Большая Автомобильная История. Renault

Луи Рено (Louis Renault) был из тех людей, которые меняют мир к лучшему. Причем делают это самым, казалось бы, безрассудным и лишённым расчёта способом. Может быть, конечно, это только так кажется. А может быть, изменить мир к лучшему можно именно так и только так — заключив совершенно безбашенное пари.

24 декабря 1898 года 21-летний Луи Рено праздновал в компании друзей Рождество. Градус компании был достаточно высок, и в определённый момент достиг апогея: вечно что-то придумывающий Луи отмочил на этот раз что-то совершенно несусветное — заявил, что его «изобретение», автомобиль Voiturette («вуатюретка» или небольшая повозка, тележка), сможет преодолеть подъём по улице Лу Лепик на Монмартре в Париже. Друзей Луи, хотя и привыкшим к чудачествам «изобретателя» сотрясал, должно быть, демонический хохот: уклон этой улицы составлял 13 градусов, что было критическим значением для абсолютного большинства моторизованных транспортных средств того времени. Но у Луи был припасён свой козырь в рукаве.

Луи не был бедняком, скорее принадлежал к «золотой молодёжи», как сказали бы сейчас. Отец его Альфред был успешным бизнесменом, мать Луиза — дочкой зажиточных владельцев магазина, увлекалась искусством и любила развлечения. Луи родился в феврале 1877 года, и с младых ногтей рос в комфорте и достатке, родители баловали его с детства. Да и как иначе, ведь он был самым младшим ребёнком в семье, у которого было два старших брата и две старших сестры. Но безбедное детство и отрочество не помешали ему увлечься «железками», а особенно — электричеством и моторами. В 13 лет он познакомился с Леоном Серполле, создателем паровых машин, и стал его учеником. Родители Луи владели домом в Биланкуре, что недалеко от Парижа. В саду дома был сарай, где мальчишка устроил своеобразную мастерскую и пропадал там день деньской. А вот учёба увлекала его не особенно, больших успехов молодой Рено в ней не достиг и с трудом окончил бакалавриат. Но у задумчивого и даже порой замкнутого подростка были трудолюбие, талант и интуиция.

Когда ему исполнилось 21, все эти три качества «выстрелили» практически одновременно, и залп получился, что надо. Трудолюбие помогло ему переделать в своей мастерской популярный трицикл Де Дион Бутон (кстати, на таких смешных повозках в те времена выигрывались серьёзные гонки), на котором он только что вернулся в отчий дом со службы в армии, в полноценный четырёхколёсный автомобиль — полноценный, конечно, по тем временам. Второе качество, талант, позволило совершить великое, как оказалось потом, изобретение — Рено заменил цепной привод Де Диона «прямой передачей», то есть, по сути, создал первую коробку передач. Впоследствии такая конструкция очень быстро вытеснила из автопрома тех лет цепные передачи. А третье качество, интуиция, подсказало ему, что стоит рискнуть и поспорить с друзьями, что на своей «самоделке» он въедет вверх по Лу Репик. Козырем в рукаве и была надёжная трансмиссия с хорошим крутящим моментом. И даже при маленькой мощности мотора (всего 0,75 л.с.) этот козырь давал хорошие шансы на успех.

Но успех, вероятно, удивил и самого Луи. Ведь мало того, что он с блеском выиграл пари, так ещё в толпе, которая собралась поглазеть на аттракцион с въездом по крутой улице, нашлось целых 12 человек, которые пожелали приобрести точно такой же автомобиль! Эти первые 12 заказов (да с денежным задатком!) позволили 20-летнему парню блистательно войти в только формирующийся мир автопрома и занять там одну из ведущих ролей. Через два месяца он получил патент на коробку передач, и вскоре его изобретение приняли все автомобильные производители.

История умалчивает о том, в какой именно момент к Луи присоединились братья Фернан и Марсель, почувствовавшие, что из младшего, похоже, всё-таки выйдет толк. Но факт состоит в том, что философию легкого автомобиля с небольшим мотором, который способен быть быстрее многолитровых тяжеленных монстров (многие моторы тогда уже развивали порядка 70 «лошадей»), они продвигали все вместе, втроём. В течение трёх лет та самая 0.75-сильная Voiturette, собранная Луи в сарае, привела братьев Рено ко множеству спортивных побед. Эти гонки делали братьям хорошую рекламу. Многие из них, конечно, были соревнованиями местного значения, что давало повод конкурентам и болельщикам относиться к Рено со скептицизмом и даже пренебрежением. Но потом пошли более серьёзные победы — например, в гонке «Париж-Бордо». А выигранная «Париж-Тулуза», принесшая братьям 350 клиентских заказов, заставила скептиков замолчать. Стало понятно, что и на автомобильный рынок, и в мир автоспорта пришёл серьёзный игрок.

Первая «серьёзная» модель братьев Рено была, по сути, развитием успеха первой «вуатюретки» Луи. Они столь похожи, что на фотографиях их порой почти невозможно отличить. Renault Type A (или «модель А») имела трубчатую раму, двигатель «Де Дион» объёмом 198 куб.см и мощностью аж 1,75 л.с. и сконструированную Луи трёхступенчатую коробку передач, от которой момент передавался на колёса не цепью, а валом с карданными шарнирами, как до сих пор это происходит у автомобилей с приводом на задние колёса. Кроме того, на Type A появилось рулевое колесо (по некоторым данным, руль был и на первой Voiturette), хотя большинство автомобилей того времени управлялись ручками.

Машина была двухместной и развивала скорость до 50 км/ч. Модель Type A неплохо проявила себя в гонках, на братьев посыпались заказы, и этот успех подтолкнул их к созданию компании Renault Freres (собственно, «Братья Рено»), официальная дата основания которой 1 октября 1998 года. В местечке Булонь-Бийянкур под Парижем Луи Рено оборудовал мастерскую, которая представляла собой сарай, чуть крупнее его первого обиталища. В следующем 1899 году в нём было собрано 15 экземпляров «модели А», что по тем временам было очень немало. Все 15 машин в том же году разошлись по клиентам. А сарай в Булонь-Бийянкуре сохранён по сей день.

Увлечение братьев гонками способствовало тому, что ранние годы большое внимание уделялось спортивным и гоночным моделям. Однако модель AG-1, более мощная и крупная, запущенная в производство в 1900 году и изначально производившаяся с открытым кузовом «капуцин», вскоре обзавелась более респектабельными исполнениями «дубль-фаэтон», «ландо» и даже редким по тем временам вариантом «закрытый лимузин». Всего изготовили 179 машин. А первый год нового века, 1901-й, компания отметила запуском сразу двух моделей, Renault Type D и Renault Type E, а также лицензированным контрактом на сборку Type D на собственном заводе в Бельгии. Type D стал, таким образом, первым Renault, производившемся помимо Франции и за границей.

В 1902 году появляется сразу два новых мотора. Первый — 2-цилиндровый, 1720 кубовый, 14-сильный, устанавливался на Renault H. Второй — 4-цилиндровый, мощностью 24 л.с., был разработан инженером по фамилии Вье и ставился на гоночные Renault K, на которых была выиграна «Париж-Вена». В следующем году эти 4-цилиндровые моторы пошли на машины, которые могли купить обычные граждане. В 1902-м компания Renault получила патент за разработку системы суперзарядного устройства.

Любопытно, что в начале ХХ века братья Рено активно сотрудничали с Россией. По заказу российского императора Николая II на шасси Renault был построен лимузин-ландоле, а наследник престола получил Renault Bebe, лёгкий и послушный в управлении небольшой автомобильчик. Автомобили Renault поставляло в Россию общество постройки экипажей и автомобилей «Фрезе и К°». Российские газеты той поры, рассказывая о надёжности и мощности французских автомобилей, зафиксировали интересный факт: петербуржец К. И. Капустин отправился на 4-цилиндровом Renault из Петербурга в Ялту и преодолел этот путь за 9 дней...

В 1913 году Renault участвует в IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге. Стенд французов занимал площадь 40 кв. м., на которых разместились легковые автомобили, грузовики, двигатели. Настоящим шоу-стоппером, как сказали бы сейчас, стал тот самый императорский лимузин-ландоле. Машина имела 40 сил под капотом и проезжала без дозаправки целых 350 километров. Три года спустя акционерное общество «Русский Рено» приступило к строительству завода в городе Рыбинск. Но произошедшая революция внесла в планы продвижения Renault в России серьёзные коррективы — Рыбинский завод был национализирован.

«Экспроприированные» у «эксплуататоров» машины Renault из императорского автопарка помогали перемещаться в пространстве «вождю пролетариата» Ленину, да и связи с фирмой не прекратились одномоментно при смене режима — для таксомотора советской уже Москвы были закуплены именно Renault, а оборудование и технологии братьев Рено стали основой для московского завода КИМ (позднее был переименован в АЗЛК). Заметьте — за сто с лишним лет ничего не изменилось - реношный «Логан» является в России одним из самых популярных автомобилем такси, а компания, производящая его, активно участвует в так называемом «отечественном автопроме».

В 1903 году трагически уходит из жизни старший брат Луи — Марсель. Он погибает на гонках. Луи принимает решение уйти из спорта, но позже возвращается, сам садясь за руль гоночного автомобиля. Автоспорт помогает оставшимся у руля компании братьям генерировать новые идеи — так, например, гидравлические амортизаторы перекочевали на «гражданскую» продукцию Renault именно с гоночного болида.

Буквально через несколько лет после основания в компании Рено уже было такое понятие, как дилерская сеть, причем сеть эта активно развивалась - к 1904 году количество дилеров во Франции и за её пределами выросло до 120, а за весь этот год произвели рекордные 948 автомобилей. А чуть раньше достижения этого рекорда, осенью, на Парижской автомобильной выставке Renault представила машины с расположением радиатора между двигателем и салоном. Это обусловило внешний вид и стиль всех автомобилей Рено до начала 30-х — все они имели узкий и короткий покатым капотом. Именно поэтому те машины сложно перепутать с моделями какой-либо другой марки.

К 1905 году модельный ряд (хотя такого понятия тогда ещё и не было) состоял уже из пяти моделей, на которые ставились 2- и 4-х цилиндровые двигатели, самый старший из которых имел недюжинный рабочий объём - 4.4 литра. А бестселлером стал недорогой и лёгкий Renault AG с мотором в два цилиндра и 1060 куб. см. рабочего объёма. С 1907-же года эта модель выпускалась в варианте AG-1 (мотор 1.2 литра, 8 л.с.) с кузовом «ландоле». Эти машины прозвали «браунингами» из-за своеобразной формы кузова и черного цвета. Но ещё одно прозвище, более куда более почётное, они получили во время Первой Мировой, когда 600 единиц этих машин мобилизовали для переброски 5000 французских солдат к реке Марна, где дислоцировались немцы, чтобы ударить по Парижу.

Произошло это 6 сентября 1914 года. По названию крупного сражения, произошедшего там, эти машины получили название «марнское такси», Renault Taxi La Mame. Этим надёжным автомобилям, фактически спасшим столицу Франции, воздвигнут памятник, а одна машина стоит в качестве экспоната в Музее армии в Парижском соборе инвалидов... Были у Renault в то время и другие военные проекты — для нужд армии компания поставляла армейские грузовики, а также суда и авиационные двигатели, первый из которых собрали в 1908 году. Кроме того, Луи cконструировал танк весьма удачной конструкции, который назывался «FT-17».

В 1906 году на Берлинском автосалоне компания представила миру свой первый автобус. А новую легковую модель предложила покупателям в 1908 году, причем с рекордной для себя мощностью двигателя - Renault AR (или «50CV») имел под капотом 50 лошадиных сил, 6 цилиндров и 9,5 литров рабочего объёма! Но в один год с монструозным AR на автосалоне в Лондоне дебютировал лёгкий автомобильчик Renault AX (2 цилиндра, 1069 куб.см), заменивший знаменитый Renault AG-1. Через пару лет AX подрос в колёсной базе, с 1950 до 2100, а в 1914-м его сменил Renault ЕК («9CV»), который имел оригинальный кузов «фиакр» и до середины 20-х использовался преимущественно в качестве такси.

Вообще же в довоенные годы компания старалась покрыть максимум потребительских запросов. Например, в 1912 году выпускалось аж 10 базовых моделей, включавших, помимо уже упомянутых, роскошный Renault CG («40CV») с 6-цилиндровым мотором объёмом 7539 куб.см., а его вариант Renault 40CV Type DT выглядел очень авангардно по тем временам. Однако с точки зрения конструкции автомобили Renault той поры были довольно консервативными, но при этом были недорогими и надёжными, что к началу Первой Мировой сделало компанию одним из ведущих производителей в Европе.

В конце 1908 года тяжело заболел Фернан Рено. Его пакет акций Renault Freres переходит младшему брату Луи, в результате чего тот становится единоличным владельцем фирмы в течение следующих 36 лет. К 1910 году в его компании трудится уже 3200 человек, разрабатывается новая модель 25CV Type BM. Ещё через три года — уже 5200 сотрудников, а производство достигает 10000 автомобилей в год. В 1919 году Луи Рено был признан первым промышленником Франции, серьёзно обновил парк оборудования и разработал систему мер по снижению себестоимости своих автомобилей.

В годы Первой мировой войны компания сосредоточилась на военных заказах, а после установления мира вернулась к выпуску довоенных моделей. В 1920 году появились и новые — быстро ставшие популярными 4-дверные седаны Renault GS (4 цилиндра, 2120 куб. см) и люксовые Renault GS («18CV») и HD «40CV» с 4- и 6-цилиндровыми моторами (4535 и 7539 куб.см. соответственно). Причем «40CV» выпускался до 1928 года, объём двигателя за эти годы возрос до 9123 куб.см.

Renault KJ

В 1923 году появился Renault KJ («6CV») трёхместный автомобиль, который был первым, у двигателя которого была съёмная головка блока и который весьма успешно конкурировал с Citroen-6CY, а также поделился своей базой с 4-местным собратом Renault NN, стартовавшим на рынке пару лет спустя. А ещё в 1923 году запустила модель среднего класса JY («18CV») с 6-цилиндровым мотором, объём которого составлял 4218 куб.см, но позднее возрос до 4767 куб.см. В том же году шестиколёсный (!) прототип «Жюва 4» с независимым передним приводом преодолел пустыню Сахара.

Кроме того, в 1923 компания пошла на определённый риск, запустив новую модель NM при небольшом количестве заказов на неё. Риск оправдался — в 1925-м машина выиграла Монте-Карло, и в производстве появились её спортивные модификации. На одной из них, одноместной, в сентябре 1928 года на треке Montlhery было побито множество рекордов — например, за сутки было пройдено 4167,6 км при средней скорости 173,65 км/ч.

Renault NM

В 1925 году эмблемой Renault становится стилизованное изображение алмаза. Как мы знаем, логотип со временем менялся, но оставался узнаваемым. В 1925-м же могучий 40CV приносит компании несколько серьёзных достижений — ряд рекордов дальности пробега и экономии топлива, а также победа в престижной и сложнейшей гонке Монте-Карло.

В 1926 году схема тормозов с тормозным механизмом на каждом колесе становится стандартной для всех автомобилей Рено (до этого тормоза могли быть установлены только на одной оси), а также представлен стильный «носач» Renault NN на котором Джорж Естиенн в январе 1927 года направился через Сахару. Поездки сквозь эту пустыню вообще были хорошим маркетинговым инструментом того времени, хотя и рискованным. Но в случае с Renault NN он сработал великолепно: за почти 17 тысяч километров (10 тысяч миль) не произошло ни одной поломки, что прекрасно сказалось на дальнейших продажах. В 1927 году компанией получен патент на приспособление для закрепление багажа.

Renault Monasix

В 20-е было экономически выгодно слегка обновлять модельный ряд, не внося в него кардинальных изменений. К концу десятилетия такая тактика перестала себя оправдывать, что заставило Луи Рено задуматься над новыми моделями. Первая попытка не привела к успеху — запущенный в производство в 1928 году Renault Monasix (4 цилиндров, скромные 1476 куб. см и нижнеклапанная схема) был встречен публикой довольно вяло. Тем не менее, в 1929 году начинается эксплуатация сборочной линии на новом, ещё строящемся заводе Рено, а сама марка представлена в 49 странах.

В конце 20-х (ориентировочно — 1929 год) появилась новинка представительского класса - Renault Reinastella, имевшая под капотом 8 цилиндров и рабочий объём мотора 7125 куб. см., в коем моторе впервые появился открытый радиатор с передним расположением — покатые носы Renault 1920-х теперь канут в лету — и руль с левой стороны. Эту линию продолжила появившаяся в 1930-м Renault Nervastella, и её мотор был скромнее — 4240 куб. см. Но на Nervastella ставился и 7125-кубовый мотор от «старшей» Reinastella, эта роскошная модификация имела закрытый 5-7 местный кузов. В 1932 году модель обзавелась двухместной спортверсией Nervasport, а в 1935-м появился ещё один спортивный вариант - Nerva Grand Sport имела 8-цилиндровый 5,4-литровый мотор и аэродинамичный 4-дверный кузов, считавшийся одним из самых красивых во Франции.

Моделей и модификаций было множество, но конструкция машин Рено оставалась типичной и даже заурядной для 30-х годов XX века. Однако нельзя не признать, что вместе с доступными и неброской внешности авто Renault делала и очень «стильные штучки» - помимо упомянутой Nerva Grand Sport были в высшей степени элегантные (хоть и достаточно тяжёлые) Vivastella и её спортивная «сестра» Viva Grand Sport, обе с 6-цилиндровыми 4085-кубовыми двигателями, а также Suprastella (8 цилиндров, 5448 куб.см., 110 л.с.). Некоторые историки связывают появление этих струящихся контуров с деятельностью Renault в области авиации. В 30-е годы компания также запустила в производство оригинальные автобусы с открытой платформой, а также получила в 1936 году патент на изобретение раскладных сидений.

А в 1938 году компания вернулась к оставленной целое десятилетие назад теме малолитражных автомобилей, выпустив малютку Juvaquatres (двигатель 4 цилиндра, 1003 куб. см.) с несущим кузовом и независимой подвеской передних колёс. Машина стала весьма популярной после войны. Истиной легендой стала ещё одна малолитражка Renault — последнее творение Луи Рено, которое называлось «4CV» и имело заднее расположение двигателя. Считается, что талантливый инженер изобрёл её по совету Гитлера, с которым они встретились на Берлинском автосалоне. Когда Рено вернулся с него, он произнёс одну фразу, вошедшую во все исторические источники, пророческую и зловещую: «После войны Франция будет бедной страной. Мы будем вынуждены строить дешевые экономичные машины». Интересно, что Volkswagen Beetle ("Жук») тоже был создан при участии Гитлера, который и предложил создать в Германии «народный автомобиль». Финансирование проекта «4CV» было открыто осенью 1940 года, а в мае 1941 года бюро перспективных разработок Рено приступило к работе, изготовив вскоре деревянный макет машины.

Оккупировав Францию, немцы наложили запрет на проектирование и постройку гражданской техники. Но Луи Рено в очередной раз в своей жизни пошёл на крупный риск, причём подвергая ему и себя, и своих сотрудников — одобрил изготовление трёх опытных экземпляров «4CV». А после этого был изготовлен один максимально приближенный к серийному варианту «4CV». Результаты испытаний, однако, проведённых в сентябре 1943 года, не удовлетворили Луи, и конструкция отправилась на доработку. Что касается серийной продукции военного времени, то в захваченной немцами Франции вряд ли можно было выпускать на автомобильном заводе что-то кроме армейских грузовиков и другой военной продукции для вермахта. Это обстоятельство сыграло трагическую роль.

Увы, Вторая мировая действительно прокатилась по миру — и по компании Renault в том числе, причем прокатилась весьма болезненно. В конце августа 1944 года Париж был освобождён, а Луи Рено был арестован. Его обвинили в сотрудничестве с нацистами, он был посажен в тюрьму. В отличие от своего коллеги, Фердинанда Порше (автора того самого народного «Жука»), против которого было выдвинуто точно такое же обвинение, из тюрьмы великому Луи Рено выйти было не суждено — спустя 2 месяца после заключения под стражу 24 октября 1944 года в возрасте 67 лет он скончался (причем при весьма неясных и даже загадочных обстоятельствах) не на свободе и не будучи реабилитированным. А сборочные заводы, которые были расположены в Бийанкуре, оказались полностью разрушенными авиацией США и Великобритании. Сразу после окончания войны в 1945-м компанию Renault национализировали и сделали государственным предприятием, которое стало называться Regie Nationale des Usines Renault.

Правительство Де Голля разработало пятилетний план, согласно которому легковыми автомобилями должны были заниматься Peugeot и Citroen, а мощности Renault предполагалось занять под производство грузовиков. Однако у полностью готового к производству проекта «4CV» нашлись сторонники среди министров, принадлежащих к коммунистам (пятеро человек) и сам секретарь компартии Морис Торез. Таким образом в 1946 году состоялся дебют «автомобиля для рабочего класса» Renault 4CV на Парижской автомобильной выставке. В том же году был запущен конвейер на уцелевших производственных площадях Рено и за год выпущено 8500 автомобилей. Поначалу производили в основном довоенную модель Juvaquatres (выпускалась в разных версиях с 1946 по 1959), на ряде машин был модифицирован салон, они имели гидравлические тормоза и гидравлические амортизаторы. Небольшой, простенький и надёжный автомобиль после войны пользовался спросом.

Renault 4

Но ставка в компании делалась, конечно же, уже на другую модель - «народный» 4CV. Интересно, что первые кузова серийно собранных машин были песочного цвета, потому что использовалась маскировочная краска, которой немцы красили грузовики Renault, перебрасываемые в африканский корпус. Покупательский ажиотаж вокруг этой машины был столь огромен, что для производства двигателя спешно ввели в эксплуатацию специальный автоматизированный конвейер. Сам двигатель был крохотным — 760 кубов, которые впоследствии ещё уменьшили, до 748 куб.см. В 1949 году закончилась реконструкция заводов Renault. К этому моменту выпустили уже 500 тысяч Renault 4CV, а к 1961 году — более миллиона. Первый послевоенный Renault покинул конвейер только в 1962-м, когда его сменил другой недорогой и «народный», но очень прогрессивный переднеприводный Renault 4.

Renault Fregate

В 50-е годы весь автомобильный мир был готов к новой эпохе, и Франция тоже была частью больших преобразовательных процессов. В случае с маркой Рено отправной точной можно считать модель Fregate, седан среднего класса с двигателем в 2 литра, который имел верхнее расположение клапанов. Компоновка «Фрегата» была классической, а вот подвеска — независимой спереди и сзади! Кроме того, предлагались комплектации с АКПП.

В 1954 году в компании Renault случилось большое торжество — празновали 1 миллион произведённых автомобилей с момента национализации и 2 миллиона — с момента основания. В этом году топ-менеджеры компании Пьер Дрейфус (Pierre Dreyfus) и Фернан Пикар (Fernand Picard) совершали путешествие по США с целью изучения автомобильног7о рынка и попали на обед к губернатору Флориды. В результате того обеда было достигнуто соглашение о налаживании в Штатах производства автомобилей Рено, причём с конкретными сроками. 11 февраля директор компании погиб в автокатастрофе, и Дрейфус, его ближайший друг и соратник, занял эту должность. А в конце 54-го в производстве стартовала модель Dauphines.

В 1958 году был введён в строй завод двигателей в Нормандии, в городе Клеон. А вскоре появился компактный Renault 4, революционная модель с передним приводом, в одночасье ставшая популярным «народным авто», выпущенная в итоге тиражом более 8 миллионов экземпляров. В 1965 году произошла ещё одна небольшая революция — Рено запустила модель Renault 16, которая определила концепцию автомобиля с кузовом хэтчбек - таким, каким мы знаем его сегодня. Салон «шестнадцатого» был вместительным и комфортным, а подвеска - по-французски мягкой, так что ему роль элегантного экипажа для представителей среднего класса была уготована ему с самого начала.

Конец 50-х — время массированного наступления на Штаты. В 1959 году в Северной Америке продано 102000 единиц модели Dauphines и 15000 4CVs, а модель Floride под именем Caravelle начинает выпускаться в США. Помимо того, продажи в Германии достигают 41000 автомобилей, а в Италии — 19000. В конце года Renault попадает в рейтинге мировых автопроизводителей на шестую строчку.

В 1966 году подписано соглашение с Peugeot и Volvo, регламентирующее объединение ресурсов и технологий. Производство автомобилей Renault в этом году составило 738000 автомобилей, из которых 333000 были реализованы за границами Франции. А к следующему 1967 году, относится примечательный факт: Renault в качестве сборочного производства представлен на всех континентах! В Европе (не считая Францию) у компании пять заводов, столько же в Африке, целых девять в Латинской Америке по одному — в Канаде, Австралии и Азии. И вот-вот откроются заводы в Румынии и Малайзии.

В 1969 году пройден следующий рубеж: под маркой Рено выпущено свыше 1 миллиона транспортных средств, а полмиллиона отправлено на экспорт. На Парижском автосалоне был продемонстрирован «Проект 117», который воплощал идею экономичного и просторного авто с вместительным багажником. В серию машинка пошла под именем Renault 12, который выпускался и за рубежом: в Румынии под брендом Dacia, а в Бразилии как Corcel. К этому же году относится и появление отделения Renault в Турции.

В 1970 в компании наблюдается бурный рост: на севере Франции построены новые заводы, которые являются совместными предприятиями Renault и Peugeot. А Renault 5 и Renault 12 становятся французскими бестселлерами в мире! Раллийный Renault 5 turbo за счёт многочисленных мобед на мировых соревнованиях входит в пантеон автоспортивной славы наравне с раллийными победами Рено начала 20 века и с гоночными двигателями, которыми оснащаются болиды Формулы 1. К концу десятилетия, а именно в 1979 году компания начинает очередную волну продвижения на рынок США, заключив с «Америкен Моторс Корпорейшн», по которому стороны обязуются продвигать продукцию друг-друга на своих рынках.

1980 год принес миру спортивное купе Fuego, автомобиль базировался на шасси 18, а выбрать можно было из семи различных модификаций. У них предполагались двигатели объемом 1289, 1565, 1995 см3. Не забудем и про спортивную версию R5, мотор с турбонаддувом которой способен выдавать 160 лошадиных сил. В этом спорткаре в качестве ведущих выступали задние колеса, а силовой агрегат инженеры расположили прямо за спинками передних сидений.

Вообще же это десятилетие (с 1980 по 1990 годы) было весьма щедро на новые модели. Так, в 82-ом вышел седан Renault 9, имевший довольно компактные габариты. В США этот автомобиль получил название Alliance. Он, кстати, получил звание «Автомобиль года» и даже был «участником» одного из фильмов о Джеймсе Бонде.

1984 год знаменателен выходом сразу трех новых автомобилей марки. Первый из них – однотипный хэтчбек Renault 11, с вариантами моторов объемом 1,1 и 1,4 литра и мощностью от 48 до 105 «лошадок» (самый высокий показатель имеет турбонаддувная версия). Второй - хэтчбек Рено 25 с двух- и трехлитровыми двигателями, которые способны выдавать от 64 до 144 лошадиных сил. Но самым важным представителем этого времени является минивэн Renault Espace. Он был представлен в Брюсселе и в течение нескольких лет являлся единственной европейской машиной такого класса, по причине оригинального дизайна и повышенной вместимости.

В 85-ом обновили Renault 5, так появилась версия Super 5 с поперечно расположенным двигателем. Тогда же компания стала собственником спортивной марки Alpine. В следующем году все семейство Рено 18 было сменено однотипными, более просторными машинами модели 21. 87-ой ознаменован выходом 5-дверных универсалов Nevada на шасси 21, которые имели удлиненный на 150 миллиметров кузов. Эти две модели (21 и Nevada) пользовались популярностью в Европе и производились вплоть до 1995 года (пока их не сместила Laguna).

1988 год для компании означает дебют Quadra в полноприводном исполнении, а также презентация хэтчбека Renault 19. Последнее позволило концерну упрочить положение в самом интересном для европейцев классе «С» компактных автомобилей. Серийное производство 19 было налажено в следующем году, тогда же появился однотипный седан Chamade.

В 90-ом году свет увидела одна из самых востребованных и на сегодняшний день моделей — Clio. Уже в 1991 году она получила звание «Автомобиль года». Тогда же прозвучали и другие почетные титулы, поднявшие престиж компании: Renault Ligne — «грузовик года», Renault FR1 — «автобус года», Раймонд Леви — «президент года». Также в это время стартует производство Renault 19 Cabriolet, а Франкфуртский автосалон презентует концептуальную модель Scenic.

1992 год: на автосалоне в Париже все желающие увидели Zoom, появились модели Safrane и Twingo. Последний представляет собой оригинальный однообъемный автомобиль малого класса, который привлек внимание автолюбителей сочетанием максимального объема салона при минимальных внешних размерах. Это был компактный городской автомобиль, способный развивать вполне солидную скорость при неплохих показателях безопасности.

Renault Safrane — это комфортабельный и просторный хэтчбек, который пришел на замену Renault 25. Модернизация модели произошла в 1996 году: она стала оснащаться 4- и 5-цилиндровыми моторами объемом 1948 и 2435 см3, мощностью 136 и 165 лошадиных сил соответственно, а также трехлитровым двигателем V6 в 167 «лошадей». Такой авто, оснащенный автоматической гидромеханической коробкой передач, способен достигать скорости 210 километров в час.

93-ий год предложил высокомощное полноприводное исполнение автомобиля Biturbo с 268-сильным «движком», обладающим двумя турбонагнетателями. Тогда же появился пятидверный хэтчбек Laguna, рассчитанный на средний класс. В 97-ом он уже получил новый мотор объемом 3 литра, мощностью 190 л.с.

Сентябрь 1995 года явил нам модель под названием Megane. Авто получил вариации Classic, Cabriolet, Coupe и Estate с двигателями объемом от 1,4 до 2 литров, а мощностью от 64 до 150 лошадиных сил. Позднее появился пятидверный компактный универсал повышенной вместимости Megane Scenic — он стал автомобилем года в 1997 году. Также в 95-ом начал продаваться родстер Renault Sport Spider.

У него был двухлитровый 16-клапанный двигатель, переработанный известной гоночной фирмой Williams. Дизайном изготовленного из композитного материала кузова занимались Кристиан Концен и Патрик Ле Кэман. Двери распахиваются в стороны и приподнимаются вверх. Это легкое авто предполагалось для любителей высоких скоростей и открытой крыши (не имеет даже тента).

В 1997 году французы выпускают Grand Espace с удлиненной базой, а также новый грузовой автофургон Renault Kangoo (преемник Renault 4). Автомобиль имеет передний привод, высокую крышу, длину около четырех метров. Модель Kangoo была разработана на шасси Megane, предлагалась с бензиновыми и дизельными моторами рабочим объемом от 1,2 до 1,9 литра. К этому же времени относится появление удлиненного варианта Grand Espace.

1998 год — столетие компании Renault, а также выход нового поколения Clio. Обновленный автомобиль получил шесть различных бензиновых и дизельных двигателей, объем которых составлял от 1,1 до 1,9 литра, а мощность от 58 до 109 лошадиных сил. В этом же году в рамках Женевского автосалона проходит презентация проектов Vel Satis и Zo (авто имеет первый в Европе бензиновый двигатель с технологией прямого впрыскивания). В том же 98-ом компания развивает активную деятельность на российском рынке: начата сборка автомобилей Megane и Renault 19, с сентября 2000 года — Clio Symbol (специально разработан для рынка развивающихся стран).

Renault решает сотрудничать с компанией Nissan, в соответствии с чем заключает договор в 1999 году. Тогда же выпускается автомобиль представительского класса под названием Avantime (в переводе «опережая время»), созданный на базе модели Espace. Осенью этого же года выпускается спортивная версия автомобиля Clio, под капотом которой расположили двухлитровый двигатель.

Миллениум принес автомобильному сообществу модель Koleos — французский внедорожник, который был показан на автошоу в Женеве. В 2001 году появился Renault Laguna II, ставший первым в мире автомобилем, который получил высшую оценку за безопасность согласно результатам тестов независимой организации EuroNCAP. Возможно именно поэтому в 2003 году Laguna II удостоилась почетного звания «Автомобиль года».

В 2004 году снова проявил себя Renault Megane. К этому времени он стал самым продаваемым автомобилем на рынке Европы. Тогда же команда компании заняла третье место в Кубке конструкторов чемпионата Формулы-1, а высшую награду за безопасность получили еще такие модели как Renault Scenic, Renault Megane C+C и Renault Modus.

Важным в истории развития марки стало 2005 год, ведь именно тогда начато производство нового «всемирного автомобиля», как он позиционируется компанией, Renault Logan. Бюджетный автомобиль В-класса имеет в основе платформу B0. Серийное производство этих автомобилей налажено в Румынии, России (завод «Автофрамос»), а спустя пару лет, в 2007, - проект Logan получил развитие и в Индии.

Модель Renault Sandero — пятидверный хэтчбек на шасси Logan, имеющий укороченную колесную базу и дизайн экстерьера тяготеющий к Renault Scenic. Массовое производство было начато в конце 2007 года в Бразилии. Европейская премьера этой модели состоялась в 2008-ом, а в следующем году выпуск налажен и на московском предприятии.

Осень 2009 года знаменательно появлением на рынке модели Fluence. Седан обладает cпортивным внешним видом, комфортабельным салоном и отличается использованием практичных технологий. В целом, создатели рассчитывали с помощью этого автомобиля привлечь внимание клиентов, которые интересуются статусными седанами. Для них же авто оснастили системами ABS, AFU, ESC, шестью подушками безопасности, трехточечными ремнями безопасности с преднатяжителями и ограничителями усилий.

В 2010 на Московском автосалоне появился бизнес-седан Renault Latitude - интернациональный автомобиль представительского класса с впечатляющим дизайном экстерьера и шикарной отделкой салона. Создатели удлинили платформу Samsung SM5, растянули колесную базу (она стала составлять 2762 мм), а под крышкой капота оказался 2-литровый двигатель от Nissan, агрегатируемый с роботизированной автоматической коробкой переключения передач.

2011 год подарил миру Renault Sandero Stepway – хэтчбек повышенной проходимости с интересной, стильной внешностью и «замашками» внедорожника. Этот автомобиль рассчитан на молодых людей, которые по достоинству смогут оценить как спортивную внешность, так и достаточно скромную стоимость.

Собственно современный кроссовер от Renault — модель под названием Duster – очень похож внешне на Sandero Stepway, но при этом имеет качества внедорожника: солидные габариты (4,31 х 1,82 х 1,62 метров), большой клиренс (210 мм), вместительный багажник (475-1636 литров). Автомобиль был представлен в 2010 году.

В 2011 году Renault подарил миру горячий хэтч Megan RS - как свидетельство того, что вкупе с многочисленными спортивными успахами и многими победами в Формуле 1, компания Рено не забывает о своих спортивных корнях. О том, с чего она начиналась. Что ж, Луи Рено, этот рисковый француз с трагической судьбой, сумевший превратить постройку никому не нужных моторизованных колясок в транснациональный бизнес, мог бы гордиться сегодняшним днём компании.

В ближайшее время Renault планирует явить нам четвёртое поколение легендарного Clio, мировой дебют обновленной модели состоится в сентябре 2012 года на Парижском автосалоне. Дизайн автомобиля принадлежит "перу" нового шеф-дизайнера, Лоренсу ван ден Акеру, который присоедился к Рено в 2009 году, покинув компанию Mazda.

На сегодняшний день Renault - это французская автомобилестроительная корпорация с 114-летней историей и  "скромным" девизом "Мы создаем автомобили". Компания выпускает транспорт под знаменитыми на весь мир марками «Renault», «Samsung» и «Dacia». Обширный модельный ряд составляют легковые автомобили различных классов, коммерческий транспорт (в их числе тяжелые грузовики), автобусы, тракторы и не только. На этом история марки не заканчивается, дальнейшее развитие мы будем наблюдать в режиме on-line.