. Это означает, что он находится вне зоны деформации в случае тылового столкновения. Особо стоит заметить, что практически весь автомобиль построен из материалов, поглощающих кинетическую энергию и не дающих осколков при разрушении; всё, что возможно, сминается, складывается и перемещается строго по конструктивному сценарию. Замок зажигания, как один из самых травмоопасных узлов передней панели, расположен между креслами по оси автомобиля, а ноги водителя дополнительно защищены снизу спрятанными под облицовочными панелями вставками из особого сорта пенопласта.

Smart Crossblade

Smart регулярно проходит краш-тесты, организуемые независимыми экспертами. Данные тестов говорят о том, что вероятность получения травм в моделях Smart City-Coupe и Fortwo Cabrio действительно низкая: из-за высокого расположения водитель и пассажир располагаются практически вне опасной зоны столкновения.

Подвеска автомобиля хорошо поглощает энергию удара, а затем распределяет силу по собственному днищу в разных направлениях. Пассажирское сидение смещено назад по отношению к водительскому на расстояние до 15 см, что при их взаимном смещении позволяет снизить риск нанесения взаимных травм.

Fortwo Cabrio

Автомобиль такого размера и оригинальных геометрических показателей, казалось бы, должен иметь весьма специфическое управление. По большому счёту, это так и есть, но множество «умных» узлов и приспособлений позволяют малышу ехать и рулиться, не слишком шокируя водителя отличием от полноразмерного автомобиля ни в чём, кроме габаритов: у Смарта в наличии специально разработанная антиблокировочная система с электронным распределением тормозной силы, антизаносная система Trust-Plus, имеющая функцию электронного контроля тягового усилия и курсовой устойчивости, а бортовой процессор за счет датчиков частоты вращения колес и показателей поперечного ускорения постоянно контролирует положение во время движения.

Разумеется, настолько маленький автомобиль не может состоять из одних достоинств. Тем не менее, он был и есть плоть от плоти концерна Daimler-Benz, чей инженерный потенциал и уровень специалистов экстра-класса позволил не только создать идею, но и в совершенстве воплотить её в жизнь.

Smart Roadster

«Смарт» не оставляет камня на камне от устоявшихся представлениях о микролитражном автомобиле. Скорость? Он без труда способен «идти» 160 километров в час и не побоится выйти из города на трассу. Управляемость? При его габаритах лучше рулится только гусеничная техника, способная разворачиваться вокруг себя. Безопасность? Порой просто сходить пешком в булочную куда опаснее.

Однообразие? Расцветок и комплектаций одной лишь базовой модели Smart Fortwo больше десятка. Модельный ряд и преемственность поколений? Полноценный кабриолет Smart City Cabrio, трансформер Smart Crossblade, возможность которого видоизменяться способны довести до приступа чёрной зависти самого яркого хамелеона и лучшие модели детских колясок, Smart Roadster — для тех, кому медленно, и Smart Forfour — для тех, кому мало — и единый, абсолютно узнаваемый стиль, объединяющий все модели семейства «Смарт».

Smart Forfour

Вы молоды, вы способны на куда больше, чем можно предположить, ваша стихия — город, ритм вашей жизни не остановить, вы используете с пользой каждую секунду?

«Smart» станет отражением вашего внутреннего мира, жизненной позиции и настроения.

Вас интересуют проходимость, вместительность и грузоподъёмность?

Купите пикап.