Российский инжиниринг. Тест-драйв Lada Priora c роботизированной КПП

Тест-драйв15 августа 2014Российский инжиниринг. Тест-драйв Lada Priora c роботизированной КПП

В общем, это был довольно странный тест-драйв. Пожалуй, самый странный за очень долгое время. АВТОВАЗ позвал журналистов тестировать «Приору» (!) в 2014 году (!!) в Республику Беларусь (!!!). Но самым неожиданным было, пожалуй, то, что прилетевший на тест-драйв президент АВТОВАЗа Бу Андерссон не ограничился программными речами и ответами на тщательно выбранные вопросы, а провел с журналистами большую часть дня, оказался весьма общительным человеком и постарался (конечно, не без помощи инженеров проекта) снять большую часть вопросов. И ещё раз дал понять: на автомобиль Lada теперь будет ставиться роботизированная коробка, и это всерьёз и надолго. Почему на Lada Priora? Этот робот такой же дёрганый, как и все остальные? Зачем вообще АВТОВАЗу «робот», если у него уже есть неплохой японский «автомат»? На самом деле, это не слишком сложные вопросы.

Так называемые простые роботизированные коробки — то есть не имеющие сложного «преселективного» механизма переключения с двойным сцеплением — за пару десятков лет массового использования сильно испортили себе репутацию. Идея заманчивая: взять обычную «механику» и заставить электронику переключать передачи самостоятельно. Экономически такая коробка гораздо выгоднее «автомата» с гидротрансформатором, она проще конструктивно и гораздо легче внедряется в действующую конструкцию. Но на практике многие автоматы грешат рывками, «клевками», дёрганьями, невозможностью быстро стартовать... Поэтому некоторые производители, однажды опробовав эту идею, впоследствии от неё отказались.

А теперь главный вопрос: хороший ли у АВТОВАЗа получился «робот»? Ответ: у АВТОВАЗа получился хороший «робот». Дальше можете не читать.

Стоит признаться: самой главной проблемой было воспринимать Lada Priora как современный автомобиль. То есть это как бы нужно было сделать: мы же на тест-драйве нового, как ни крути, продукта. Но внешне это всё та же «Приора», и совершенно непонятно, зачем ставить этот автомобиль на красивый фон и устраивать 15-минутную фотосессию. И это только полбеды: внутри, за исключением селектора АМТ (автоматизированной механической трансмиссии, так это правильно называется) это тоже всё та же «Приора». И если с тесным салоном и посадкой от ВАЗ-2110 (от которой «Приора» ведёт родословную) можно довольно быстро смириться, то с ватными тормозами, смещённой вправо «баранкой» и нежеланием руля возвращаться в нулевую точку смириться уже довольно сложно. В последнее время Lada приучила журналистов (и потребителей) к автомобилям, построенным на другой, более современной платформе, и люди, которые не ездили на «Приоре» давно, получили на тест-драйве довольно сильные эмоции. И многие тестировали не трансмиссию, а именно «Приору» целиком. Но мы давайте сосредоточимся на том, ради чего мы здесь.

В этой публикации мы отказались от привычной расстановки баллов этому автомобилю — машину в целом оценивать нет смысла. Не будет в этот раз и сравнения с конкурентами — кажется, недорогие «роботы» с одним сцеплением остались сейчас только у парочки Citroen C-Elysee и Peugeot 301 — они используют коробку EGC. Она же ставится на некоторых других «французов» — например, на Citroen C3 Picasso. Масштабного сравнения не получается, и достаточно будет сказать, что седан Citroen C-Elysee с «роботом» стоит 536 900 рублей, и за эти деньги у него нет ничего, кроме 1 подушки, ABS и двух стеклоподъёмников. Седан Lada Priora с роботизированной коробкой стоит 474 300 рублей, и это за люкс: 2 подушки, ремни с преднатяжителем, система крепления ISOFIX, противотуманки, системы ABS+BAS, электроусилитель, 4 электростеклоподъемника, обогрев передних сидений и лобового стекла, обогрев и электропривод зеркал, парктроник, датчики дождя и света, мультимедиа, кондиционер, круиз-контроль, литые диски на 14 дюймов... Но насколько всё это здорово? К идее о том, что в таком автомобиле должен быть «робот», инженеры АВТОВАЗа пришли отчасти вынуждено: установка «автомата» Jatco потребовала слишком больших доработок по кузову. Не было бы счастья?

Мы проехали на таком автомобиле несколько сотен километров по очень разным дорогам Беларуси и попробовали новую трансмиссию во многих режимах, промоделировали различные жизненные ситуации, даже довольно редкие. Некоторые наши замечания явно заставили понервничать вазовских инженеров и даже самого Андерссона. Ну, например: заводим автомобиль, стоящий на нейтральной передаче, переводим селектор в положение «А» (автоматический режим, аналог «драйва»), игнорируем подсказку на комбинации приборов о том, что надо нажать на тормоз, она мигает несколько раз и гаснет, теперь честно нажимаем на тормоз, потом на газ... и автомобиль никуда не едет! С заведённым двигателем и «включенной» передачей! Нарушили ли мы логику трогания? Пожалуй, да. Но это было сделать довольно просто — целых два раза у одного водителя это получилось чисто случайно, с непривычки. Инженеры объясняют такое поведение коробки тем, что система должна убедиться, что два действия — перевод селектора в «А» и нажатие на тормоз — не были вызваны случайными причинами, например, резвящимися в салоне детьми или залезшей на место водителя собакой (ну а что, бывает, конечно, и такое), и что за рулём взрослый человек, способный за ограниченный промежуток времени выполнить рукой и ногой два простых движения. Вполне логично. Но что делать девочке с полугодовым стажем вождения, застрявшей на перекрёстке? Кто ей подскажет, что теперь, после того как она «затупила», ей, чтобы поехать, нужно снова щёлкнуть селектор в «нейтраль» и вернуть в «А»?

Другой момент: в коробке есть мануальный режим, позволяющий «щёлкать» передачи с помощью селектора, вручную. Если в этом режиме вы докрутите двигатель до «отсечки» на любой передаче, кроме первой, система, несмотря на «мануал», переключит коробку на следующую скорость. На первой же передаче этого не произойдёт, двигатель так и будет реветь на высоких оборотах. По идее, это сделано для преодоления длинных спиральных подъёмов на парковках. Но в момент достижения максимальных оборотов происходит автоматическое размыкание двигателя и коробки — срабатывает «защита от дурака». А мы на подъёме. Наши коллеги таким образом пытались выбраться из кювета, каждый раз откатываясь обратно... Нужно дозировать обороты, а для этого нужна привычка.

К слову, у этой трансмиссии нет «паркинга», привычного тем, кто ездит на авто с АКПП. Как же быть? Оставлять автомобиль на ночь на ручнике? А если мороз? На самом деле, ручник вовсе не обязателен — можно глушить автомобиль, стоящий «на передаче», то есть с селектором в положении «А». В этом действительно нет ничего сложного, но это ещё один из моментов, к которым вам придётся привыкать. «Читайте инструкцию» — посоветовали нам специалисты АВТОВАЗа.

С другой стороны — а есть ли «роботы», к которым не приходится привыкать? Давайте-ка вспомним отличный автомобиль Honda Civic предыдущего поколения, с роботизированной коробкой: там, чтобы тронуться, с селектором, педалью тормоза и кнопкой запуска приходилось производить манипуляции, похожие на шаманский обряд. Прибавим сюда просто отвратительную скорость переключения, убивавшую наповал спортивный характер того авто, и увидим, что то, что просит от владельца Lada Priora с АМТ — это немного терпения и практики. За это она воздаёт сторицей: внятными переключениями вверх и вниз, вполне бодрым ручным режимом (если хочется «зажечь» или кого-то быстро обогнать), невысоким расходом топлива (по «паспорту» — 5.6 л/100 км в смешанном цикле, и это, по нашим наблюдениям, похоже на правду), легким и недорогим, по сравнению с «автоматом», обслуживанием. Впрочем, никакого особого обслуживания новой вазовской коробке не нужно — этот узел является необслуживаемым, имеет механизм компенсации износа сцепления (которое на этой коробке крайне проблематично «сжечь», мы пробовали), а масло заливается на весь срок службы автомобиля.

Львиную долю всего времени, проведённого за рулём, водитель будет чувствовать себя так, как будто едет на автомобиле с обычным «автоматом». Причем даже наименее подготовленный водитель — например, женщина, которая ранее ездила только с АКПП. У тех же, кто ездил на «механике» или уже имеет опыт общения с «роботом», и вовсе не будет моментов «переучивания», а будет только простое обучение и езда с комфортом. И если посмотреть на этот вариант трансмиссии в целом, учесть, что он будет ставиться не только на древнюю «Приору», но и на «Калину», «Гранту», а впоследствии и на «Весту», и то, что «Приора» с этой коробкой подорожала всего на 20 000 относительно версий с «механикой», а сам «робот» более чем в два раза дешевле автомата Jatco, можно сказать, что инженерам АВТОВАЗа совместно с коллегами из знаменитой компании ZF (они разработали и поставляют пару актуаторов и блок управления коробкой) удалось нащупать правильную дорогу к сердцу потребителя. Причем любого — понятно, что «пацаны» останутся верны «ручке», но на самом деле на этом «роботе» можно ездить и динамично, и спокойно — это как вам угодно. Стоит считать эту коробку главной победой вазовского инжиниринга последних лет. И в этом, пожалуй, главный вывод этого странного белорусского тест-драйва.

Можно подумать, что инженерам АВТОВАЗа теперь не позавидуешь. С одной стороны, для «Приоры» есть программа Long Life (этому автомобилю уготовано выпускаться ещё минимум четыре года), предусматривающая доведение авто до современных потребительских запросов, что наверняка повлечёт затраты по внедрению модернизированной подвески, доработанных тормозов, рулевого управления и прочего. А с другой стороны, у «Приоры» нужно снижать стоимость — на это Андерссону, по его признанию, жалуются дилеры: мол, автомобиль перестали брать из-за высокой цены. Снизить цену автомобиля, при этом улучшив его — не самая простая задача. Но именно такие задачи хороший инженер должен уметь решать, и на АВТОВАЗе готовы к такой работе. И искренне рады тому, что такая работа — настоящая, инженерная — у них есть.

Из уст Бу Андерссона на этом тест-драйве прозвучала очень важная вещь: «Я верю в российский инжиниринг». В этой связи он вспоминает, что его называют «убийцей „Волги“ на ГАЗе» и сразу же добавляет, что на АВТОВАЗе ситуация другая — здесь огромный технический потенциал для выпуска собственных автомобилей. «Мы партнёры с Renault-Nissan, но мы всегда будем конкурировать на рынке. Если мы не будем выпускать автомобили Lada, мы станем сборочной площадкой, рабами. Это гораздо менее интересно и выгодно», — кажется, наконец-то он сказал то, что все, кто причастен к бренду Lada, хотели услышать.

И в качестве вопроса со звёздочкой: заменит ли АМТ (или «робот») автоматическую коробку Jatco на автомобилях Lada? Нет, не заменит. По крайней мере, это не случится в одночасье. Примеров, когда в линейке есть обе такие коробки, предостаточно — тот же Citroen C-Elysee содержит в гамме и «робот», и «автомат». Выбор в конечном итоге делает потребитель, и АВТОВАЗ обязан дать этот выбор, говорит Андерссон. И замечает, что, имея технологию АМТ, как недорогую альтернативу «автомату», АВТОВАЗу теперь несколько удобнее вести переговоры с партнёрами из Jatco. Ведь коробка Jatco дорога ещё и потому, что целиком покупается и везётся из Японии... Словом, господин Андерссон поверил в российский инжиниринг не просто так.

Друзья, спасибо за репост

Комментарии

аватар пользователя: evdubkov
evdubkov15 августа 2014 в 02:42

отличная статья!

12
  • Ответить
аватар пользователя: (LADA Admin)
Стас Березий15 августа 2014 в 03:05

Интересно написано! Лично мне на Приоре с АМТ больше всего понравилось классическое упражнение старт в горку. На механике водитель должен плясать обеими ногами на педалях и ловко орудовать ручником. А здесь просто отпускаешь ногу с тормоза, и газуешь. Или вообще можно удерживать машину педалью акселератора. Приотпустил покатилась назад, чуть нажал остановилась. Еще немного поддал газку поехала. Удивительно точная и комфортная настройка всей системы.

6
  • Ответить
аватар пользователя: Baldessarini
Baldessarini15 августа 2014 в 03:40

Планировал менять свою приору в начале следующего года. Вроде вышел из возраста, когда хотелось пожечь резину и покрутить движок до отсечки, поэтому рассматриваю автомат. До последнего был уверен, что возьму салярис на автомате, но после этой статьи... Менять приору на приору желания нет, но вот калина 2, а теперь и с роботом... Уверенности в салярисе у меня поубавилось...

0
  • Ответить
аватар пользователя: АлександрП
АлександрП15 августа 2014 в 03:54

А разгон до 100 км/ч на сколько ухудшился по сравнению с МКПП?
Есть ли официальные цифры, и насколько это ощущается на практике?

0
  • Ответить
аватар пользователя: koskgb
koskgb15 августа 2014 в 06:10

Это все радует. Теперь остается заняться приведением приоры в стилистику икс-рэев. Вот тогда это будет наш "солярис"! Лично мне в приоре не нравятся эти лупоглазые фары переднего света и форма задних фонарей. Как-то это все уже приелось и смотрится не современно. ведь солярис не зря перелицевали.

0
  • Ответить
аватар пользователя: igokat
igokat15 августа 2014 в 06:47

"смещённой вправо баранкой "
интересно, как же с этим мирятся бедный водители AMG http://www.benzclub.ru/upload/iblock/95c/95c169375054a9dc900dc487e63078​4e.jpg

0
  • Ответить
аватар пользователя: Максим Белобородов
Максим Белобородов15 августа 2014 в 07:17

Странно, но когда шли работы по АМТ, почему-то был уверен, что робот тоже сделают хорошим, помятуя об отличной аггрегации Джатко (хоть и за это пришлось расплатиться несколько повышенным расходом топлива). И оказался прав. Так теперь что же, самый лучший робот из всех производителей - у Автоваза? Другое дело, что несколько странно введение всех этих новшеств именно в Приору. Почему не сразу в Гранту/Калину. И кстати, почему она будет производиться аж до 16 г.? По идее, её надо сразу после появления Весты снимать с производства. Или будут смотреть на популярность новой машины и по итогам делать вывод? Если Веста неплохо пойдёт, то зачем тратиться на какие-то там модернизации устаревшей Приоры, тем более, как отмеченно в статье, цена уже неприличная на неё лезет и навряд ли есть много ресурсов для её снижения...

0
  • Ответить
аватар пользователя: скромный водитель
скромный водитель15 августа 2014 в 07:23

Отличная статья, Иннокентий!;) Рука и стиль профессионала крепчает!))) Так держать!!!))))

4
  • Ответить
аватар пользователя: IcePriest
IcePriest15 августа 2014 в 09:47

На вариаторе (да и на любом автомате тоже) в положении драйв на колесах есть крутящий момент и можно после остановки при движении в горку просто отпустить все педали и стоять, никуда не откатываясь. Очень удобно, знаете ли... ))) Это функционал гидротрансформатора. А в приоре как? Назад катиться будет? А при стоянке с нажатым тормозом без перевода на нейтраль что происходит, сцепление буксует? Что можно делать, а что нельзя? Даешь больше технических деталей!!! ;)
Вобще говоря, лично я готов простить коробке с гидротрансформатором повышенный расход топлива за те преимущества, который он дает. Это, например, значительное увеличение тяги на низких оборотах двигателя - в комплекте с антипробуксовочной системой помогает медленно трогаться с места в глубоком снегу или грязи, не раскручивая бестолку колеса до бешеных оборотов и не закапываясь - на механике запаришься играть сцеплением и оборотами, чтобы добиться похожего поведения...

1
  • Ответить
аватар пользователя: stan75
stan7515 августа 2014 в 11:57

Молодцы инженеры, не ожидал! Молодец Андерссон, за предприятие переживает больше отечественных директоров!

4
  • Ответить
аватар пользователя: Kel725
Kel72515 августа 2014 в 17:05

Что же АвтоВАЗ - молодец, хоть что-то делает! Да и статью было интересно читать!

1
  • Ответить
аватар пользователя: mcfan
mcfan16 августа 2014 в 14:01

toyota отказалась от робота по моему в 12 году, даже японцы не смогли его доработать -сам езжу на роботе знаю что такое.

0
  • Ответить
аватар пользователя: maximas
maximas16 сентября 2014 в 01:35

Одно могу сказать: зачем козе баян?

Или как в известной басне про обезьяну и очки.))))))))))))))))

Сначала надо довести до ума сам автомобиль - качество на первом месте, затем безопасность, прочность, надежность, далее ходовые качества, комфорт, экономичность, соблюдение экологических требований, интересный дизайн в конце концов.

Вот что повышает интерес и спрос у покупателей, а также доступная цена.

И уже потом думать о каких-то фантастических новшествах.

Кстати, по моему мнению, достойный автомобиль интересен и с простой механической коробкой передач. Причем, довольно много людей делают сознательный выбор в пользу механической коробки передач не только из финансовых соображений.

Когда просматриваешь объявления о продаже автомобилей, можно заметить одну интересную деталь.
Например, два одинаковых автомобиля, одного года выпуска, продаются по сходной цене, но один в минимальной комплектации по цене близок к средней за подобные автомобили, а другой с кучей дополнительных опций и о

0
  • Ответить
аватар пользователя: Максим Белобородов
Максим Белобородов15 августа 2014 в 07:19

Мне кажется, не стоит с Приорой особо возиться. В идеале её надо снимать одновременно с началом производства Весты (раз она как замена Приоре предусматтривается).

2
  • Ответить
аватар пользователя: ladovets
ladovets15 августа 2014 в 07:22

да ты сто тыщ машин уже хотел брать)

0
  • Ответить
аватар пользователя: Mourad Mokrane
Mourad Mokrane15 августа 2014 в 07:25

Не уверен что Приору будут перелицовывать в стиль X-Ray, вкладывая деньги и время в ее дизайн, ведь она в линейке АвтоВАЗа, через год, когда Веста выйдет, будет наподобие атавизма. Ее уже "подтянули" недавно, поменяв салон и улучшив шумку, и сейчас задача скорее в том, чтобы улучшать ее потребительские свойства (надежность, комфорт), и при этом максимально удешевить (ведь Веста будет почти в той-же ценовой категории). Через 4 года, Приору все равно отправят н пенсию.

1
  • Ответить
аватар пользователя: artur.tlt
artur.tlt15 августа 2014 в 11:30

Да правильно сделали, что на Приору вначале поставили, потому если что не так с роботом то поправят к выходу Весты. Потому что на Весте поправлять будет не очень хорошо в плане репутации.

2
  • Ответить
аватар пользователя: redcar
redcar15 августа 2014 в 15:11

Это юмор или плохое знание матчасти? ;)

-1
  • Ответить
аватар пользователя: Kel725
Kel72515 августа 2014 в 17:00

Подожди годик, и бери Весту)

1
  • Ответить
аватар пользователя: Антон Ветров
Ветров Антон17 августа 2014 в 05:34

У автоваза он лучше получился

2
  • Ответить
аватар пользователя: Кишкурно Иннокентий
Кишкурно Иннокентий17 августа 2014 в 23:58

Говорил по этому поводу с испытателями. Они говорят, что официальных данных ещё нет, но вообще заметного ухудшения быть не должно - мол, не из-за чего. На практике: разгон реально обычный приоровский. Если со старта топнуть - будет шлифовать. Нажмёшь слегка - поедет плавно. Переключения заметны (субъективно - около секунды от выключения до включения), но это скорее не потому, что медленно, а потому что ты в это время ничем не занят.

0
  • Ответить
аватар пользователя: koskgb
koskgb18 августа 2014 в 03:02

ему за это деньги платят, это человек такой - работать плохо не умет и не будет, а так же и другим не даст. менеджер типа и стиля Ли Якокки.

1
  • Ответить
аватар пользователя: koskgb
koskgb18 августа 2014 в 03:05

да мы бы тоже были рады автомату на 9 скоростях, да нет у нас, а компания КАТЭ, жены Чемезова до сих пор нам ничего не представила. а как старались, как старались ...

0
  • Ответить
аватар пользователя: Timpson
Timpson18 августа 2014 в 10:34

Потому что на Гранте\Калине уже есть автоматическая трансмиссия. А Приора теряет покупателей именно из-за отсутствия таковой. Поэтому первой и получила. И скажу снова-что Веста будет стопудово в другой ценовой нише от Приоры. И она этого заслуживает похоже, а озвучиваемые цены-просто Пиар, типо не берите эти иномарки, скоро опупенный авто за 400 тыщ выйдет.

2
  • Ответить
аватар пользователя: gengadan
gengadan15 августа 2014 в 14:27

Спасибо капитан!

0
  • Ответить
аватар пользователя: -=[~Fr@nK~]=-
Горонков Виктор15 августа 2014 в 23:05

Сразу брать не стоит. Надо для начала чтобы "болячки" вылечили

2
  • Ответить
аватар пользователя: -=[~Fr@nK~]=-
Горонков Виктор15 августа 2014 в 23:06

Ну Астры H и J тоже одновременно выпускали и ничего

1
  • Ответить
аватар пользователя: IcePriest
IcePriest15 августа 2014 в 23:10

Я довольно много читал про функционирование коробки в своем авто... а про робот в приоре да, почти не знаю ничего... Может просветите? )))

0
  • Ответить
аватар пользователя: peton
peton17 августа 2014 в 06:30

Японцы теперь будут у нас робот покупать, раз сами не смогли хорошую роботизированную коробку сделать)))

2
  • Ответить
аватар пользователя: koskgb
koskgb18 августа 2014 в 02:59

Точно. Да и продуктовую линейку пока что нужно иметь насыщенной, а не рубить с плеча. есть пока что поклонники приоры, так сказать для вкуса и цвета оставили. да и поставщиков чем-то нужно загружать, моделька-то обкатанная. из нее бы кросс версию заделать, да еще аналог спорткара тип 112 с опелевскими двиглами и арками.
складывается впечатление, что приорка- полигон для нововведений.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Максим Белобородов
Максим Белобородов16 августа 2014 в 05:46

С Астрой другой случай - у новой цена была слишком высока, при этом у старой цена была намного демократичнее при хороших потребительских характеристиках. А у Приоры уже цена подошла к психомаксимуму, и Веста встанет примерно в эту же ценовую категорию. Так что у меня ощущение, что всё равно придётся Приору гораздо раньше снимать, а никак не в 2018

1
  • Ответить
аватар пользователя: Антон Ветров
Ветров Антон17 августа 2014 в 06:40

Почему бы и нет.

0
  • Ответить
аватар пользователя: koskgb
koskgb18 августа 2014 в 03:06

гэ-гэ-гэ, да уж, ноу-хау!

0
  • Ответить
аватар пользователя: peton
peton17 августа 2014 в 08:37

Было бы весело.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Кишкурно Иннокентий
Кишкурно Иннокентий18 августа 2014 в 00:45

Приору будут удешевлять, в Белоруссии Андерссон ещё раз дал это понять. При этом ей собираются дать обновлённую подвеску и ещё ряд плюшек.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Наблюдатель_из_Тольятти
Наблюдатель_из_Тольятти17 августа 2014 в 11:33

Похоже, мало кто из присутствующих реально ездил на роботе, но - пытаются фантазировать. ))) Действительно, почти все производители отказались от него (в т.ч. японцы), т.к. низкая цена (в сравнении с другими "автоматическими" КПП) и относительно высокая надежность не оправдывает отсутствие комфорта (рывки, толчки и т.д.). Для Приоры (с ее прайсом до 500 т.р.), наверное, робот - не плохая альтернатива "гидро-трансформатору". Хотя, конечное слово - за покупателями.

1
  • Ответить
аватар пользователя: Timpson
Timpson18 августа 2014 в 10:31

кто-нибудь помнит хоть 1 случай удешевления автомобилей ВАЗ? То, что она будет только дорожать, я уверен. А Веста будет стоить просто космос. Ну конечно до её выпуска все будут называть смешные цифры, потом она появится от смешных цифр, но таких комплектаций не будет, а будет Люкс, тыщ от 650. А к моменту появления базовых комплектаций и цена обязательно изменится...

0
  • Ответить
Прикрепить картинку