АВТОВАЗ. Планов громадье

Оказавшись под властью японо-европейского концерна, ВАЗ начал думать о будущем. И не в старом совково-пренебрежительном стиле «сколько сделать перелицованных ФИАТов-124 и кого бы ими осчастливить?», а в современной манере большого завода, держащего под контролем значительную часть одного из крупнейших в Европе рынков. Давайте посмотрим, каким видит ВАЗ свое будущее.

Трехфазное будущее

Итак, период  с 2010 по 2020 год условно разделен на 3 фазы, каждая из которых преследует собственную цель. До 2012 г. включительно ВАЗ своей главной целью видит выживание и улучшение качества выпускаемых автомобилей для сохранения лидирующих позиций. Сейчас завод лидирует в бюджетном ценовом сегменте и занимает практически весь сектор ультрабюджетных (до 250 000 руб.) автомобилей.

Но конкуренты не дремлют – не сегодня-завтра Hyundai Solaris питерской сборки в рейтинге самых продаваемых моделей обойдет и «Калину», и «Приору». Подобное развитие событий стало следствием целого комплекса факторов – сближением цен, окончанием программы утилизации, возрождением рынка автокредитования и незавидной репутации автомобилей марки «Лада», заслуженно тянущихся за ними с незапамятных времен.

В целом же, с 2003 по 2008 г. продажи отечественных машин сократились с 0,9 млн. до 0,7 млн. В то время как продажи иномарок, собранных с России выросли с нуля до 0,6 млн., а объемы импорта – с 200 тысяч штук до 1,4 млн.

Поэтому, прежде чем делать шаг в светлое завтра, ВАЗ намерен закрепиться на завоеванных позициях. Помочь ему в этом должна «Гранта» (Lada 2190), которая сменит на конвейере машины сразу трех семейств – «Классика», «Самара» и «Калина».

Воплощённый в жизнь, проект RF90, вскоре отправится к дилерам под именем LADA Largus

Второй «козырь» в рукаве ВАЗа – модель RF90 (по внутренней спецификации), которая будет построена на платформе B0, права на использование которой были куплены у Renault-Nissan. Вы уже поняли, что речь идет о модели Largus, которая выходит на российский рынок как пассажирский 7-местный MPV, и как коммерческий фургон. Первоначально планировалось, что на Largus будут устанавливаться отечественные моторы, но их характеристики не устроили французов. В результате на сегодняшний день Largus представляет собой ту же Dacia Logan MPV с шильдиками «Лада». Благодаря Largus ВАЗ намерен захватить аж 37% рынка в сегменте B, и 22% - в сегменте малотоннажных коммерческих машин. При этом низкая цена будет использоваться как основной инструмент привлечения покупателей, а слабая конкуренция со стороны автомобилей локальной сборки и большая база корпоративных клиентов обеспечат успех «каблучков».

Это семейство своё отслужило...

Обеспечив себе устойчивое финансовое положение в ходе фазы 1, следующим шагом ВАЗ намерен предпринять «Экспансию», которая должна быть осуществлена в период 2014-2017 г. Первым пострадавшим от экспансии станет семейство «Самара», выпуск которого будет полностью свернут в конце 2013 г. («классика» и «Калина» покинут конвейер уже в этом году). Через год покупателям придется попрощаться  с классической «Нивой», то бишь Lada 4x4, на смену которой в течении 2014-15 г. должны прийти сразу три модели – кроссовер С-класса, модель под условным названием B-cross и новое поколение Lada 4x4. Каким образом эти планы сочетаются с выпуском Chevy Niva СП «GM-АвтоВАЗ», завод не сообщает. Однако благодаря вышеперечисленным моделям ВАЗ намерен к 2020 г. захватить ни много, ни мало, четверть российского рынка кроссоверов!

Следом за ними на конвейер встанет новая «Приора», отпочковавшийся от Largus BM-хэтч  и автомобиль С-класса. Причем последняя модель должна дебютировать в высшем ценовом сегменте своего класса и за пять лет на пару с «Приорой» отхватить аж 29% рынка. Планы, что и говорить, смелые.

В 2017 г. обновление модельной гаммы завода будет полностью завершено – в течение следующих трех лет ВАЗ не планирует никаких изменений в гамме. При этом к концу фазы 2 завод должен достичь максимальной мощности – 1 млн. автомобилей в год и занять четверть российского автомобильного рынка (таким образом, по мнению ВАЗа, через пять лет в России будет ежегодно продаваться более 4 млн. новых машин). Основу производственной программы будет составлять Granta.

Фаза 3, названная «Поддержание», продлиться вплоть до 2020 г., и основной фокус при ей реализации будет смещен в пользу разработки новых моделей, которые выйдут на рынок после 2020 г. (какие это будут модели, завод пока не определился), и рестайлинге текущих (на тот момент) моделей.

Финансы

К 2020 г. выручка ВАЗа должна составить 330 млрд. руб., 60% которой будут обеспечивать Granta, новая «Приора» и пока безымянный автомобиль С-класса.

Поскольку в конце прошлого года завод впервые за долгое время получил операционную прибыль, он способен самостоятельно инвестировать в собственное развитие. Согласно плану, в период с 2010 по 2020 г. на это будет выделено 183,5 млрд. руб., из которых 58,5 млрд. пойдут на разработки моделей, запускаемых в производство до 2020 г., 24,6 млрд. – на модели, выходящие после 2020 г. Еще 100 млрд. уйдет на разработку двигателей, расширение и модернизацию производства. При этом Renault-Nissan добавит еще 13,5 млрд. на организацию контрактной сборки.

НИОКР

Помимо запуска новых моделей, ВАЗ намерен значительное внимание уделить техническому и научному развитию.  Отставание в этой области по сравнению с ведущими зарубежными производителями значительное, и у тольяттинцев хватает мужества это признать.

Так, во всем мире на рестайлинг (разработку и запуск производства) какой-либо модели уходит в среднем 12 мес., а на подготовку абсолютно новой модели – 29 мес. У ВАЗа эти же показатели равны соответственно 29 мес. (столько занял фейслифтинг «Приоры») и 51 мес. (запуск «Калины»). По меркам западного автопрома это показатели 90-х годов. Что неудивительно, если принять о внимание величину расходов  на НИОКР – 5% от выручки у крупных компаний, и всего 1,5% у ВАЗа.

Но завод намерен исправиться – по планам расходы на исследования и разработки будут увеличены до 2,8%, что, несомненно, должно дать определенный положительный эффект.

Производство

Эффективный производитель в первую очередь эффективно расходует имеющиеся средства. В связи с чем завод намерен реорганизовать производство. В частности, металлургическое, инструментальное и штамповое производство, а также часть промышленных сервисов, в том числе энергетика и переработка отходов, будут выделены из ОАО АвтоВАЗ в Группу АвтоВАЗ. По сути, это ничто не меняет – завод по-прежнему сохранит над ними полный контроль, но с формальной точки зрения это позволит исключить расходы на них из статьи расходов ОАО.

Кроме того, будут привлечены стратегические партнеры для закупки сырья и компонентов в рамках сотрудничества с Renault-Nissan, а также для организации производства пластиковых деталей и автокомпонентов.

А вот непрофильные активы, различные социальные объекты, транспортировка, средняя штамповка и пр. будут выведены из подчинения АвтоВАЗа.

В то же время, для повышения эффективности труда рабочих завод намерен модернизировать оборудование и внедрить на конвейере систему контроля качества Renault «Alliance Production Way».

Закупки

Немалое значение имеет и стратегия закупок. Нынешние поставщики не соответствуют требованиям к качеству компонентов для будущих моделей ВАЗа, в связи с чем завод намерен осуществить кардинальные перемены в этой сфере.

В первую очередь ВАЗ присоединится к концерну Renault-Nissan, который возьмет на себя функции отбора поставщиков, их развития и т.д. Служба закупок самого ВАЗа при этом  будет заниматься только оперативным снабжением. Благодаря этому уже в следующем году через Renault-Nissan завод будет закупать до четверти всех компонентов для своих машин, а в 2016 г. этот показатель достигнет 80%.

Следующее поколение LADA Priora, по нашему мнению, будет выглядеть приблизительно так

Мало того - ВАЗ рассчитывает, что основными поставщиками будут являться не отечественные, а зарубежные компании с мировым именем. И даже подготовил конкретный перечень компонентов, производство которых еще не локализовано – это коробки передач, системы впрыска, блоки управления, сцепление, детали подвески и др.

Однако, чтобы привлечь иностранные компании к организации производства в России, необходима поддержка правительства, так как одних лишь коммерческих интересов для ведения дел в нашей стране явно недостаточно. Так, от правительства требуются конкретные шаги по разработке национальной стратегии развития автомобильных кластеров, предоставление субсидий вновь открывающимся производствам, инвестиции в транспорт и ЖКХ, административная поддержка и многое другое. Одним из пунктов, на которые уповает ВАЗ, является определение узкого круга компаний на роль «российских флагманов» и их всесторонняя поддержка. То есть, несмотря на то, что завод является акционерным обществом, он по-прежнему рассчитывает на помощь извне.

Продажи

Помимо производства завод намерен реформировать и систему продаж. Так, в соответствии с мировыми тенденциями будет уменьшено количество собственных дилеров. К 2020 г. они должны составлять всего 10% от общего количества дилеров (сегодня этот показатель равен 28%) и обеспечивать до 20% всех продаж.

Для увеличения объемов продаж будут увеличены расходы на рекламу и маркетинг – почти до 4000 руб. в расчете на один автомобиль, введена переменная маржа для дилеров. А дополнительный доход обеспечат комиссионная торговля и продажа запчастей.

Что касается маржи, то её базовая часть по плану должна составить 4% от стоимости автомобиля. Если предприятие выполняет установленный план продаж, маржа повышается до 6,5%, соблюдение корпоративных стандартов и высокий уровень удовлетворенности потребителей дадут еще по 0,9%. Однако, если дилер работает плохо, его ждут штрафы, величина которых может «съесть» все надбавки.

Таким образом, стандартная маржа для хорошо работающего дилерского предприятия достигнет 8% с автомобиля, а в ключевых регионах – даже 10%.

Качество

Качество – главный бич автомобилей под маркой «Лада». По данным самого завода в 2009 г. на каждую 1000 проданных автомобилей в первые 3 мес. эксплуатации приходилось почти 300 претензий по качеству от покупателей. А сколько ещё автовладельцев сразу по выезду из салона махали рукой на сервис и официальную гарантию и собственными силами решали все возникшие проблемы! Как бы то ни было, но согласно планам к 2020 г. количество официальных обращений с претензиями к качеству должно сократиться вшестеро.

Запросы потребителей к автомобилям в будущем будут учитываться при разработке новых моделей. Особое внимание завод намерен уделить улучшению дизайна, материалам салона и комфорту, а также снижению шумности. Именно эти показатели, наряду с эргономикой, по мнению потребителей находятся у автомобилей «Лада» на весьма низком уровне.

Повышение качества выгодно заводу даже с финансовой точки зрения, поскольку поможет в период реализации программы сэкономить как минимум 5,3 млрд. руб. на гарантийном ремонте и исправлении выявленных недостатков непосредственно на производстве.

Система контроля качества будет базироваться на разработках Renault-Nissan и носить собственное имя «Программа качества Lada» (LQP). Её внедрение уже идет, и в 2014 г. большая часть заявленных целей уже должна быть достигнута.

Нет сомнений, что эти планы еще не раз подвергнуться корректировке в соответствии с текущей ситуацией. Например, похороненная было «Калина» обретет новое лицо на грядущем Московском автосалоне и продолжит свою конвейерную жизнь. Тем не менее, завод всерьез думает о своем будущем, осуществляя при этом комплексный подход к планированию, и уделяя особое внимание повышению качества и запуску новых моделей.

С момента начала осуществления «Стратегии 2020»прошло уже два года, и, выражаясь словами спецагента Осо, пока «все идет по плану. Ну, почти…».