Skoda. Вперёд в будущее.

Чешский автопроизводитель уже третий год подряд собирает журналистов со всего мира, чтобы рассказать о том, чем живёт Skoda сегодня. В прошлый раз мы побывали там, прохватили по восточной Чехии и рассказали вам о производстве автомобилей. В этом году в рядах десанта из России тоже был наш человек...

Акценты встречи в этом году были несколько иными. Называлось всё это "Прошлое, настоящее и будущее Skoda". За понятным названием скрывалось пока непонятно что... Впрочем, виды вечернего Чески-Крумлова настраивали на нужный лад. Утро следующего дня тоже началось отлично: мягкий европейский ноябрь, отель, уютно укутанный утренним туманом и... потрясающие старинные автомобили!

Да-да, знакомство со Шкодой началось в этот раз с довоенных автомобилей. Сияющие крыльями раритеты были представлены владельцами, которые вложили несколько лет своей жизни и несколько сотен тысяч чешских крон в реставрацию. Владельцы охотно общались с журналистами, рассказы их были подробными и интересными. Скажем, вот такой факт: одометры многих автомобилей имеют километаж больший, чем на самом деле пробежала машина. Почему? Потому что в военное время одометр искусственно накручивался, чтобы оккупанты не забрали автомобиль для нужд фронта. Не доверяли немцы чешской технике с большим пробегом...

Реставрация автомобиля с возрастом под 70 лет - дело хлопотное: запчасти приходится искать днём с огнём, в совсем "мёртвых" случаях заказывая производство идентичных, причём в единственном экземпляре. Ну где, например, найти сейчас такие шины?

Это было невероятно, но на некоторых машинах можно было поездить за рулём! Особенно запомнились усилия на органах управления - сцепление приходится выжимать едва не упираясь головой в крышу. В целом это совершенно непередаваемые ощущения, совершенно не вяжущиеся с современным уровнем комфорта, но дающие огромное удовольствие от вождения. Когда мой коллега, журналист с Урала, управлял одним из автомобилей, я заметил, что с его лица просто не сходит улыбка... Наверное, я выглядел в его глазах точно так же.

Что ж, из прошлого в настоящее, и дальше нам предстояло тесно познакомиться с модельной линейкой современной Skoda, за исключением, разве что малыша CityGo, брата фольксвагеновского Up!. У нас он пока не представлен, но шкодовцы всё же планируют заводить модель на российский рынок - старт продаж ожидается после премьеры на Московском автосалоне в следующем году.

А из ныне выпускаемых автомобилей мне больше всего был интересен доселе незнакомый Superb, этот представительный красавец с оригинальной задней дверью. Что сказать, машина у чехов получилась просто отменная, едет замечательно. Главным достоинством автомобиля является огромный простор на заднем диване - у меня, например, при росте 190 см оставалось от колен до спинки переднего кресла не менее 20 см! "Просто идеальный автомобиль для пассажира" - подумалось мне, а совсем чуть погодя оказалось, что в случае Skoda это не случайность. Это более чем закономерно.

Будущее... Вот здесь меня ждало самое интересное. Команда дизайнеров во главе со стилистом Иржи Хадащоком устроила для нас импровизированную дизайн-студию. Начали ребята с того, что провели краткий курс по философии бренда Skoda. Она, собственно, держится на пяти китах: Functional, Clever, Strong, Clear, Crystalline, Poetic - то есть функциональный, продуманный, сильный, чистый, кристальный, поэтичный. Это то, в рамках чего мыслят дизайнеры Шкоды. Помимо этого, в начале работы над новым проектом у них есть длина колёсной базы, высота капота (параметр безопасности пешеходов), ещё пара-тройка параметров и... всё!

Конечно, у въдливой журалистской братии сам собой возник этот вопрос - а как быть с "большим братом" Volkswagen? Не ограничиваются ли для Шкоды рамки концепции бренда искусственно? Не отводится ли ей роль нелюбимого дитя? Иржи оказался человеком дипломатичным, к таким вопросам готовым, но честным и в общении очень приятным. Конечно, говорит он, унификация с Фольксвагеном есть. Но подвергается ей исключительно то, что рядовой потребитель не увидит никогда. Внешний облик (как раз стезя Иржи, он экстерьерщик) закладывается собственным дизайнерским штатом Шкоды.

1. Иржи Хадащок

2. Петер Олах

Понятно, что большинство моделей германского концерна появляются как глобальные, но определённые рынки сбыта определяют определённые акценты в этих моделях. Однако Шкода не спешит подстаиваться, например, под рынок Китая, ценя свою identity, говорит коллега Иржи, дизайнер Петер Олах. Вместе с тем, важно стилестически разводить построенные на одной платформе автомобили, чтобы внутри концерна обходилось без случаев "каннибализма", то есть внутренней конкуренции. Избежание её - это, разумеется, задача не только дизайнеров, но и их в том числе.

Functional, Clever, Strong, Clear, Crystalline, Poetic... Олах подчёркивает, что их ролевая модель при создании новых машин - это компания Apple. Максимальная фунциональность, удобство, легкость, стиль.  Место для задних пассажиров - это для инженеров Skoda, если позволите, своего рода "священная корова". Задние пассажиры - тоже пассажиры. Больше места для них! Поставленная во главу угла практичность начинается с компоновщиков - они задают компоновку новой модели (разумеется, с большим пространством в области ног и головы для пассажиров сзади), после чего компоновка попадает к дизайнерам, которые увязывают её со своим видением автомобиля.

После сотни дизайнерских эскизов получается некий концентрат идей, его дизайнеры Skoda называют "ДНК". Этот ДНК может заключаться буквально в нескольких деталях: форма фар, решётки, оконная линия, наклон стоек, линия багажника... Сегодняшний ДНК - это "максимально воздушная" крыша, горизонтальные линии на боковинах, делающие автомобиль визуально крупнее, а также детали - задние фонари, ночью похожие на букву "С", крупные противотуманки и фары с контуром лепестков, призванные вызвать ассоциации с цветком клевера. Simply Clever...

А вот ДНК завтрашнего шкодовского поколения - концепт Vision D. Нависающая над решёткой эмблема, дерзкие, но абсолютно лишённые вычурности фары, резкие переходы поверхностей на колёсных арках и боковине, разрезанной подштамповкой от носа до кормы, и напоминающая клюв орла крышка багажника. Выглядит здорово! Найденными стилестическими решениями Vision D обязан будет поделиться со всей модельной линейкой Skoda образца 2015 года. Вот и первая ласточка этой линейки - куда более близкий к реальности Mission L.

Это уже не ДНК и концентрат. Это концепт вполне реальной, пусть и будущей, модели. Да, многое пало жертвой маркетинга и технологий: уникальная форма задней двери, фары, зеркала заднего вида, пороги, потрясающий салон - от всего этого в Mission L отказались полностью или частично, сохранив однако, общую схожесть с Vision D, а значит и этот самый ДНК. И главное: этот автомобиль  - однозначно Skoda. Да и у "стилестической экономии" есть своё объяснение: автомобиль задуман как недорогой, и для него необходимо было сохранить приемлимую стоимость. Он будет стоять на ступеньку ниже Октавии и конкурировать с "верхушкой" доступных иномарок. Как ни парадоксально, но в нашей стране это, прежде всего... Volkswagen Polo седан, на шасси которого и построен Mission L. Каннибализм, говорите?..

Отличный стиль, пойманный в "носителе ДНК", концепте Vision D, обязательно найдёт своё отражение в будущем. Напоследок Иржи сказал мне, что вероятность появления всех новых фирменных элементах в том виде, в котором это реализовано на концепте, всё-таки есть - на машинах более старших классов. Таких, как следующий Superb. И скорее всего, этот автомобиль будет выпускаться на заводе Volkswagen в Калуге, хотя окончательного решения по этому поводу еще не принято.

Выражаю искреннюю благодарность представительству Skoda и автосалону "Премьера", официальному дилеру автомобилей Skoda в Тольятти, за прекрасно организаванное мероприятие и за возможность лично пообщаться с людьми, формирующими внешний вид известнейшей автомобильной марки. Это было круто!