Большая Автомобильная История. FIAT

FIAT - это аббревиатура. Fabrica Italiana Automobili Torino. Крупнейшая итальянская автокорпорация со штаб квартирой в Турине, как следует из названия. FIAT сегодня  - это легковые, спортивные автомобили, грузовики, промышленная и сельскохозяйственная техника. Но начиналось всё довольно скромно...

Основала компанию группа инвесторов, среди которых был Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), а произошло это в 1899 году - то есть буквально на заре автомобильной эры. Деятельность Fabrica Italiana Automobili Torino началась со сборки автомобилей по лицензии французской Renault с французскими же моторами  De Dion - Франция в те годы была воистину впереди планеты всей в сфере автопрома. Товарищ Аньелли активно насаждал на фабрике социалистические идеалы - с целью расширить сотрудничество между предпринимателями и простыми рабочими. Производство быстро росло, но не столь за счёт социализма, а в большей мере за счёт отмены тарифов на импортную сталь (1903 год). У FIAT появилось несколько самостоятельных моделей - такси, грузовики, автобусы. А также стартовало производство авиационных и судовых двигателей.

Элитный покупатель - вот на кого была сориентирована автомобильная продукция FIAT. Популярность ей удалось завоевать довольно быстро, причем не только в Италии, но и за её пределами. Во многом этому успеху способствовал автоспорт - гоночные машины FIAT оказывали достойное сопротивление и часто побеждали в противостоянии с Lancia, Storero, Miller и Nazzaro. А действительно масштабный прорыв в Европу случился в 1911 году, когда модель S61 с мотором 10.5 литра объёма выиграла Гран При Франции.

Для Аньелли стало понятно, что пора переходить к масштабному производству. В 1912 на месте, по сути, кустарного производства было развёрнуто серийное. В это же время Джованни Аньелли одним из первых понял важность фирменного стиля для автомобильной марки, и в том же 1912-м мир увидел результаты этой концепции. Впрочем, появившийся в этом году Fiat Tipo Zero не блестал какими-то особенными дизайнерскими изысками, будучи похожим на уже выпускаемые в мире автомобили.

Однако "индивидуальность" этой модели была придана с помощью шести (!) разных облицовок радиатора, благодаря чему "Типо Зеро" принято считать ни много ни мало основоположником стиля FIAT. Кузова к своим серийным моделям FIAT (как и Alfa Romeo) стал заказывать у мастеров Локати и Торетта (Locati & Toretta), а несколько позже - у Загато и ателье Туринг (Touring).

Интересно, что ещё до европейской экспансии произошёл первый "заброс удочки" в США - в 1909 году FIAT организовал завод Poughkeepsie в Штатах. В те годы, да и позже, для Джованни Аньелли главным было усиление контроля над системой производства. Одним из результатов этой деятельности стал проект Lingotto. Это был на тот момент самый крупный в Европе автомобильный комплекс, который начал выпуск автомобилей в 1922 году.

Стратегия проекта Lingotto была проста - создать автомобиль массовый, не элитный. Переход к таким автомобилям ФИАТу удалось осуществить за счёт сборочной линии конвейерного типа - принципиально нового принципа индустриализации производства.

Часто бывает так, что крупные войны тормозят технический прогресс, но бывает и с точностью до наоборот. Первая мировая сделала FIAT в лидером итальянского автопрома, а к началу 20-х "туринская фабрика" стала уже крупнейшей компанией Италии. Это случилось, конечно, не без влияния Витторио Валлетты - умелого администратора компании.

Однако рубеж первого и второго десятилетий века был не слишком гладким - в 1919-1920 годах компанию сотрясали забастовки рабочих, которые захватывали предприятия и служебные помещения! Как вы думаете, кто стоял у руля тех волнений? Коммунисты Антонио Грамши и... Пальмиро Тольятти!

Ситуация зашла так далеко, что производство было прекращено. Вскоре к власти пришёл Муссолини, и Джованни Аньелли удалось вернуться к руководству. В 1927 году был создан холдинг IFI, который взял на себя функции управления FIAT. Главную роль в IFI по сей день играет семья Аньелли. А в 1932-м дебютировал Fiat Balilla, который разошёлся очень солидным по тем временам тиражом - 113 000 автомобилей.

Ещё более знаковым для FIAT стал 1936 год - появился Fiat 500, или Topolino ("Мышонок") с мотором всего в 569 "кубиков" - он имел интересный внешний вид и очень небольшие размеры; это был самый миниатюрный массовый автомобиль в мировой истории на тот момент. При создании машины "плясали" от внешности - форма и объём кузова появились первыми, а после этого инженер Данте Джакоза (Dante Giacosa) "вписал" в этот объём заднеприводное шасси, смонтированное на короткой раме с отверстиями для снижения веса. Причём "финальная" необходимая жесткость приобреталась конструкцией только после "женитьбы" рамы с кузовом.

Вариации у Fiat 500 были разнообразные - с тем, чтобы повысить интерес к ней в Италии и вызвать рост производства. В итоге машина пользовалась популярностью и у себя на родине, в Италии, и в Европе в целом - благодаря высокой надёжности, низкой цене и неповторимому шарму. С 1936 до 1955 "Мышонка" выпустили в количестве 519 000 экземпляров. В 1957 появилось новое, тоже очень успешное поколение, стиль которого использовали при воссоздании модели "500" - уже в начале следующего века.

Однако с политической точки зрения Италию угораздило встать на фашистские рельсы, и это сыграло не самую лучшую роль в судьбе ФИАТа. Вторая мировая война основательно разрушила предприятия FIAT, которые после освобождения Италии национализировали. Впрочим, это не помешало Витторио Валетте остаться фактически у рычагов управления компанией.

Вот тут-то FIAT и дождался того производственного бума, который задумывался ещё до войны. Сначала двухдверный "пятисотый", универсалы Fiat 1100 B и 1500 D, а через год - Фиат 500 C (четырёхдверка), 1100 E и 1500 E.

Ещё одним новаторомским детищем ФИАТ стал появившийся в начале 50-х Fiat 1400, который имел несущий кузов, а с 53-го года предлагался и с дизельным мотором, став, таким образом, первой итальянской дизельной машиной. Также в 1953-м на заводе Mirafiori запустили успешные седан 1100/103 и универсал 103 TV. Компактный Fiat 1100 на пару с "пятисотым" задали вектор модельного ряда ФИАТ, который держится в лидерах компакт-класса по сей день

А через пять лет появились очень небольшие и очень демократичные Seicento и Cinquecento (заметьте, от изначальной "элитности" не осталось и следа), продолжив линию "пятисотого мышонка" и показав всем экономическое чудо Италии, результатом которого стало индустриальное преображение целой страны.

Начало нового десятилетия - и новый курс. Компания приватизируется, у руля концерна стали внуки Аньелли, Умберто и Джованни-младший. В начале 60-х они привносят новые методы организации производства и в целом проводят довольно дальновидную политику - новая малолитражка Fiat 850 была в точности тем, чего хотел потребитель, и, как итог, 3 миллиона произведённых экземпляров. В 1966 году Джованни Аньелли (не основатель, конечно, а его внук) стал председателем FIAT и запустил ряд проектов, позволивших укрепить позиции на мировом рынке.

Один из таких проектов - соглашение с СССР по строительству Волжского автомобильного завода. Через год новый Фиат-124 (появившийся, к слову, в весьма непростых условиях - до этого у фиатовских дизайнеров несколько лет не получалось создать ничего выдающегося) стал Европейским автомобилем года, и именно его решили собирать на автозаводе, вокруг которого в волжских степях дожен был вырасти город, по странной иронии названный коммунистами в честь человека, которого в Италии очень не любят и который чуть было не погубил некогда ФИАТ - товарищ Тольятти.

Однако компартии СССР и Италии в то время старательно сближались, а потому политика и определяла все ключевые решения этого проекта. К слову, с выпуском Фиат-124 в СССР ничего не получилось. В результате испытаний первые пригнанные из Италии Фиаты расспыпались на булыжнике, "радовали" быстрым выходом из строя задних дисковых тормозов, замерзали зимой, капризничали архаичным нижневальным мотором...

Fiat 124 превратился сначала в Fiat 124R ("российский"), а потом в ВАЗ-2101, сменив к тому времени практически всю начинку (включая двигатель, подвеску и тормоза) на более надёжную, выносливую и подходящую к русским реалиям. Но пркатически неизменным остался дизайн кузова - и именно поэтому определившая на десятилетия вперёд тенденции российского автопрома "копейка" так хороша внешне - её лаконичный элегантный силуэт, созданный итальяцами, воистину вне времени.

А тем временем в состав FIAT входит знаменитая Lancia - произошло это в 1969 году. Кроме того, в 1969 появляется знаменитый FIAT Dino - в высшей степени элегантный спортивный родстер (двухместный открытый кузов Spider, хотя Дино выпускался и в варианте 4-местного Coupe), ныне настоящая коллекционная редкость. ФИАТ продолжает рост - параллельно с выпуском новых компактных моделей - начиная с Dino и заканчивая 128, 130, 127 и 126 сериями - компания строит заводы буквально по всему миру: юг Италии, Польша, Бразилия.  FIAT активно продвигает собственное ноу-хау, включая и решения приобретённых им  Lancia и Autobianchi.

На конвейере последней ФИАТ удачно обкатал переднеприводную идею, которая в то время активно муссировалась в мире, после появления британского Mini. Переднеприводный Autobianchi Primula (который, к слову, испытывали и в Тольятти, выбирая первую модель для постановки на производство) получился автомобилем конструкционно и технологически очень "сырым", а потому коммерчески не сильно успешным. Однако идея была обкатана, и следующий Фиат - Fiat 900 Panda - был, как мы знаем, переднеприводным, после чего ФИАТ к заднему приводу больше уже не возвращался.

Начало 70-х было временем мирового нефтяного кризяса - и компания сосредоточилась на повышении качества продукции и производственных процессов. Это привело к появлению более эфективных методов автомобилестроения и повышению уровня автоматизации производства.

Новым витком тех начинаний была «Robogate» - новая система автоматизации, которая действительно вывела компанию на новый уровень. Точно также, как и ранее с "Прмулой", ФИАТ дальновидно обкатал идею на одной из новых моделей (правда, тут уже пришлось использовать свой собственный конвейер - дело то касалось непосредственно производства, а не свойств продукта) - и пусть модель Ritmo 1978 года особой славы не снискала, зато стала для ФИАТа проводником в мир будущего через ворота «Robogate».

А вот явленный миру в 1983-м году Uno стал суперпопулярным и знаменитым на все времена - на тот момент он был весьма новаторским продуктом, включавшим кучу нововведений в электронике, устройстве двигателя и применяемых материалах.

Вот оно, истинное итальянское автомобильное чудо! FIAT - действительно великая марка. Судите сами, что не новая модель - то бестселлер! Чуть раньше чем Уно, в 1980-м, в Женеве публике презентовали Fiat Panda, который за два последующих десятилетия появился в шестидесяти (!) вариантах и 4 миллионах выпущенных экземпляров.

Внешность машинка имела очень простую, но именно в этой обманчивой простоте и скрытой под её оболочкой редкой гармоничности и заключён дизайнерский гений маэстро Джорджетто Джуджаро, в тюнинговом ателье которого ( ItalDesign) и была рождена Панда. Даже в следующем веке Панда осталась очень популярной, будучи одной из самых доступных машин в Европе. Секрет Панды, выпускавшейся и в версиях 4х4, - доступность и высокая ремонтопригодность, что особо ценилось в итальянской провинции.

А уже упомянутый нами Uno (то есть "номер один"), стартовавший в той же женеве в 1983-м, оставался бестселлером Апеннинского полуострова вплоть до 1995 года, когда с конвейера в Италии сошёл последний "итальянский" Уно. Однако машину продолжили выпускать на польском FlAT-Polska (бывший FSM) в Бельско-Бяла, на турецком TOFAS-FIAT и на египецком El Nasr, где Uno производят по сей день. В Италии же на смену Uno пришёл симпатяга Punto. Кстати, наверное это самое правильное слово, применимое почти ко всем поделям ФИАТ во все времена - "симпатяга".

Но в декабре 1985 года ФИАТ оступился, сделав шаг в "престижный" сегмент рынка - многие автопроизводители осупались именно таким образом. Переднеприводный Croma был хорош всем, радовал вместительностью багажника и ступенчатой задней дверью, да и продержался на конвейере аж 11 лет, однако после падения спроса до нуля ФИАТ решил не продолжать своё присутствие в этом классе. Крома первого поколения (дада, будет и второе, о нём разговор ниже) примечательна тем, что олицетворяет собой первую волну итальянской ветви глобализации авторынка - на её платформе (так называемая общеевропейская, TIPO 4) были созданы Lancia Thema, Saab 9000 и Alfa Romeo 164.

Альфа Ромео? Именно! В 1986 году ФИАТ купил и Alfa Romeo - вместе со всеми "потрохами" (то есть подразделениями и отделениями), существенно усилив таким образом свои позиции на рынке. Всесте с тем, и для Альфы Ромео такое слияние оказалось плюсом. Практически дышавшая на католический ладан легендарная итальянская марка сохраняет под крылом ФИАТ свою аутентичность, сумев выпустить, вслед за Alfa Romeo 164, ряд неплохих моделей. В то числе и красотку Alfa 156, ставшую в 1997 году Автомобилем года.

Конец 80-х для ФИАТ - это рискованное заигрывание с "крупными формами" - после дебюта в январе 88-го пятидверного хэтчбека Tipo, в феврале 1990 года появился универсал Tempra Station Wagon, а в мае того же года - фургон Marengo. Модели были созданы на одной платформе - на ней же ФИАТ умудрился "наклепать" ещё четыре модели двух разных классов для своих "подопечных" брендов - Lancia Delta c Alfa Romeo 33 (С-класс) и Lancia Dedra с Alfa 155 (D-класс). В 1993-м Темпру обновили.

Что до Tipo, то хоть и был он, с визуальной точки зрения, увеличенной копией бестселлера Уно, Автомобилем года-1989 стал именно Типо. Но, несмотря на этот аванс, к чуть более крупному, чем привычно, Фиату, публика отнеслась прохладно - шикорого признания на рынке Типо не получил. В 1995 Tipo и Tempra сменили семейства Bravo/Brava и Magea. Симпатяги (дада, именно!) Браво и Брава существенно поправили дела и вернули ФИАТу долю былого шарма.

Способствовал этому и Punto/Sporting - переднеприводный малыш-хэтчбек особо малого класса, появившийся осенью 1993 года. Малыш выпускался в 3- и 5-дверном исполнеии и имел 17 (!) базовых модификаций, в том числе, как истинный итальянец, и версию кабрилет. А также - версию GT! Пунто оказался выигрышным ходом на рынке, и в 1999 году сменил поколение.

Fiat Seicento - это то, что ФИАТ всегда умел делать хорошо. Он появился в апреле-мае 1998 года и был автомобилем особо малого класса (построен на базе суперпопулярного предшественника Cinquicento), то есть моделью А-класса по европейской классификации. Он производился в Польше, а продавался (продажи продолжались и в 21-веке!) на всей территории Европы, причем в нескольких базовых версиях Young, S, SX, Citymatic, Suite, Sporting. Кроме того, был и электромобиль - Seicento Elettra.

Seicento был хорош в мегаполисе - то есть явил собой яркий пример нового типажа автомобилей - парковался в любой "дырке" и разворачивался на любом "пятачке". Сейченто был популярным - в 2001-м его слегка подновили, а завершилась его история лишь в 2005-м выпуском спец-серии "50th Anniversary". Согласитесь, далеко не всякая микролитражка удостаивалась такой чести.

Ниву автоспорта FIAT всегда справедливо отдавал своим "дочкам" - Лянче, Альфа Ромео, а позже и Феррари. Однако и сам FIAT написал в этой книге пусть и небольшое количество, но зато очень эффектных страниц. Крайней на сегодняшний день такой страницей можно считать Fiat Coupe (представлена в 1993 году) - бодрая переднеприводная молодёжная машинка была построена на платформе Bravo и была в своём классе одной из самых доступных.

Была и версия Coupe Turbo, которая имела максималку в 250 км/ч и была конкурентом компрессорного Merсedes-Benz CLK, а также новомодного Porsche Boxster, значительно переигрывая обоих по фактору цены. Летом 2000-ного в Турине показали "суперчарджед"-версию: Coupe 2.0 20V Turbo Plus - мотор в 220-сил 6-ступенчая коробка передач. В наши дни Fiat Coupe уже имеет легендарный статус.

Однако не только такой "спортивной гимнастикой" был занят ФИАТ в 90-х: в январе 1994-м состоялась премьера обширного семейства 7-8-местных минивэнов в рамках совместного проекта FIAT и концерна PSA (куда входят Пежо и Ситроен). Модель имела передний привод, поперечно расположенный двигатель и в варианте ФИАТа именовалась Ulysse.

Через пару лет на этой же "тележке" создали группу грузовых и грузопассажирских семейств (U64) - Fiat Scudo/Citroen Jumpy/Peugeot Expert. Эта платформа, U64 заменила короткобазную модель Talento. Что касается универсала повышенной вместимости Ulysse, то он был весьма популярен в Италии, а общеевропейский рынок остался за его двойниками - Peugeot 807 и Citroen C8.

Буквально на всех фронтах ФИАТ стремится в 90-е годы использовать имеющиеся у него в распоряжении платформы по максимуму. Ну что можно выжать из довольно банальной "тележки" Punto? Да настоящий шедевр итальянского автопрома, если подключить к делу проверенных компаньонов из ателье Pininfarina! В 1995 году Женева лицезрела этот шедевр, Fiat Barchetta - и признала её самым красивым автомобилем со складываемым верхом.

Это был переднеприводный спортивный автомобиль - в вариантах кабриолет (жесткий снимаемый верх) или спайдер (вовсе без "башни"). Люксовую комплектацию Barchetta Riviera выкатили на Туринский автосалон через пять лет, летом 2000-го.

Начало "нулевых" ознаменовалось освоением сегмента современных "каблучков" - в октябре 2000-го на Парижском автосалоне появился грузопассажирский Doblo. Заход оказался удачным, и десяток лет для этой (конечно, уже модернизированной) модели, которая предлагается и в грузовом варианте Doblo Cargo, совсем не предел.

6 октября 2002 года в Италии начались продажи Stilo, который сменил Bravo и Brava - соответственно, трёхдверку и пятидверку. Стило выпускался пять лет, не оправдал надежд (планировали выпустить аж 2.5 миллиона машин), после чего ФИАТ решил вернуться к старому названию: в 2007 году нишу С-класса занял пятидверный хэтч - Bravo.

В то же время концерн постепенно приобретал обанкротившиеся фирмы, собрав под своей "крышей" Ferrari, Lancia и Alfa Romeo, а также несколько несколько тракторных заводов. Кроме того, в апреле 2003 года стартовал совместный проект с японской Сузуки по разработке кроссовера. Плодом этого сотрудничества стали «братья-близнецы» Fiat Sedici (в переводе с итальянского «Шестнадцать») и Suzuki SX4.

Дизайн экстерьера двойной новинки создавался во всемирно известном кузовном ателье ItalDesign под руководством маэстро Джорджетто Джуджаро. Наружность у Sedici получилась чуть более брутальная, чем можно ожидать от внедорожника типа SUV, но от этого ещё более эффектная и узнаваемая, а "начинка", параметры силового агрегата и салона - хоть и являлись довольно бюджетными, но не уступали конкурентам. Автомобиль пошёл в серию в 2003-м, а в 2009 пережил фейслифт.

А дебют модели Grande Punto состоялся в 2005 г. на Франкфуртском автосалоне. Слово «Grande», то есть «большой», в названии говорило о том, что по сравнению с предшественником, Fiat Punto, новая модель стала заметно больше и вместительнее. Выглядит этот хэтчбек очень эффектно: обтекаемый, динамичный силуэт, изящная и гармоничная головная оптика, расширенные колёсные арки, спортивные пропорции, большой выбор цветовых решений. В 2010-м эта модель сменила название на Punto Actual - очевидно, готовя почву для нового поколения, которое вновь будет называться Punto.

Как мы уже сказали, на смену Fiat Stilo пришел Браво - он был впервые представлен в Риме в январе 2007 г. Дизайн этой модели был разработан в фирменном центре стиля (FIAT Centro Stile) и является превосходным образцом утончённого итальянского вкуса. В продвижении модели делался упор не только на дизайн, но и на практичность, а также на динамику, дарованную новым поколением турбомоторов.

О модели Croma мы тоже уже говорили - первое поколение её было не слишком уж удачной попыткой ФИАТ проникнуть в "верхний" сегмент рынка. Однако второе поколение явилось чуть более удачным, хотя бестселлером его и не назовёшь. Но Fiat Croma второго поколения, появившегося в конце 2007 года, была чудо как хороша - дизайн в духе новых Bravo и Punto пришелся кстати.

Croma - это чистое олицетворение безграничной любви итальянцев к красоте и комфорту. Из богатой европейской линейки моторов (два бензиновых и три турбодизеля) до России добрался только один - "старший" бензиновый двигатель 2.2 литра, мощностью 147 лошадиных сил. Крома была довольно дорога (всё-таки, как это нетипично для ФИАТ, даже с точки зрения российской!), но она того стоила - жаль что жизнь её на российском рынке вышла в итоге недолгой. Что до российского рынка, то сегодня итальянцы в России делают ставку на бюджетные седаны - на недорогую и ладную Fiat Albea и на новейшую, представленную на MIAS-2010 Fiat Linea.

Однако Супер-удачей ФИАТ за последние годы нужно считать другую модель. Спустя полвека, FIAT решил возродить культовую модель, создав симпатичную и практичную микролитражку с легендарным именем. Новый «Пятисотый» представили публике 4 июля 2007 г. на автосалоне в Турине, где он имел огромный успех. Fiat 500 удостоился звания «Автомобиль 2008 года» и получил награду в конкурсе «EuroCarBody» за лучший дизайн кузова.

Этот дизайн тоже был разработан, разумеется, в фирменном «Центре Стиля FIAT» (FIAT Centro Stile) и представляет собой сочетание ретро-мотивов, напоминающих о легендарном предке, и актуальных современных трендов. Конечно, это уже не тот "мышонок" - супердемократичным его не назовёшь - однако отрадно видеть, что ФИАТ по-прежнему умеет создавать вполне доступные, толковые, забавные и вместе с тем по-настоящему красивые автомобили.

Историю автомобильной марки Fiat иногда можно освежать в памяти и даже распечатать.

А также посмотреть дополнительные фотоматериалы.