Renault Duster — хороший пример

Renault Duster — хороший пример

Продукцию каждой автомобильной компании можно разделить на три категории. Первая — это так называемые halo models, или флагманы. Обычно они представляют собой выставки высоких технологий на колесах и призваны завораживать посетителей шоурумов и вселять в них уверенность в превосходстве компании над соперниками. Простейший пример — современные гиперкары McLaren P1, Ferrari LaFerrari и Porsche 918 Spyder. Вторая категория — это «локомотивы», или «горячие пирожки», приносящие компании основной доход. Проще говоря, самые популярные модели. И третья категория — «все остальные».

Duster — безусловно, является локомотивом продаж Renault, причем не только в России. За последние 5 лет «Дастер» разошелся в Европе, Африке и Южной Америке суммарным тиражом более 1 430 000 экземпляров, 323 000 из которых «осели» в России. Duster и сейчас, даже в пору кризиса, входит в пятерку самых популярных в России новых автомобилей, а если учитывать только иномарки — то в тройку. Когда приходит время рестайлинга, большинство производителей предпочитают не вкладываться в радикальное изменение своих бестселлеров и обычно лишь немного подправляют им внешность и добавляют пару-тройку новых опций. Некоторые идут еще дальше и откровенно экономят на доработках, причем иногда это ни капли не влияет на продажи. Пример не совсем автомобильный, и все же — самый узнаваемый туристический мотоцикл в мире Honda Gold Wing в последней своей модификации GL1800 выпускается без заметных изменений вот уже 14 лет! И его все также разбирают как горячие пирожки.

Но в компании Renault не стали почивать на лаврах успеха и постарались отблагодарить своих преданных покупателей, практически полностью переработав Duster. У компактного французского внедорожника 2015 года не только новая внешность, осовремененный интерьер, более мощные двигатели и расширенный набор стандартного оснащения, но теперь он еще избавлен от всех тех мелких недостатков, на которые обращали внимание владельцы моделей первого выпуска. К примеру, новые дверные уплотнители обрадуют всех, кто часто передвигается по запыленной местности. Но самое главное, шумоизоляцию улучшили не только за счет уплотнителей, а комплексно, благодаря чему Duster стал чуть ли не самым тихим автомобилем в своем классе! Доработанная «шумка» — это первое, что замечаешь, прокатившись на новом «Дастере». 

Полномасштабный тест-драйв нового Duster проходил на дорогах в окрестностях столицы Румынии и по серпантинам Трансильвании. Местные асфальтированные дороги, конечно, намного лучше большинства российских «направлений», но их все же нельзя назвать безупречными. Когда мы только отъехали от аэропорта Бухареста и осторожно «тошнили» на 70-80 км/ч, попутно разыскивая новые элементы интерьера, мы обратили внимание на то, что разговариваем между собой тихо и что никакой свист ветра и прочие внешние раздражители на такой скорости еще не проникают внутрь нового «Дастера». Это большой плюс, и в Renault сознательно пошли на доработку шумоизоляции, понимая, что эффект от нее будет заметен всем и каждому, и что она придаст новинке налет «премиальности», если хотите. Но самое интересное, в разговоре со специалистом компании удалось узнать, что эта доработка доступна только «Дастерам» российской сборки, а во всех остальных странах они по шуму такие же, как дорестайлинговая версия, или еще хуже. Так что «наши» внедорожники вполне можно считать особенными. 

Кстати, первое, что я спросил у своего напарника и коллеги Кирилла Зайцева, известного автожурналиста из Екатеринбурга, верит ли он, что Duster сможет поправить положение Renault в нынешний кризис? И вот, что он ответил:

«Сомневаюсь, потому что сейчас проблема не в том, что Duster старый, а в том, что у населения нет денег и нет уверенности в завтрашнем дне, продажи машин падают из-за этого. Его бы и старый брали неплохо, если бы не ж*па в экономике. Обновление какое-то оживление принесет, конечно, но нельзя сказать, что это будет взрыв».

Второе, что замечаешь, сидя в обновленном внедорожнике, — почти безупречная плавность хода. С подвеской не стали мудрить, она тут точно такая же, как и раньше, — стойки «Мак-Ферсона» спереди и многорычажка сзади — и все также прекрасно поглощает мелкие, средние и даже большие неровности. И лишь на быстрое сжатие работает жестковато — при проезде крупных асфальтовых заплаток-кочек автомобиль все-таки подскакивает.

Еще с пассажирского сиденья, когда не нужно концентрироваться на незнакомой дороге и нюансах поведения автомобиля, замечаешь, как сильно холодит штатный однозонный климат-контроль. Мы с Кириллом то и дело незаметно друг от друга крутили «температурное» колесо: я быстро замерзал, а ему становилось жарко. А еще с пассажирского сиденья отлично заметно, насколько сильно Румыния отличается от западноевропейских стран. Дороги тут в прямом смысле загажены: выходя из внедорожника, я внимательно осматривал окрестности, стараясь ни во что не вляпаться. Местное население до сих пор использует гужевой транспорт чуть ли не как основной.

Пересев на место водителя, обращаешь больше внимания на все те дизайнерские ухищрения, на которые пошли инженеры Renault при обновлении модели. В старом «Дастере» было так — садишься и видишь вокруг себя старый Logan, а в новом как? Правильно, в новом видишь Logan второго поколения! От него тут стильный, но излишне пухлый руль и новая приборная панель с тремя «стаканами» и белой, а не олдскульно-оранжевой подсветкой. А вот в слегка измененной центральной консоли видишь тут и там заимствования из предыдущей версии. В дверных картах теперь симпатичные вставки из «стеганой» ткани, а ручки открытия дверей покрыты хромом. Вот только почему большая дверная ручка скрипит, когда тянешь за нее, чтобы захлопнуть дверь? Я было подумал, что это предсерийные образцы, но нет, все эти тестовые «Дастеры» отправятся прямиком к дилерам.

Но самое главное обновление интерьера замечаешь не сразу, а лишь спустя пару часов. Спина не устает и не болит, сидеть приятно — неужели тут новые кресла? Действительно, в обновленном «Дастере» теперь совершенно другие сиденья, с новым каркасом, набивкой и регулировками по высоте. Единственный их минус — откровенно слабая боковая поддержка. Сразу чувствуется, что кресла делали с прицелом на фигуры основной массы покупателей предыдущей версии — мужчин и женщин «за 40», большинство из которых уже нельзя назвать стройняшками. У руля, кстати, в отличие от кресел, регулировка так и осталась лишь одна — по углу наклона. Причем ее рычажок очень тугой и успевает сильно ударить по руке, если вытягивать его без привычки и сноровки. Увы, рейку слишком дорого переделывать, ведь для этого придется изменить чуть ли не все подкапотное пространство, включая моторный щит.

Примерно через сто километров пути мы съехали на внедорожный участок, подготовленный организаторами, и вот тут-то началась настоящая жара! Вы заметили, что я намеренно называю «Дастер» не кроссовером, а внедорожником? Если бы вы прошли тем же маршрутом, что и мы, у вас не осталось бы сомнений, что этот автомобиль заслуживает свой титул. Несмотря на обновленную внешность, — у автомобиля новые бамперы, рейлинги, фары, колесные диски и даже эксклюзивный цвет «Хаки» — внедорожная геометрия кузова осталась без изменений! А еще в бампере теперь уменьшенные ячейки, которые чуть лучше защищают радиатор от камней.

Переводим легким прокручиванием шайбы вправо межосевую электромагнитную муфту в положение Lock, и на панели загорается соответствующий индикатор — можно ехать! Ну, точнее не ехать, а ползти на второй из шести передач механической трансмиссии, удерживая 1,5-литровый дизель на оборотах выше отметки 1750 об/мин. Именно после этой черты двигатель выходит на режим максимальной тяги в 240 Нм и позволяет без напряга преодолевать и крутые подъемы, и броды и контруклоны — любые препятствия, которые под силу «дастеровской» геометрии. Клиренс в 210 мм и углы въезда/съезда в 30 и 36 градусов, соответственно, позволяют французскому внедорожнику скакать через камни и грязевые глыбы, словно у него лифтованная подвеска и профессиональные «мадовые» шины. Серьезно, большинство водителей испугается такой дороги и развернется намного раньше, чем застрянет этот автомобиль. И намно-о-ого раньше, чем перегреется муфта, унаследованная от мощного кроссовера Nissan Murano. Единственный минус при езде по бездорожью — на заднем диване сильно укачивает. Так что запомните, что в грязи лучше купать Duster без пассажиров.

Двухлитровый бензиновый двигатель в совокупности со старой шестиступенчатой «механикой», в которой немного поменяли передаточные отношения и доработали синхронизаторы, на мой взгляд, увереннее всего тянет на бездорожье: у него полка достаточного для преодоления препятствий момента начинается чуть раньше, чем у дизеля, — примерно с 1400 об/мин. Вообще, Duster становится наиболее интересным именно с этим мотором. Не только за счет максимальной мощности в 143 л.с. (+8 «лошадей» относительно старого), но и за счет более «прозрачного» гидравлического усилителя руля. На дизеле — более экономичная и менее чувствительная электрогидравлика. Экономичность — это единственный плюс нового дизеля по отношению к двухлитровому мотору. Турбированный агрегат сжигал всего 7,5 литра солярки каждые 100 километров пути, а двухлитровый атмосферник — чуть более 10 литров бензина.

Вообще-то, конечно, Duster совершенно нельзя назвать драйверским автомобилем. Его поведение создавалось в расчете на неопытного или остепенившегося водителя, который скорее уснет за рулем, чем пройдет поворот в скольжении. И если на грязи и траве Duster все же может немного помести хвостом, но на асфальте — ни за какие коврижки. Кнопка отключения стабилизации — бутафория. На самом деле она полностью отключает только противобуксовочную систему, что полезно на бездорожье. А вот если попробовать дестабилизировать автомобиль на скорости — ESP тут же вмешивается в процесс руления и начинает подтормаживать колеса, возвращая автомобиль на прямолинейную траекторию. Скучно.

Но только не любителям гаджетов и прочих современных примочек — им понравится большой 7-дюймовый дисплей мультимедийной системы MEDIA NAV, на который, помимо навигации, выводится картинка с камеры заднего вида. Причем в хорошем разрешении и с прорисованным расстоянием до препятствия. Но самое интересное, с помощью этого «планшета» можно настроить систему Renault Star по своему вкусу. В «Рено» решили оставить без хлеба продавцов сигнализаций с автозапуском. Жителям северных регионов придется по вкусу, что теперь не придется коченеть в морозное утро, ведь «Дастер» теперь самостоятельно может заводиться ночью и поддерживать оптимальный температурный режим. А еще им понравится, что у внедорожника теперь есть электрообогрев лобового стекла.

Но не только гаджетами богаты заводские запасы Renault — у нового «Дастера» еще есть более мощный генератор, мастика на днище, пластиковая защита топливопроводов, новая защита двигателя из листовой стали, днище покрыто антигравием, аккумулятор большей емкости, новые дворники с увеличенной зоной очистки и универсальные шины Amtel Cruise 4x4 (как на Terrano). За такой комплексный подход к доработкам Renault однозначно заслуживает пятерку. А единственный существенный недостаток обновленного автомобиля — это морально и технически устаревший четырехступенчатый «автомат» DP8. Несмотря на все доработки, новый гидротрансформатор и масляный радиатор для лучшего охлаждения, эта коробка все так же жестоко тупит, дергается при переключениях с первой на вторую передачи и оставляет после себя неприятное послевкусие. И уж точно она не стоит дополнительной платы в 38 000 рублей по сравнению с «механикой»!

В целом же Duster понравился не только мне, но и коллегам.

«Duster снова в тренде, он новый, с кучей опций, будет также хорошо продаваться. Машинка очень хорошая» — поделился со мной в разговоре Денис Филатов.

Но почти никто не верит, что новый внедорожник, каким бы удачным он ни был, сможет создать ажиотажный спрос в трудную пору кризиса.

«Вполне возможно, что обновление как-то оживит спрос на сам Duster, но глобально, я думаю, ничего не изменится» — рассказывает Сергей Арбузов.

Если бы все автомобильные компании во время рестайлинга проводили настолько глубокие доработки, борьба за покупателя на рынке была бы еще серьезнее. Но конкуренты пока что «жуют сопли», поэтому Duster продолжает разлетаться ежемесячно тиражами минимум по три с половиной тысячи штук (для сравнения, почти столько же раз россияне купили компактвэн Scenic за… последние пять лет!). А его основной противник — Chevrolet Niva, которую не обновляли уже, кажется, с мезозоя — продается ровно в 2 раза хуже. В общем, Duster — это хороший пример того, с какой ответственностью и любовью нужно относиться к своим клиентам. И если вы все еще не верите, то вот еще один козырь от Renault — цены на новый Duster абсолютно такие же, как и на дорестайлинговый: от 584 000 до 918 000 рублей.