«Гибрид» LADA. Готовим машину для потомков?

Статья«Гибрид» LADA. Готовим машину для потомков?

Проект на завтра, а может, на послезавтра — так можно назвать гибридную LADA. В России еще нет рынка таких машин, но АВТОВАЗ уже показал, что умеет разрабатывать такую технику, полностью выполнив условия госконтракта по разработке «гибридов». Экологически чистые автомобили с комбинированными энергоустановками испытаны перед государственной комиссией Минпромторга на полигоне в Сосновке. Представители министерства подтвердили, что один из сложнейших проектов по созданию принципиально нового для России автомобиля завершился успешно.

Три «гибрида»

В число тех, кто занимался инновационным проектом, входили специалисты АВТОВАЗа, представители российских и зарубежных инжиниринговых компаний, научно-исследовательских институтов, университетов. Два с половиной года работы привели к достойному результату: была создана не одна, а три совершенно разные версии гибридного автомобиля.

Объединяет их оснащение комбинированной энергоустановкой, состоящей из электрического привода, который совмещён с автоматизированной механической трансмиссией (АМТ). А вот двигатели и даже виды их топлива отличаются.

Один из вариантов «гибрида» оснащён 16-клапанным атмосферным бензиновым двигателем объёмом 1,6 л и газобаллонным оборудованием, работающим на сжатом природном газе (метане). Это новый виток развития проекта CNG — двухтопливного автомобиля, который теперь дополнен и электроприводом.

Следующий вариант снабжается 16-клапанным атмосферным бензиновым двигателем объёмом 1,4 л. Уменьшение рабочего объёма мотора влияет на снижение расхода топлива и вредных выбросов — а это одно из условий госконтракта.

Третий вариант оснащён новым 1,4-литровым двигателем с турбонаддувом, который соответствует современному тренду даунсайзинга (уменьшения рабочего объёма двигателя с сохранением или улучшением его характеристик).

Все три варианта скомпонованы для седана LADA Granta, но могут быть применены и на других моделях LADA, в том числе и перспективных.

— Государство поставило перед нами задачу по улучшению топливной экономичности автомобиля, снижению токсичности и выбросов СО2, — рассказывает Константин Дёмин, руководитель проекта автомобилей с комбинированными энергоустановками СВПТР АВТОВАЗа. — В результате долгого кропотливого труда нам удалось не только достичь заданных в госконтракте параметров, но и значительно превысить их. Так, по снижению выбросов СО2 мы перекрыли контрольные показатели на 30%, по топливной экономичности в два раза превысили соответствующее условие техзадания. Путём внесения необходимых калибровок, изменения настроек управления двигателем и трансмиссией мы «побороли» показатели токсичности, выйдя на уровень норм Евро-5.

— Я горд, что лично участвовал в испытаниях на токсичность, — говорит главный инженер проекта Владимир Максименко. — Это было очень интересно — после каждого цикла испытаний отслеживать изменения и видеть улучшения. Кроме того, удалось достичь положительного энергетического баланса и заданной топливной экономичности. Работа команды была выстроена замечательно — мы все работали, как единое целое.

Что важно — часть инженерных решений, разработанных в рамках проекта, уже пошла в серию. Речь о «Приоре», она получила свою автоматизированную коробку передач. На данном этапе также прорабатываются вопросы по установке АМТ и на другие модели LADA.

Нельзя не учесть, что конструкторы и испытатели АВТОВАЗа получили колоссальный опыт, который обязательно будет применен в дальнейшем. Своим мнением о проекте поделился директор по инжинирингу автомобиля АВТОВАЗа Сергей Аманов:

— Мы изначально продумывали практическую ценность проекта. В нем реализован целый ряд технических решений, которые можно разбить на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы применения. Первое: в рамках этого проекта велись разработки системы АМТ — она уже внедряется сегодня в нашей продукции, то есть это ближняя перспектива.

В среднесрочной перспективе мы поработали над автомобилем на сжатом природном газе — провели комплекс научно-исследовательских работ и необходимый набор испытаний.

Ещё одним этапом стала разработка двигателя с наддувом. За счёт применения турбокомпрессора мы смогли обеспечить хорошую динамику, при этом улучшив экологические показатели и снизив расход топлива. Теперь потребуется серьёзная подготовка производства, поэтому проект нужно отнести скорее к долгосрочным.

И отдалённая перспектива, которая зависит больше от готовности нашего рынка и потребителей, — это электропривод, также реализованный в рамках общего проекта. Создана специальная архитектура автомобиля, когда с помощью контроллера верхнего уровня мы можем управлять машиной как сложной системой. Это даёт возможность опционального наращивания сложных современных функций.

Испытание «гибридов», как уже было сказано, прошло на полигоне в Сосновке. Представители государственной комиссии смогли проехать по скоростной кольцевой дороге на каждом из представленных образцов. Двухтопливная «Гранта» была представлена двумя автомобилями, один из которых снабжён дополнительными диагностическими разъёмами, так что все показатели испытаний можно было наблюдать на компьютере прямо во время движения.

В завершение тестов Сергей Аманов и председатель госкомиссии, руководитель направления Межведомственного аналитического центра Борис Сапсай, подписали протокол о выполнении всех условий госконтракта на разработку «гибрида».

— Специалисты команды проекта — это профессионалы, с ними работать очень комфортно и продуктивно, — говорит эксперт госкомиссии, представитель Минпромторга РФ Олег Наказной. — И уровень разработки достойный. Не вызывает никакого сомнения, что проект актуален и важен, без него просто невозможно развитие. Все наработки, полученные здесь, будут использованы в дальнейшем. Предпосылки для успешной реализации есть. Это прежде всего кадры, подготовленные в ходе этого проекта. Много молодёжи, много людей, у которых глаза горят, виден энтузиазм. Людям нравится работа, которая приносит удовлетворение. Ну и главное — получены опытные образцы, которые подготовлены к серийному производству. Интересные конструктивные решения, реализованные здесь, не уступают, а по некоторым параметрам и превосходят зарубежные аналоги.

На днях в Министерстве промышленности и торговли РФ в Москве состоится заключительное совещание с участием представителей АВТОВАЗа, где будут подведены итоги глобального проекта разработки автомобилей LADA с комбинированными энергоустановками и подписан акт приёмки готовых образцов.

Друзья, спасибо за репост

Комментарии

аватар пользователя: shulic
shulic3 декабря 2014 в 08:56

Да. Коробка почивает на лаврах? А где эксклюзивы? Или получили по соплям?:)

0
  • Ответить
аватар пользователя: Maks J-Fry
Maks J-Fry9 декабря 2014 в 06:26

на фото 8 клапанный двигатель. так они че его надули ?

0
  • Ответить
Прикрепить картинку