Мой заботливый и умный зверь

Одной из ярких новинок этого года в сегменте компактных кроссоверов стал Volkswagen Tiguan. Заботливое и умное поведение машины по отношению к пользователям, наверное, передалось Тигуану от его создателей – техническим руководителем проекта является Ренате Хаманн, и она не единственная женщина, сыгравшая роль в судьбе автомобиля – из пятерых представителей группы управления проектом, четверо – дамы.

Маленький, а с характером…

По замыслу создателей Тигуан должен «впитать» в себя характер сразу двух животных. Притом одним из них является ни много, ни мало – тигр. Опережая события, отметим, что от этого представителя кошачих автомобиль унаследовал силу, ум, благородную выправку и умение охотиться – в нашем случае за сердцами автолюбителей. Вторым животным является игуана, передавшая такие черты как проворность, выносливость и тихое, но уверенное преодоление препятствий.  Как и все современные кроссоверы, «немец» базируется на «легковых» агрегатах. Но и здесь Тигуан не ограничился чем-то одним – в качестве «базы» используются сразу две модели. Передняя часть платформы (силовой агрегат, передняя подвеска типа McPherson и рулевая система с электромеханическим усилителем, обеспечивающим переменное усилие) взяты от автомобиля Golf. Отметим, что пружины и амортизаторы получили другие характеристики, более характерные для класса SUV. А вот «задок» - уже от полноприводной версии Passat.  Но, несмотря на то, что ему свойственна некая двойственность, Тигуан – автомобиль с выраженной индивидуальностью и характером. Да, прослеживаются, так сказать, «родственные» черты. Но для такой марки как Фольксваген преемственность – это скорее преимущество, нежели недостаток. Так, в «наследство» от старшего брата Туарега, Тигуан получил крепкую и мускулистую внешность, но опять же со своими личными чертами: более выраженные и граненые бока, немного резче срез «задка» - по сравнению с более «зализанным» Туарегом.

Высоко сижу – далеко гляжу

Для более близкого знакомства автосалоном «Премьера», официальном дилере Фольксваген в Тольятти, нам был предоставлен автомобиль в комплектации Track&Field с двигателем 1,4 литра. Как говорится – «встречают по одежке». Ну и мы, конечно же, сначала обратили внимание на внешность «тигро-игуаны». На «лицо» отличие нашей комплектации от двух других – это скошенный передок. На офф-роудной версии нет места прямому переднему бамперу, благодаря чему увеличен угол въезда на препятствия с 18 градусов до 28. Польза этого решения легкоощутима: при езде по внедорожью мы не цепляли кочки на подъеме и не зарывались носом на спуске. Одно из преимуществ автомобилей такого класса – высокая посадка. Садишься в Тигуан прямо, с высоко поднятой головой. А внутри все также функционально, продумано с точки зрения эргономики, но в тоже время и стильно. Панель приборов не утомляет глаз, не акцентирует на себе все внимание водителя и при этом доносит до него всю необходимую информацию. Удобен и дисплей на комбинации приборов, на который при помощи правого подрулевого переключателя можно вывести дополнительные показатели автомобиля в поездке. Не мешает вождению и панель управления музыкой и климат-контролем. Благодаря удобным датчикам водитель и передний пассажир регулируют температуру в своей зоне без труда, лишних движений, а небольшие «окошки» указывают выбранные показатели в градусах Цельсия. Конечно же, в салоне полно ящичков: в подлокотнике, в бардачке, над зеркалом заднего вида в салоне, под панелью приборов, под передними сиденьями, карманы в боковых дверях, на самой панели находится несколько отверстий для дисконтных карточек, например для заправок. Для задних пассажиров предусмотрены раскладывающиеся стойки с подстаканниками, как на спинке передних сидений, так и на откладывающимся отдельно среднем звене заднего ряда. Кстати, при складывании этого звена из салона открывается небольшая «дверца» в багажник. Несмотря на свою компактность, Тигуан порадовал внутренним комфортом и вместимостью. Он с достоинством выдержал тест «сам за собой», притом сразу в двух вариантах: сначала довольно-таки крупный, а потом довольно-таки высокий мужчины в два метра высотой сели за руль и настроили посадку под себя, а затем они же очутились в роли пассажиров, сидящих за водительским местом. При этом ни один из них не пожаловался на недостаточность места и «прилипания» колен к ушам.

Ударим по бездорожью и разгильдяйству

Ярким достоинством полноприводной комплектации является привод под названием 4Motion, представленный на Тигуане уже во втором поколении. Впервые он был использован на Гольфе в 2004 году. В отличие от первого поколения, новый работает быстрее и тише, и это при уменьшении массы почти на 30 кг. При нормальных дорожных условиях 90% крутящего момента подается на передние колеса и лишь оставшиеся 10 на задние. Однако при первых же данных о пробуксовке колес или потере контакта с покрытием, установленная на входном валу редуктора задней оси автомобиля муфта мгновенно перераспределяет соотношение крутящего момента. В зависимости от дорожной ситуации это соотношение может дойти до 50 на 50 процентов. По имени шведской компании, которая производит эту муфту, она носит название Haldex.   В нашем случае данная муфта не плохо показала себя на грунтовых участках, где пролегал наш тест-драйв. Испытать полный привод пришлось и на грязевых участках и на мокром асфальте, и нигде автомобиль не терял контроль и «самообладание». В рамках этой комплектации мы испытали весь пакет опций, призванных помочь водителю на внедорожье. И активируется все это, маленькой и неприметной кнопкой на центральной панели приборов – «off road». После ее нажатия на крутой горке умный Тигуан автоматически подтормаживал без вмешательства водителя. И главное здесь положиться на него, устоять против искушения при виде в лобовое стекло земляного дна спуска приняться тормозить самому.   Не подвел немец и при подъеме на ту же горку. Даже при потере возможности продолжать подъем (вы заглохли, не успели сообразить и включить нужную передачу), вам достаточно выжать сцепление и автоматически автомобиль замрет (вот в этом положении он еще больше похож на тигра, который притаился и выжидает лучших времен для атаки преграды). Выход из ситуации еще проще – заводите мотор, отпускаете  педаль сцепления, при этом электронный «ручник» отключится автоматически в нужный момент и Тигуан легко продолжит движение. 

Экономичная «тяга»

Необходимо отдать должное в упрощении подъемов на крутые склоны и двигателю. Малый рабочий объем в комбинации с умнющей системой двойного наддува обеспечивают высокий крутящий момент в большом диапазоне оборотов, благодаря чему автомобиль великолепно справляется с препятствиями «в натяг». Подняться в гору доступно без дополнительного разгона, на 2 000 – 4 000 оборотов. Кроме помощи на бездорожье, моторы обеспечивают отличные динамические качества на асфальте. Разгон до 2 500 проходит плавно, ровно. Дальше механический компрессор уступает «первую скрипку» турбине. И тут ты уже и не замечаешь, как легко и быстро стрелка достигает 7 000 оборотов. Опомниться заставляют лишь «вытянутые» лица окружающих. В то время как в салоне хорошо и спокойно: шумоизоляция не пропускает лишних звуков, отрегулированный ход подвески не допускает ударов дороги. Скорость просто не ощущается. Рабочий объем 1,4 TSI вполне соответствует принятой компанией Фольксваген концепции уменьшения литража, а также ожиданиям владельца. В начале поездки мы предусмотрительно обнулили показатели расхода топлива, а по итогам нашего тест-драйва он составил около 8,4 литра на 100 км! Не плохо, точнее даже очень неплохо, для представителя этого класса.  Позволим себе небольшое отступление. На финальном отрезке нашего тест-драйва, когда мы расслабились, упоенные поездкой, салон автомобиля вдруг наполнился глухими звуками, от которых у нас заложило в ушах. Оказалось, что пассажир на заднем сиденье наполовину открыл окно. Нет, это не шум окружающей среды наполнил салон, звуки были вызваны самим фактом открытия окна при определенной скорости как на одной, так и на другой задней двери. Но этот факт, не мог перечеркнуть наше представление об автомобиле – он в меньшинстве, да и отрегулировали мы настройки климат-контроля, и заднее окно трогать не имело уже никакого смысла.

«Сказочный» выборСборка  автомобилей, предназначенных для российского рынка, осуществляется у нас же – в России, а точнее на заводе Фольксваген в окрестностях Калуги. И никаких сомнений в качестве нет – мало кто усомниться в немецкой тщательности и внимании к мелочам, да и опыт выпуска Джетты и Пассата положительный. Для Тигуана как во многих российских сказках ключевое число – 3, именно три комплектации и предусмотрены. Первая из них, базовая и самая доступная по цене – около 850 тысяч рублей – переднеприводная Trend&Fun. В ее рамках доступны:

Только сама она пока в нашей стране не доступна. Прибытие ее в Россию ожидается только в следующем году. Зато доступны сейчас две другие версии, полноприводные Track&Field (оснащенная офф-роудными функциями) и Sport&Style (оборудованная спортивными сиденьями, а руль и рычаг коробки передач отделаны кожей).  Сейчас в «ассортименте» Тигуана два двигателя – объемом 1,4 и 2 литра, с заветной для автолюбителей маркировкой – TSI. Их особенность в двойном действии механического нагнетателя и турбины, благодаря которым удается увеличить мощность: для 1,4 литров до 150 л.с., а для двухлитрового мотора до 170 «лошадей».  При этом «облегченная» версия будет поставляться лишь с двигателем 1,4 л. и механической КПП, в то время как представленные сегодня на рынке автомобили оснащаются любым из представленных вариантов, самый «объемный» из которых доступен в совокупности с «автоматом» tiptronic. В следующем году представители Фольксваген обещают привезти в Россию и Тигуан с дизельным двигателем с системой непосредственного впрыска топлива – TDI, рабочим объемом 2 литра и мощностью 140 л.с.  Цены на полноприводные комплектации отличаются в зависимости от двигателей. Так, автомобиль, оснащенный 1,4-литровым мотором обойдется в 904 тысячи, а за 2-литровый придется отдать около 1 млн 54 тысяч рублей.Эксперт Carobka.ru – Александр Костянов, кандидат технических наук, в прошлом заведующий сектором дорожных испытаний Центрального Автополигона НАМИ и начальник отдела НТЦ ОАО «АВТОВАЗ», водительский стаж – 35 лет.

Для чего люди покупают кроссоверы? Чтобы одинаково уверенно и безопасно передвигаться в любых дорожных и, частично, во внедорожных условиях. VW Tiguan на «все сто» удовлетворяет данным требованиям. Во-первых, благодаря силовому агрегату. Новейший двигатель 1,4 TSI с механически нагнетателем и турбонадувом позволяет ездить как «внатяг» (что необходимо на слабых грунтах), так и резко разгоняться на асфальтовом покрытии. Очень «короткая» первая передача в КП компенсирует отсутствие демультипликатора, а включив шестую передачу можно существенно уменьшить расход бензина на трассе. Во-вторых, удачная настройка подвески обеспечивает комфорт и хорошее держание дороги как на твердых ровных покрытиях, так и на разбитых проселках. В-третьих, отличная работа «умных» электронных устройств позволит даже новичку не спасовать ни перед крупным подъемом или спуском, ни перед заснеженной или даже полностью обледенелой дорогой. Одним словом, Тигуан – это именно то, чего автомобилисты ждут от современного кроссовера, тем более, что его превосходные ходовые качества удачно сочетаются с просторным, удобным и хорошо оснащенным салоном. Резюмируя отметим, что при такой универсальности и оптимальности настроек, которыми обладает автомобиль, Тигуан «обречен» на успех. Хотя ему, конечно, предстоит принять «вызов» уже успевших стать очень популярными японских и корейских компакт-кроссоверов. Так, по своим габаритным размерам и стоимости он наиболее близок к легендарной Toyota RAV4 последнего, третьего поколения. Но у «тигро-игуаны» не мало козырей за спиной, в чем убедиться у вас есть возможность в автосалоне «Премьера», официального дилера автомобилей Фольксваген в Тольятти.