Общественность слегка Aquella. ТагАЗ: Курс на выживание

Таганрогский автомобильный завод представил свою новую разработку. Слухи о её появлении массово начали распространяться в начале января 2012 года, когда в Интернете появились «шпионские» фотоснимки. На них был изображён автомобиль, напоминающий спортивное купе. Скептики и оптимисты схлестнулись в баталиях: одни доказывали, что на такое российский автопром не способен, другие говорили, что надежда умирает последней.

Немного хроники. Спустя некоторое время, вслед за «шпионскими» фотографиями чего-то нового от «ТагАЗа», появилось официальное подтверждение предприятия о том, что завод действительно разрабатывает спортивное пятидверное купе. Сообщение сопровождалось рисунком-скетчем. По поводу ранее опубликованных снимков Генеральный директор ООО «ТагАЗ» Андрей Фрадкин сказал следующее: «Машина на фото является предсерийной версией и нужно понимать, что серийные автомобили будут существенно отличаться от первых образцов. Но об общем виде модели и, в целом, о направлении нашей работы вполне можно судить по этим фотографиям…».

Первые шпионские снимки новой разработки «ТагАЗа»

Вместе со скетчем тагазовцы прописали главную задачу разработчиков и аудиторию новинки: «Главной целью разработчиков является создание принципиально нового автомобиля, дизайн которого никого не оставит равнодушным. По мнению представителей компании, потенциальными владельцами новой модели станут в первую очередь молодые люди – современные, наиболее активные и восприимчивые к новинкам, ценящие в автомобилях индивидуальность и спортивность». И завершительным штрихом стали обнадёживающие слова о цене автомобиля, который «должен стать одним из самых доступных предложений в своем классе и на российском рынке».

Официальный скетч новинки. Отличия от действительного прототипа на лицо

Шло время и сеть снова была взбудоражена новостью о том, что «ТагАЗ» обратился в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о банкротстве. Как же так? А как же пятидверное спортивное купе? В действительности никто и ничего не понимал. Но на все вопросы нашлись ответы позднее.

В конце мая генеральный директор «ТагАЗа» Андрей Фрадкин поделился информацией о том, что новый продукт готов к этапу сертификации, назначенной на это лето. Имени у автомобиля по-прежнему не было, было лишь кодовое внутрикорпоративное обозначение «PS511» и немного новых подробностей. «PS511» определялся как синтезированный вариант популярного в нашей стране С-класса и купеобразного кузова. Производитель просил подождать до 10 июня – в этот день планировалось озвучить серийное имя и цену автомобиля.

Но ждать пришлось не так долго. Буквально за неделю, в одном из интервью «РБК Daily» Михаил Парамонов, Председатель совета директоров «ТагАЗа», специально или просто допустив небольшую оплошность, озвучил имя нового автомобиля собственной разработки (внимание: на неё ушло 1.5 года) таганрогского предприятия – Aquella («Аквэлла»). Была озвучена и рекомендованная розничная цена «спорткара» - 12.5 тысяч долларов. Также сообщалось, что после сертификации, ближе к осени будет выпущена «пилотная» партия «Аквелл» тиражом 50 штук.

И вот, наконец, мы дождались того момента, когда пресс-служба «ТагАЗа» официально сообщила о новинке. Есть несколько моментов. Первый касается названия. Оно было изменено. Вместо «Aquella» получилось «Aquila», что в переводе с латыни означает «орёл». Причины переименования не сообщаются, но догадаться о них можно – первый вариант не слишком благозвучен для людей, понимающих великий и могучий.

TazAZ Aquila в пятидверном варианте оснащена 1.6-литровым бензиновым двигателем. Какова его мощность – пока не говорят. Списком опций завод всё же поделился (хотя всё это было известно задолго до официальных писем «ТагАЗа»). Базовое оснащение «Орла» будет включать в себя электростеклоподъемники, центральный замок, электрорегулируемые зеркала с  подогревом, кондиционер, магнитолу, ГУР, АБС и подушку безопасности. Что касается цены, то она вполне демократична – около 400 тысяч рублей. Наверняка она изменится к моменту начала продаж – есть такая привычка у наших автопроизводителей.

Тагазовцы решили пойти по пути Михаила Прохорова и «скопипастить» его очень удачный ход. Дело в том, что помимо купейной «пятидверки» в планах предприятия её двухдверная модификация. Она получит 2-литровый двигатель, который будет доступен с механической и автоматической трансмиссиями. Что касается упомянутого «копипаста»: при проектировании двухдверной Aquila «ТагАЗ» будет ориентироваться на отзывы и пожелания российских пользователей Интернета. Например, по словам пресс-службы завода, во внимание приняты просьбы об оснащении автомобиля системой помощи при парковке, включающую в себя камеру заднего вида и датчики парковки.

По поводу TagAZ Aquila, кажется всё стало понятно, осталось только ждать первых серийных образцов… Всё тот же Михаил Парамонов в беседе с корреспондентом «РБК Daily» рассказал ещё об одной новинке, которая готовится к выходу в свет. Ей станет кроссовер. Он пока без названия и фигурирует под корпоративным псевдонимом «М-100». Сборка будет налажена в марте-апреле следующего года… в Китае. Цена не будет превышать 12 тысяч долларов. И для российских клиентов  тагазовский кроссовер будет в зоне доступа.

Но позвольте. Завод же почти банкрот. «Где деньги, Зин» на новые разработки? Ведь, если «ТагАЗ» заявляет, что та же Aquila – собственная разработка (вопреки ранним слухам, якобы в основе какой-то корейский автомобиль), то на её создание должно было уйти как минимум 1 миллиард долларов! Спокойно, давайте, попробуем хоть отчасти разобраться в ситуации.

Вы уже знаете, что предприятие обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением признать завод банкротом. Решением суда на «ТагАЗе» был введён режим внешнего наблюдения. С этого места мы предлагаем выступить читателя на позиции адвокатов, так как есть две точки зрения на ситуацию, связанную с банкротством «ТагАЗа».

Выслушаем для начала мнение «заинтересованной» стороны, которую представляет Председатель совета директоров «ТагАЗа» Михаил Парамонов. С 2008 года у предприятия было 12 банков-кредиторов, не только российских. Настало время, когда два из них, «ВТБ» и «Сбербанк» встали в позу и подняли процентную ставку до 18% годовых. Общий язык с кредитором «ВТБ» таганрогский автозавод нашёл, за что Парамонов благодарит Владимира Путина, который помог в этом деле. «Сбербанк» же к 18% процентам добавил ещё 1% за то, что в годы кризиса объёмы производства сократились – что-то вроде штрафной санкции. С ним диалога не получилось: «Ему даже правительство не правительство, он сам по себе. Если господин Греф знает, как предприятию выжить в кризис, имея кредит под 18% годовых плюс 1% штрафа, пусть он напишет об этом научный труд и отправит его сразу в Нобелевский комитет. Такая ставка для любого предприятия в кризис — смерть, разорение. Несмотря на это, мы продержались три года: платили огромные проценты, судились, пытались выжить», говорит Парамонов в интервью с «РБК Daily».

«Сбербанк» пообещал сделать реструктуризацию задолженности. Но всё обломилось за две недели до того, как «ТагАЗу» предстояло отдавать «ВТБ» векселя – «Сбербанк» передумал. Выхода, кроме как подать заявление о банкротстве, не было. На данный момент у таганрогского предприятия долгов на сумму около 12 миллиардов рублей: «перед «ВТБ» — 5,8 млрд руб., «Газпромбанком» — около 3 млрд, а прямой долг перед «Сбербанком» — 2,7 млрд руб. Мы в кризис смогли снизить задолженность, зачем нас душить? Мы барахтались как могли. Тот же «Газпромбанк» в кризис снизил нам ставку до 1% при условии выполнения графика погашения. Что мешало Сбербанку поступить точно так же? Мы же ему непрофильные отдали, например шикарную гостиницу «Ростов», говорит господин Парамонов. В общем, подводя итог всему, «ТагАЗ», по словам Председателя директоров предприятия, рассчитается с банками по мере возможности и ответственность за кредиты не снимается, «Естественно, банки, которые нас душили, становятся в другую очередь».

Председатель совета директоров «ТагАЗа» Михаил Парамонов

Есть мнение, что, «Инициировав собственное банкротство, завод дал понять госбанкам, которым он задолжал, что деньги возвращать не собирается». Такую позицию озвучило издание «Коммерсантъ Деньги». Далее рассматривается история завода и его взаимоотношения с банками-кредиторами и партнёрами «ТагАЗа». Будем краткими и процитируем несколько выдержек из данной статьи. Первая: «Естественно, банки, которые нас душили, становятся в другую очередь". Впрочем, после введения внешнего управления «ВТБ» заявил, что эти действия полностью нарушают договоренности, а «Газпромбанк» обратился в прокуратуру с просьбой проверить, не является ли банкротство «ТагАЗа» преднамеренным. Вторая: «Был представлен опытный, еще не сертифицированный образец — пятидверное спортивное купе TagAZ Aquella. Где и на какие деньги будет производиться этот автомобиль, Михаил Парамонов не знает, зато известна цена Aquella — $11,5 тыс. Откуда взялась эта цена, аналитики сказать затрудняются, но веры в то, что машина появится на рынке, у них, похоже, нет».

Таким образом, подводим общий итог. Кто прав, кто виноват – покажет время. Если «ТагАЗ» выкарабкается из долговой ямы, то мы действительно будем рады. Если нет, то таганрогское предприятие повторит печальную (а может и не очень) судьбу «ИжАвто». Помогут ли вырваться из кабалы новые модели, разработанные «ТагАЗом»? Этот вопрос спорный. Рассчитаться с кредитами в ближайшее время при помощи этой меры не представляется реальным. Предположим, что Aquila и новый кроссовер начнут выпускаться и продаваться. Что тогда? Тогда «ТагАЗ» докажет, что есть у него ещё порох в пороховницах. Может быть тогда кредиторы ещё раз задумаются о реструктуризации, на которую намекнёт им Владимир Владимирович.