Большая Автомобильная История. Lexus

Lexus - подразделение, организованное компанией Toyota для выпуска моделей класса "люкс" - даже в самом названии есть отражение этой стратегии, которая первоначально была расчитана на рынки США, а позднее и Европы. Этим словом - "люкс" - можно описать и всю историю марки в целом. Но давайте всё-же поподробнее.

BMW, Mercedes-Benz, Jaguar - именно с этими именами предстояло бороться за потребителя новому бренду, который был основан в августе 1983-го - на совещании совета директоров Тойота председатель совета Эйдзи Тойода (Eiji Toyoda) озвучил решимость "бросить вызов лучшим автомобилям мира". Toyota  к этому моменту уже была одним из лучших производителей автомобилей мира, производила исключительно надёжные, популярные, но недорогого сегмента машины. Lexus должен был вывести Тойоту на новый уровень.

За несколько лет была создана группа из 1400 дизайнеров и инженеров, которые должны были создать люксовый автомобиль, способный превзойти лучшие автомобили мира и при этом быть более дешёвыми, но столь же "драйверскими" и роскошными.

Проект F1, главными инженерами которого были назначены Сёидзи Дзимбо (Shoiji Jimbo) и Итиро Судзуки (Ichiro Suzuki), стартовал в 1984-м, а название его расшифровывалось так: F - flagship, (флагман), 1 - первый люксовый седан. В мае 1985-го разработчики совешили "разведку" в США, проведя исследование в виде опроса фокус-групп в крупных городах (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Майами, Хьюстон), составив картину предпочтений американских автомобилистов.

Вместе с этим в американской дизайн-студии Тойота в Калифорнии, Calty Design, группа из пяти дизайнеров начала работать над первенцем Lexus, а к июлю того же 1985 года был построен первый из 450 прототипов Lexus LS400.

На протяжении 1986 года прототипы LS400 испытываются во всех возможных условиях, обретают усовершенствованое рулевое управление и подвеску, а в мае 1987-го руководство выбирает из восьми возможных вариантов окончательный дизайн LS400. 2 января 1988 года торговая марка Лексус была представлена на автошоу в Лос-Анжелесе, после чего новый бренд засветился и на других автомобильных вставках в США - причем "живые" автомобили публике не показывали (произошло это годом позже, в январе 89-го на автосалоне в Детройте), а ограничились лишь демонстрацией роликов. В мае 1988-го были отобраны и озвучены названия 80 дилеров бренда Лексус. Первым стал Lexus of Columbus в Огайо.

Зато на том самом Детройтском автосалоне в 89-м представили сразу две модели: Lexus - LS400 (LS - luxury sedan, 400 - мотор 4.0 литра) и ES - (executive sedan, 2.5 литра). В мае на заводе Тойота Тахара начался выпуск LS400 (Toyota Celsior - на японском рынке), а в сентябре LS400 и ES250 поступили в продажу. За первый месяц было продано 2919 и 1216 экземпляров соответственно, что было несомненным успехом.

Доработанный двигатель Тойота, музыка класса хай-фай, богатая отделка кожей - всё это обеспечило LS400 популярность среди любителей роскошных автомобилей, да и у прессы - в январе 1990 журнал Car & Driver нарёк новый японский люкс-седан лучшим авто года, в феврале ассоциация Motoring Press Association присвоила LS400 звание лучшего импортного автомобиля года, а в июле LS400 получил первое место в рейтингах крупного исследователя авторынка, компании J. D. Power and Associates. В 1990-же LS400 начал продаваться в Великобритании и Канаде, где к модели тоже пришёл успех, и к октябрю продажи его в мире составляли уже 63 000 машин.

SC400 (SC - sport coupe) - эту модель (Toyota Soarer - на японском рынке) Лексус представил в мае 1991 года. Двигатель был тот же, что и на двух предыдущих моделях, что обеспечило небольшому спарт-кару с 4-ступенчатым "автоматом" разгон до "сотни" за 6.9 секунды. Чуть позднее, в августе, представили и "бюджетный" вариант купе с 3-литровым мотором - SC300. В июне 1991-го SC400 поступили в продажу на рынке США, а в сентябре на смену ES250 пришел седан ES300 (в Японии - Toyota Windom).

А ещё в сентябре 1991 году Лексус улучшил своего флагмана - кузов LS400 обзавёлся боковыми балками безопасности и удостоился первых мест в нескольких номинациях D. Power and Associates, а также получил более 50 изменений в конструкции, сделанных в соответствии с пожеланиями дилеров и потребителей.

В 1992 году Lexus обогнал BMW и Mercedes-Benz по объёмам продаж в США и стал лидирующим импортёром люкс-автомобилей. За 1992 год модели бренда, которому отроду едва исполнилось пять лет, разошлись только в США тиражом 92890 автомобилей, многие американские журналы вручили награды моделям SC400 и ES300 как исключительно надёжным моделям, а бренд Lexus стал маркой номер один по степени удовлетворенности покупателей.

В январе 1993 увидел свет спорт-седан GS300, чей облик создавал Джорджетто Джуджаро, а годом позже седан показали во Франкфурте. В марте SC300 и LS400 становятся лучшими автомобилями года по версии авторитетной организации ААА (American Automobile Association), в июне The Robb Report признаёт LS400 лучшим импортным автомобилем года, а в июле Lexus третий раз подряд занимает первое место в рейтинге J. D. Power and Associates. Успех, и при том совершенно оглушительный для американского рынка!

В 1994 победное шествие по США продолжилось -  Popular Science признаёт второе поколение LS400 новинкой года, а J. D. Power and Associates в очередной (уже в четвёртый) раз награждает Lexus первым местом в рейтинге "уровня удовлетворённости покупателей". А в следующем году первое место в рейтинге досталось... опять Lexus!

Всё бы хорошо, но в 1995-м министерство торговли США (вероятно, под давлением американских автопромышленников) выступило с предложением ввести 100% пошлины на некоторые люксовые модели японского автопрома - и, разумеется, на весь модель Lexus в том числе. Если бы не с трудом достигнутое в июне соглашение между США и Японией, около 8 000 человек потеряли бы работу. К счастью для них, торговая война между державами так и не началась.

А вот 1996 означал для Лексус не войну, но "бархатную революцию" - появился Lexus LX450, суть люксовый вариант Toyota Land Cruiser 80, "красавица и чудовище в одном флаконе", как назвал этот автомобиль много лет спустя российский drive.ru, так как машина совмещала в себе безупречные внедорожные качества "восьмидесятого Крузака" и роскошь, какой её видят в Лексус.

С тех пор этот рецепт станет для Lexus рецептом успеха - и в частности в России. Да что говорить - в этом сегменте, едва в него попав, Лексус стал лидером по продажам всего за два месяца, оставив позади даже Range Rover! Из других событий 96-го: Lexus и производитель кожаных люкс-изделий компания Coach объявили о сотрудничестве по перспективному ES300 нового поколения, а флагман LS400 назван изданием Automobile Magazine в числе 24 самых значимых автомобилей века.

В  сентябре новое поколение ES300 было представлено публике (подросло по сравнению с предыдущим на 6 см в длину, стало шикарнее, но вместе с тем - доступнее!), а в декабре - получило награду «Top Car» от AAA в ценовой категории от 25 до 30 тысяч долларов... Январь 1997 - в Детройте представлен концепт HPS (High Performance Sedan), оснащённый 4-литровым двигателем V8 с тойотовской системой изменения фаз газораспределения VVT-i - этот концепт был предтечей нового GS300.

Февраль 1997 - в Чикаго показали ещё один концепт - SLV (Sport Luxury Vehicle), в котором соединились комфрот люкс-седана и характеристики среднеразмерного внедорожника... Чувствуете, куда дул ветер? Точно - уже в марте компания объявила о том, что в первой половине 98-го стартует производство модели RX300 (в Японии - Toyota Harrier).

Сентябрь 1997 - рестайлинговые SC400/300, седаны второго поколения GS400/300, а также обзаведшийся новым опциями LS400 отныне оснащаются системой VVT-i. Выделим из этого ряда новый GS - он был обласкан прессой и экспертами сразу после дебюта, вот "звания", присуждённые разными изданиями: Consumers Digest - "лучшая покупка среди люкс-седанов", Popular Science - "лучшая новинка", Motor Trend  - "лучший импортный автомобиль года". А в ноябре ААА удостоила GS400 лидерства в ценовой категории авто от 40 до 50 тысяч долларов.

В 1997-м был зафиксирован рекорд продаж Лексус - 97593 автомобиля, на 20% больше, чем в предыдущем, а на автосалоне в Лос-Анжелесе дебютировала ещё одна новинка - LX470, сменивший LX450 и построенный на базе уже "сотого Крузака" - Toyota Land Cruiser 100. В марте 1998 машина поступила к 147 дилерам в США - вместе с "самостоятельным" люкс-внедорожником RX300. А ещё компания стала спонсором тура Эрика Клэптона по США...

Lexus RX300 в буквальном смысле взорвал продажи - не без его помощи статистика Лексус в 1998 году интенсивно поползла вверх: апрель - 12 364 проданных авто, май - 14 620, июль - 14 673, август - 16 949. Лексус в США стал безоговорочным лидером, обойдя тех, ради победы над которыми и был создан:  Mercedes-Benz, BMW, Cadillac и Lincoln. Рыночные эксперты из J. D. Power and Associates уже в седьмой раз подряд нарекли Lexus лидером рейтинга по "степени удовлетворенности покупателей".

RX300 стал бешенно популярным - говорят, что именно благодаря ему в годовых рейтингах журнала Motor Trend появилась категория "Лучший спортивный внедорожник года" (Sport/Utility of the Year), которую, собственно RX300 в октябре 1998 и получил.

В январе следующего года в Детройте показали заднеприводный IS200 (японский аналог - Toyota Altezza), а в марте Лексус в пятый раз подряд занимает первое место в рейтинге J. D. Power and Associates, как производитель наиболее беспроблемных (по итогам пяти лет эксплуатации) автомобилей.

Той же весной 1999 года стартовали продажи автомобилей Lexus IS200 в Европе, в сентябре исполнилось 10 лет со дня продажи первого автомобиля Лексус в США, а в ноябре в Штатах был продан миллионный автомобиль. По итогам года выяснилось, что продажи в Штатах растут четвёртый год подряд, а за 99-ый европейские продажи увеличились более чем вдвое - причем преимущественно за счёт нового Lexus IS200.

В начале 2000 года в Лос-Анжелесе Лексус показал трёхлитровую версию машины, IS300 (появился также и второй тип кузова - универсал), а в Детройте дебютировал новый флагман модельной линейки LS430, имеющий, как положено респектабельному люкс-седану, кожу и ореховое дерево в салоне.

Он был оснащён навигацией, DVD, 4.3-литровым мотором V8, имеющим 280 л.с. и 417 Нм. С 5-ступенчатым "автоматом" и самым низким Cx в классе LS430 набирал сотню за 6.7 секунды - неплохой показатель даже для спорт-кара.

В апреле 2000 года на автошоу в Нью-Йорке Lexus анонсировало скорое появление модели SC430, и в этом же месяце объявила о выпуске RX300 на заводе Toyota в Канаде (до этого сборка Лексус была только японской), а в июне новая рыночная бомба IS300 поступила в продажу.

В августе Lexus стал первым в США импортным люкс-брендом, умудрившимся продать более 20 000 автомобилей, в сентябре GS400 сменил новый GS430 (по сути - прежний GS получил новый 4.3-литровый мотор), а в октябре начал выпускаться LS430. Конец года - и уже пятое подряд увеличение объёма продаж и первое место среди автомобильных люкс-брендов на рынке США.

Январь 2001 - Тойота объявляет о сборке подвески и двигателей для RX300 в Баффало, а в Детройте презентованы IS300 SportCross (с функцией переключения передач на руле), IS300 Manual Transmission (с механической трансмиссией) и готовый встать на конвейер SC430.

Его продажи начались уже в марте, причем заказы на этот стильный "хардтоп" с "музыкой" от Mark Levinson, разработанный на французской Ривьере в Lexus European Design and Development Centre, были расписаны до конца года. В августе "трансмиссионные" новинки IS300 тоже стартовали в производстве, а в октябре - ES300 третьего, всесторонне доработанного и улучшенного поколения.

В 2002 году Lexus официально пришёл в Россию - в Москве открылся дилерский центр «Лексус-Бизнес Кар», а через год столичных дилеров марки было уже двое. В июне 2002 на экраны вышел фильм Стивена Спилберга «Minority Report» («Особое мнение»), где герой Тома Круза рассекает на красном "топливно-элементном" концепте, разработанном в Lexus специально для фильма.

Глобально не трогая до поры до времени свой модельный ряд, Лексус занимается "локальными" улучшениями - на Парижском автосалоне в 2002 представлен IS200 SportCross с 2-литровым мотором VVT-i. Но уже в ноябре появляется новая нишевая модель - люкс-вариант тойотовского Прадо, Lexus GX470 с регулируемой подвеской, "затыкающий" дыру в модельном ряду между внедорожниками RX и LX.

По весне в 2003 обновился "американский" RX, получив индекс RX330 и, соответственно, мотор 3.3 литра, а также новейшие люксовые опции и несколько более крупный кузов. Для Европы машина оставила прежнее название RX300 и прежний мотор, но все остальные улучшения, естественно, получила - и к концу мая (то есть всего за месяц с начала продаж) стала лидером в классе.

В том же месяце в Нью-Йорке был представлен концепт HPX (High Performance Crossover), отражающий стремление компании попасть в новейшую тенденцию - совместить черты спорткара и внедорожника в одном автомобиле. В сентябре началась сборка Лексусов в канадском Кембридже, а во Франкфурте прошла премьера обновлённого флагмана LS430.

В середине "нулевых" компания активно исследует тему экологичных дизелей, занимается продвижением бренда в Японии (как ни странно, там он не очень известен) и готовится приступить к штурму новых рубежей - то есть к атаке на "супер-люкс": Rolls-Royce, Bentlеy и Maybach.

И - пестует на Северной Петле свой первый в истории суперкар, прототип которого именовался LF-A, а серийная версия, поступившая ограниченной серией в продажу в 2009-м (в том числе и в России) - просто LFA. Также компания выступает спонсором разнообразных мероприятий, связанных со спортом, искусствами и охраной окружающей среды.

И, как логичное материальное воплощение этого, активно развивается гибридная тема - в частности, гибридный вариант очередного поколения RX - RX450h мощно продвигается на российский, изначально консервативный в отношении экологии рынок. А в 2010-м на российском рынке появляется ещё одна версия "эр-икса", RX270, с меньшим, как следует из индекса, объёмом двигателя.

К 2011 году российская автомобильная общественность с явным интересом поджидала изначально гибридный (без версии только с ДВС) Lexus CT 200h, нацеленный, как ни удивительно, не на "супер-люкс", а напротив, в сегмент компактных "люкс-хэтчей", где доселе правили бал "трёшка" Ауди и "еденичка" БМВ. В 2011 году Лексус планирует продать в России около 600 гибридных люкс-хэтчей, что является оптимистичным планом: Приус, младший "брат" CT 200h, разошёлся в 2010 на российском рынке в количестве всего около 380 экземпляров. Однако цена Lexus CT 200h, даже в в сравнении с Prius, столь демократична (насколько это может быть в этом сегменте), что в такой оптимизм можно и поверить.

Помимо этой довольно громкой премьеры, в 2011 состоялась и ещё одна - стильный седан Lexus ES 350, впервые официально представленный на российском рынке и презентованный публике на Московском автосалоне-2010. Используя платформу хорошо известной Camry, он является гораздо более продвинутым и престижным автомобилем, а кроме того, является единственным в модельном ряду Лексус переднеприводным седаном.

Наверняка, планы по продвижению Lexus, как и других японских брендов, придется сильно скорректировать в связи с произошедшим в Японии в марте 2011 года сильным землятресением. По мнению некоторых аналитиков, многие разрушенные землетрясением промышленные объекты Японии будут отстроены заново, но уже на территории Китая...

Историю автомобильной марки Lexus иногда можно освежать в памяти и даже распечатать.

А также посмотреть дополнительные фотоматериалы.