В форме. Citroen DS3

Что важнее: форма или содержание? Нужно ли искусство ради искусства или его конечная цель — все-таки служить человеку? Наконец, если я отвечу на эти вопросы, станет ли мой бумажник толще?

Лично мой — вряд ли. А вот у кое-кого из тех, кто говорит «пардон», «сильвупле» и «монпансье» - определенно. В принципе, дальше первого вопроса эти ребята не пошли. Потому что его одного достаточно, чтобы сделать толще бумажники всех, кто в данном случае ответил «форма». Формы рулят, покоряют, вылепляются, выпячиваются и определяют форматы. Чтобы не было вокруг да около, возьмем конкретный пример — Citroen DS3.

ФОРМАтный. Яркий, как парижский концепт. Да это и есть парижский концепт. Впервые он засветился в 2009 году на закрытом показе только для своих во французской столице. Обычно замысловатые светодиодные фонарики, неправильные стойки крыши и сложная оптика перед конвейером отваливаются сами, будучи не в силах втиснуться в рамки всевозможных стандартов и урезания издержек. Но французы ради формы готовы и поиздержаться. В итоге DS3 похож на только что съехавший со стенда где-нибудь в Женеве шоу-кар. Этакое белое пятно на фоне всеобщей серости.

Помню, как сел в первый раз в концепт на московском автосалоне три года назад. По-моему, то была уже вполне серийная сейчас Opel Zafira. Первое, о чем я пожалел — о неправильно выбранной скорости приземления. Удобные кожаные сиденья оказались лишь жесткими пластиковыми копиями удобных кожаных сидений. Муляжом внутри были не только сиденья: ручка коробки передач, нарисованный спидометр с нарисованными прямо на его нарисованном стекле стрелками, другие приборы. Все пластмассовое, твердое и травмоопасное. Внешняя концептуальность DS3 внутри никуда не девается, поэтому, памятуя о своей давней травме, садился в него осторожно... Нет, сиденья очень даже нормальные. Подушка слегка коротковата, но профиль правильно держит спину. Салон — как в обычном С3, даже руль отличается только бейджиком, но на переднюю балку панели вылили несколько ведер белого рояльного лака, и от того все выглядит совершенно иначе. Наша тестовая комплектация So Chic, которую мы одолжили у «Citroen Центр Самара», еще более-менее сдержана в дизайнерских проявлениях, вообще же DS3 — как обои под покраску, — полностью отражает степень вашего сумасшествия. Есть одиннадцать оттенков цвета кузова и четыре колера для крыши. Причем сверху можно приляпать еще и одну из семи аппликаций: будь хоть зеброй, хоть в горошек, хоть в крапинку — все, только бы ты понял, что теперь-то ты точно не такой. Кстати, о «не таких». Им премиум «Ситроен» настолько понравился, что автомобиль занял второе место в конкурсе European Gay Car 2011, набрав 449 баллов и отстав всего на одно, простите, очко от Peugeot RCZ.

Общая с С3 платформа не предполагает избытка места в ногах задних пассажиров: между осями — 2464 мм. Однако тот, кто справа от водителя, может задвинуться поближе к лобовому стеклу, высвободив место для ступней сидящего сзади — крышка бардачка, как и в С3, вдавлена в сторону мотора, отчего для коленей появилось дополнительное пространство. Да, по сути, DS3 – это и есть С3, только сильно нарядный. Даже ездовые замашки те же. Тот же 120-сильный двигатель, разработанный совместно с BMW, та же 4-ступенчатая автоматическая трансмиссия. Подвеска показалась чуть пожестче, но в целом она все так же терпелива к самарскому дорожному безобразию. Снаряженная масса — всего-то 1145 кг с «автоматом», поэтому неудивительно, что француз склонен к быстрым пробежкам. Однако особо не обольщайтесь: он скорее спринтер, нежели марафонец. Оказавшись на оперативном просторе, двигатель быстро выбирает все четыре ступени коробки, а дальше просто монотонно подгоняет стрелку спидометра. Пора уже, PSA, давно пора добавить в трансмиссию хотя бы еще парочку передач, и сразу же увеличится и эффективность, и экономичность. Наш, например, борткомпьютер показывал на средний аппетит в 20,8 литров на сотню. Естественно, машина совсем новая, да и мы не то чтобы сильно стеснялись продавить лишний раз педаль газа, но психологический порог явно превышен.

Зато «диэс третий» совсем не прочь показать вон тем барышням на остановке, как круто он вертится с отключенной ESP. ESP отключается совершенно наглухо и не просыпается, пока снова не нажмешь на кнопку под рулем. Как раз то, что нужно, особенно в компании с легким, цепким ручником и ручным режимом переключения передач. В таком боевом режиме «Ситроену» для разворота требуется лишь малюсенький пятачок, тяга при этом поступает на передние колеса постоянно, подкидывая в воздух грязный мокрый снег целыми горстями. Весело!

Багажник невелик, но он все же есть: 285 литров. Со сложенным задним рядом — уже 980 л. Сумки из магазина сюда влезут преспокойно, а большего здесь и не требуется.

Если говорить только о езде, DS3 – обычный. Не похож на картингоподобный Mini Cooper, скорее на Opel Corsa. Но вряд ли люди, готовые отдать от 649 000 рублей за машинку класса В, будут в этом плане придирчивы. За эту сумму они получат комплектацию Chic с 95-сильным двигателем, страхующей на скользком электроникой, целым комплектом эйрбегов и шторок, CD-аудио с шестью динамиками и стальными дисками R16 с декоративными колпаками. Наша же версия — So Chic, может в дополнение к этому похвастать «автоматом», лентами передних светодиодов, кондиционером, двухцветной окраской, литыми дисками R16. С мотором 120 л.с. такая стоит от 762 000. Наконец, самый вкусный DS3 – с агрегатом 150 л.с., на «механике» продается за 815 тысяч минимум. Там уже есть и автоматический климат-контроль, и 17-е диски Bellone с алмазной полировкой High Diamond черного цвета. Пакет Hi-Fi, в который входит сабвуфер, дополнительный высокочастотник и USB-вход, для всех версий стоит дополнительно 25 тысяч рублей. Пакет Multimedia My Way с 7-дюймовым экраном и автоклиматом — от 30 тысяч плюсом.

Так что важнее: форма или содержание? В случае с Citroen DS3 такой вопрос не стоит. Его цель — привлечь внимание, вильнуть яркой макушкой и заманить в дилерский центр. И заманивает он не глубоким внутренним смыслом, а именно формами. И когда вы его купите, вы вряд ли будете объяснять всем, что число светодиодов с каждой стороны — шесть, означает, согласно учению Каббалы, союз и оплодотворение, и имеет не последнее отношение к солнечному колесу, у которого шесть лучей. Вас выслушают, согласно покивают головой, и скажут: «А вот этот сплиттер сзади стильный, да?». Мы, люди, падки до всего яркого. И если есть красивая форма, за смыслом дело не станет.