Заживо погребённые. Проекты АВТОВАЗа, не пошедшие в серию

СтатьяЗаживо погребённые. Проекты АВТОВАЗа, не пошедшие в серию

Если бы АВТОВАЗ не был советским автозаводом, многие из этих машин мы бы увидели на улицах наших городов. Но стремление инженеров и дизайнеров сделать что-то, отличное от «копейки», слишком часто разбивалось о железобетонную необходимость «дать стране угля»- читай, выполнить план по производству того, что уже идёт по конвейеру. Смотрим на удачные примеры отечественной инженерной работы, которые постигла неудача в реализации, и думаем над смыслом исконно русских выражений «инициатива наказуема» и «если бы да кабы».

Вообще выражением «если бы» можно было бы ограничить текстовую часть этой публикации, потому что во многих случаях фотографии говорят сами за себя. Мы дополним их лишь кратким описанием, чтобы было понятно о каком проекте и каком времени идёт речь.

Глубокая модернизация "копейки"

Кажется почти невероятным, но первые попытки выскочить за рамки, предложенные итальянцами из Fiat и заданные производством ВАЗ-2101, были сделаны в первой половине 70-х годов. В 1975 году дизайнер Владислав Пашко создаёт дизайн-проект автомобиля ВАЗ-2101-80, где 80 — это год, когда модель предположительно должна пойти в серию. Тогда в СССР именно с цифрой «1980» связывались большие надежды простого народа — в этом году в стране должен был наступить коммунизм.

Были задуманы двух- и четырёхдверная модификации. Элементной базой такого автомобиля вполне могла послужить существующая платформа ВАЗ-2101. Для 1980 года машина выглядела очень симпатично, ладный силуэт делал возможным дальнейший рестайлинг. Но этот автомобиль так никогда и не поехал, дальше пластелиновых макетов в полную величину дело не пошло. Пашко создал ещё множество проектов на АВТОВАЗе, но в серию были запущены не все и далеко не самые яркие. А в 1980 году вместо наступления коммунизма в СССР прошла Олимпиада.

Первый переднеприводник

Работы над компактным переднеприводным автомобилем начались на ВАЗе задолго до того, как генеральный директор завода В. Н. Поляков подписал соответствующее распоряжение — в 1968 году, сразу после того, как на конвейер встала «копейка», уже были сделаны первые эскизы! Конечно, вазовские дизейнеры (В. Пашко, Ю. Данилов) оглядывались на опыт зарубежных коллег: изначальным источником вдохновения был Mini, но реальной "точкой отсчёта" стал другой автомобиль, производимый под дочерней маркой "Фиата" - Autobianchi A112.

С конструкторской точки зрения проект был выполнен, что называется "под ключ": разработан собственный силовой агрегат с поперечным расположением, выполнена компоновка салона и подкапотного пространства, придуман стильный облик и интерьер... Для советских дизайнеров, привыкших работать в габаритах "Москвичей" и "Волг", это было серьёзным вызовом. Машина получила прозвище «Чебурашка» - за казавшиеся тогда большими для таких габаритов 13-дюймовые колёса. Проект "1101" имел несколько воплощений в реальных ходовых прототипах, после чего в 1977 году по указанию свыше был передан на ЗАЗ под именем «Ладога». И только спустя ещё почти десятилетие превратился там в серийный автомобиль «Таврия».

Плавающая «Нива»

После появления серийной «Нивы» военные высоко оценили её внедорожные возможности  и в 1976 году заказали ВАЗу армейский внедорожник-амфибию на её базе. Авторы проекта начали с того, что изучили все возможные варианты амфибий, отказались от гребного винта и обтекаемого «лодочного» кузова и решили создать автомобиль, который внешне не производил бы впечатление плавающего. Так и получилось: автомобиль ВАЗ-2122 был с виду обычным армейским джипом, но имел при этом герметичный кузов и мог передвигаться по воде за счёт вращения колёс со скоростью около 5 км/ч. Проект носил название «Река», был секретным, а для отвода глаз именовался как «автомобиль для рыболовов и охотников».

В 1986 году, после десяти лет совершенствования конструкции, проработки всех деталей (включая специфические, вроде десантирования автомобиля с самолёта), нескольких серий экспериментальных образцов, испытаний во всех климатических зонах и получения великолепных результатов в виде готового к производству продукта, оказалось, что у заказчика, Министерства обороны СССР, на запуск этого автомобиля в производство нет денег. По некоторым сведениям, Минобороны ещё и в долгу у завода осталось, причем на немаленькую сумму. Проект был закрыт. Известно о двух сохранившихся экземплярах: один из них находится в вазовском музее, а второй до середины двухтысячных годов использовал в качестве личного автомобиля Валерий Доманский, ведущий конструктор того проекта.

Минивэн 2000 года

После того, как стало понятно, что коммунизма не будет, следующей вехой грядущего стал 2000 год. Многие автопроизводители в 1980-е думали над «автомобилем 2000 года», и группа вазовских дизайнеров (А. Патрушев, С. Чагин, В. Ярцев) не осталась в стороне. У однообъёмного кузова предполагалось два исполнения: пятидверное (Х-1) и укороченное трёхдверное (Х-2). Визуально машина выглядит крупной, на самом же деле пятидверный вариант близок по габаритам к вазовской «восмёрке» (кстати, на всех извесных фото фигурируют всего лишь макеты в масштабе 1:5, ловко "привязанные" к местности). От ВАЗ-2108 машина должна была унаследовать и силовой агрегат, а в салоне предусматривались очень широкие возможности трансформации.

У ВАЗа была возможность закрепиться в только зарождающемся сегменте минивэнов, но этот проект оставил после себя только обиходное прозвище «вазовские бананы», пластилиновый макет в натуральную величину и пару остеклённых макетов в масштабе 1:5. Но хорошую службу вазовцам «бананы» всё же сослужили: говорят, одним из решающих факторов при принятии решения о создании на ВАЗе Научно-технического центра в ходе визита Михаила Горбачёва в 1986 году в Тольятти стал возглас его супруги Раисы Максимовны, которая разглядывала альбом с макетами «бананов», где те выглядели, как реальные автомобили: «Миша, а у нас такой машинки нет!»

Сити-кары «Гном» и «Эльф»

При взгляде на «Гном» и его пляжный вариант «Эльф» создаётся впечатление, что в один прекрасный день за молодыми вазовскими дизайнерами не уследило начальство и они немного нахулиганили. Отчасти так оно и было. Ведущим конструктором проекта был Николай Таздинов, а автором экстерьера Евгений Лобанов, впоследствии занимавший пост главного дизайнера АВТОВАЗа. Эти двое при участии других молодых специалистов (В. Ковтун, А. Крылов, Ю. Ларионов) в 1988 году выдали серию первых эскизов и макет городского  автомобиля.

На создание первых опытных экземпляров ушло довольно много времени — в разных источниках называются 1992 и 1993 годы, хотя на изготовление первого абсолютно оригинального кузова потребовалось всего три месяца. Даже сегодня «Гном» соответствует концепции современного сити-кара: длина всего 2.5 метра (!), радиус поворота менее 3.5 метра, посадочная схема «2+2». Серийная версия с двигателем от «Оки» должна была весить всего 500 кг и уметь разгоняться до 140 км/ч. Кроме того, была задумана и экологически чистая модификация, электромобиль. Проект пробивал себе дорогу с трудом и, к сожалению, не пробил — никто так и не понял, зачем этой стране такие автомобили.

Второе поколение «Оки»

Куда более близким к реальности представлялось продолжение развития идеи «Оки», как городского автомобиля, но и с этим ничего не вышло. Первая попытка была сделана в конце 1990-х, но тогда дело ограничилось пластиковым макетом в натуральную величину (т. н. ВАЗ-1901), который, был, так скажем, «слишком дизайнерским». А вот более поздний вариант «Оки-2», ВАЗ-1121, зародившийся уже в новом тысячелетии, имел отличные шансы на реализацию. По задумке авторов (всё с тем же Таздиновым во главе), «Ока» должна была, что называется, вырасти — засчёт увеличения габаритов и использования элементной базы ВАЗ-21083 (силовой агрегат, подвеска, рулевое, тормоза), а впоследствии и базы «Калины». При это цена автомобиля должна была составить беспрецедентно низкие 60 000 рублей.

Появление серии из нескольких образцов ВАЗ-1121, которые выглядели, как готовые к производству, относится к 2003-2004 годам, после чего проект заморозили. Так совпало, что в 2004 году не стало и Виктора Полякова, первого генерального директора ВАЗа, который был инициатором запуска первой «Оки» и идейным вдохновителем второй... В 2009 году «эхом» Оки-2 стала «Калина», которую попросту укоротили, лишив задних дверей, но всерьёз этот проект, кажется, никто не воспринял.

Спортивный родстер

Ещё один случай вовремя не задушенного энтузиазма молодой дизайнерской поросли. Наверное, один из ярчайших. Автор этого проекта — вазовский дизайнер Николай Нужный, который в конце 1990-х прошёл стажировку в знаменитом итальянском кузовном ателье Sbarro и в полной мере реализовал полученные навыки и потенциал на разработке Lada Roadster. Машину, которая слегка напоминала Audi TT (обратите внимание на фото ниже, там в кадре оба автомобиля) и выглядела просто нереально круто для ВАЗа, показали на Московском автосалоне в 2000 году.

Изюминкой проекта был принцип складывания крыши. Он был оригинален, рационален и прост в освоении: верх из прозрачного пластика, имеющий L-образный профиль, целиком укладывался с помощью сервоприводов на крышку багажника, сохраняя его объём. В качестве платформы родстера планировали использовать «Калину», до появления которой в серийном производстве на тот момент было ещё 4 года. Наиболее широко известен по публикациям серебристый экземпляр, но встречаются и фотографии ещё одного Lada Roadster, синего цвета (предположительно, это тот же самый автомобиль, но перекрашенный). Увы, эта яркая машинка стала очередной «перспективной новинкой АВТОВАЗа», лишённой всяческих перспектив — после нескольких автосалонов и выставок о ней забыли.

Новая «классика»

Идея построить нечто новое на платформе, подаренной сотрудничеством с Fiat, возникала на ВАЗе не раз и не два. К ней возвращались снова и снова: от модернизации модели 2103 совместно с Porsche в 1975 году и до собственного вазовского «2107M» в 2002-м. Да что там, первые варианты «десятки», созданные в середине 80-х, тоже был заднеприводными — и это уже после того, как в производство запустили ВАЗ-2108! При всей своей навязчивости, иногда мешавшей нормальному развитию инженерного центра, у этой идеи могли быть вполне достойные воплощения.

Самым удачным примером использования заднеприводной вазовской платформы является проект «2151», он же «New Classic». Ходовой макет универсала с таким названием был представлен на Московском автосалоне в 2002 году. Автор дизайна — Михаил Зубков, остроумно обыгравший пропорции и стиль "старых классиков", универсалов ВАЗ-2102 и -2104. В прототипе была использована прежняя заднеприводная платформа, но с рядом новых элементов — реечное рулевое управление, передняя подвеска McPherson, двигатель 1.7 литра под нормы Euro 3. Подросший по всем габаритам кузов был спроектирован на компьютере и просчитан по безопасности. Предполагался полностью новый интерьер, подушки безопасности, ABS и кондиционер. Дальше того ходового макета дело не двинулось. Интересно, что в том же 2002 году на рынок вышел Ford Fusion с очень похожими фарами.

Вазовский С-класс

Проект «С», он же «Силуэт», он же «2116» - это, наверное, самая сильная душевная боль инженеров и дизайнеров АВТОВАЗа. Идея выпрыгнуть из «коротких штанишек» и создать, наконец автомобиль классом выше, возрождалась и умирала бесчисленное количество раз, некогда начавшись с проекта автомобиля класса D, «3116». Активная фаза проекта началась в 2005 году, когда на завод пришло новое московское руководство из «Ростехнологий». Планировалось, ни много ни мало, создать новую платформу (впервые со времён ВАЗ-2108!), на основе которой сделать седан, хэтчбек, универсал, кроссовер, спортивную версию...

Были разработаны двигатели объёмом 1.8 литра и мощностью 116 и 122 л.с., новая коробка передач, передняя подвеска с L-образными рычагами, двухрычажная задняя... Кузов седана 2116 получился одним из самых жёстких на кручение среди мировых аналогов! Особняком стоят спортивное купе и кроссовер на базе «Проекта С» (именно они ввиду яркости облика вызвали, пожалуй, наибольший резонанс), а седан обещал стать настоящим прорывом АВТОВАЗа в С-класс... Но партнёрам из Renault-Nissan такой автомобиль под брендом Lada был совершенно не нужен. Сейчас на главном конвейере в Тольятти выпускается Nissan Almera на растянутой платформе Logan, а единственный уцелевший экземпляр седана Lada-2116 использует в качестве служебного автомобиля Евгений Шмелёв, вице-президент по техническому развитию АВТОВАЗа...

Материал подготовлен на основе сведений и изображений из книги "Высокой мысли пламень", журнала "Авторевю", свободных интернет-источников, а также собственной информации автора. Больше фотографий по всем представленным проектам вы можете найти в галерее под этой публикацией.

Друзья, спасибо за репост

Комментарии

аватар пользователя: jocker
jocker22 марта 2013 в 19:55

копейка была бы просто бомба по тем временам

8
  • Ответить
аватар пользователя: wulfi
wulfi23 марта 2013 в 02:56

даааа.. прискорбна участь технического развития завода.Как и все остальное в нашей стране

5
  • Ответить
аватар пользователя: шокирующая мохнатка
шокирующая мохнатка23 марта 2013 в 03:25

"...единственный уцелевший экземпляр седана Lada-2116 использует в качестве служебного автомобиля Евгений Шмелёв, вице-президент по техническому развитию АВТОВАЗа..."

У технического развития на АВТОВАЗе есть только вице-президент...

6
  • Ответить
аватар пользователя: ladovets
ladovets23 марта 2013 в 05:04

да не только на вазе такое, вон на ГАЗе ваще году в 2004 выкатили кроссовер который по дизайну был неплох для своего времени, газ-атаман назывался. загубили(
а тогда ведь кроссоверы только только начинали появляться..

6
  • Ответить
аватар пользователя: id
id23 марта 2013 в 06:07

Я бы сказал что это «Мертворожденные проекты»

0
  • Ответить
аватар пользователя: русский
русский23 марта 2013 в 08:55

Вопрос к Иннокентию Кишкурно : Вы статьи сами пишите ? Или Вам кто-то помогает ? В какой степени редактируют то , что Вы пытаетесь изложить ?То , что словосочетание "заживо погребенные" из Вашего словарного состава , я не сомневаюсь . Но все-таки настораживает Ваше незнание простых вещей сегодняшнего дня , к примеру , наличие на серийных "грантах" мультимедийной системы или натяжного ролика на генераторе и пр. - об этом Вы узнаете здесь от пользователей ... . Я же хочу заметить , что любой автопроизводитель мира имеет автомобили , которые не пошли в серию . АВТОВАЗ - не исключение . Труд конструкторов , инженеров и дизайнеров не проходит даром . Все в свое время будет востребовано .

-11
  • Ответить
аватар пользователя: kuzma56
kuzma5623 марта 2013 в 10:54

русский,пошел ты нах со своей грантой и её мультимУдией. ты считаешь это прорывом? на япов 1980 года выпуска посмотри. а по теме- я думаю,что погребение всех проектов и концептов было и будет на руку зарубежным автопроизводителям. им конкуренты не нужны. при нашей коррумпированности грех не подкупить чиновника,чтоб проект не увидел свет. что успешно делается по сей день.
америкосы и англичане из покон веков стараются,чтоб наша страна была в жопе. у них это получается.

8
  • Ответить
аватар пользователя: cartmantlt
Немчинов Георгий23 марта 2013 в 12:38

Хорошо, что не все мечты сбылись (с) ))))

-8
  • Ответить
аватар пользователя: Natsio
Дёмин Слава23 марта 2013 в 14:29

Печально все это, коммунизм уничтожил Россию а остатки коммунистов сейчас разворовывают и распродают остатки России

0
  • Ответить
аватар пользователя: rr30040
rr3004014 апреля 2013 в 10:24

Все вазовские тачки это металлолом.ни один уважающий себя человек на ВАЗ на сядет ))))

-4
  • Ответить
аватар пользователя: Сергей Соловей
Соловей Сергей18 ноября 2013 в 15:56

И правильно, что не пошли в серию - автохлама нам и так хватает

-2
  • Ответить
аватар пользователя: d2r
d2r18 апреля 2014 в 18:31

То, что концепты были - это хорошо, любой производитель автомобилей строит машины, заведомо не запланированные на запуск в серию. Если концепты есть - значит автопром жив. Где они сейчас ? - так паночка же помэрла, уже и ножкой не подёргивает...

Что касается конкретных проектов...

У исходного итальянского кузова была великолепная компоновка, которая давала максимальный для такой базы и заднего привода объём салона, переплюнуть итальянцев в этом на заднеприводной машине того же класса ТАЗвоцам уже не удалось бы никак... для этого нужно было делать как поляки - т.е. переходить на класс выше ("Полонез"), а он уже с конца 60-х был забит "Москвичом" (3-5, 3-6, С-1...С-3, С-7 = 2141)... тазовцы смогли только основательно испортить дизайн Фиата, хотя там собственно мало что можно было испортить...

Переднеприводные - все являются этапами на пути к 2108, Оке и Таврии, но без перспективы массового выпуска: чтобы его наладить, понадобились Порше и куча патентов, купленных у Фольксвагена и Ко

0
  • Ответить
аватар пользователя: Komissar
Komissar23 марта 2013 в 06:00

В стиле раннего СсангЙонг Актион Спорт он был. Страшненький, но идея всё-таки была и ей всего лишь нужно было дать толчок для развития

0
  • Ответить
аватар пользователя: Komissar
Komissar23 марта 2013 в 06:01

А я видел, что Комаров на такой гоняет. Чёрного цвета, если не ошибаюсь

1
  • Ответить
аватар пользователя: русский
русский23 марта 2013 в 12:56

Пока таких , как "кузьма" в России не очень много , в жопе , говоря на его языке , будут иностранцы .А пока наша русская Лада Гранта в России является самой популярной моделью .Так было и так будет ! И не надо тут старье 1980 г упоминать - это отстой . "Кузя" , ну что ты носишься со своими бэушными иномарками как сраный бык по ярмарке !?! Не в падлу ?

-9
  • Ответить
аватар пользователя: d2r
d2r18 апреля 2014 в 18:20

лол, а может наоборот ? коммунизм создал страну, а перевёртыши, ставшие рашкинцами, её растащили по куску...

0
  • Ответить
аватар пользователя: d2r
d2r18 апреля 2014 в 18:33

Да уж - столько говна понатаскали с евро- и японских свалок в 90-е...

0
  • Ответить
аватар пользователя: kuzma56
kuzma5623 марта 2013 в 13:40

ты чё? дурак? где я ношусь? аргументы? я тебе про сравнение комплектаций твоей гранты и 15-ти летних иномарок говорю. для тебя абс и мультимудия это пик? это ты сраный и общаться с тобой далее в падлу. в натуре бесишь. иностранцы в жопе? оглянись дятел. ты действительно недалёкий человек тупой пиарщик гранты. именно гранты,а не ВАЗа. у меня ваз (приора). но он мля дорогой для своей комплектации и качества. но и дешевле и лучше нет. да фули я тебе объясняю ограниченному?

9
  • Ответить
аватар пользователя: first555
first55523 марта 2013 в 15:29

Русский, я, лично, ни разу не ставил "минус" ни одному твоему сообщению. Мне даже в чем-то нравится твоя упертость. Но сейчас ты пишешь полную чушь! Разве не понятно что, например, проект С был реально интересным и конкурентоспособным?? Это реально мог быть прорыв для АвтоВАЗа. Но блядский "менеджмент" и ублюдское руководство нашей великой родины, к огромному сожалению, угробили отечественный автопром. А Гранта - это всего лишь средний бюджетный автомобильчик, если уж посмотреть правде в глаза. Взгляни хотя бы на последние две фотографии из статьи и сравни с Грантой - все станет ясно...

7
  • Ответить
аватар пользователя: ladovets
ladovets23 марта 2013 в 16:13

да вот вот. ваще жаль такие авто, типа ока2.. ща уже можно оку-3 запилить, полюбому пользовалась бы успехом, если бы не страшная была..
лада надежда тоже, первое поколение было страшненьким, но кто мешал делать второе поколение... ща бы ларгус нахрен был не нужен... полноприводный минивен был бы свой...

5
  • Ответить
аватар пользователя: Komissar
Komissar24 марта 2013 в 03:39

А русский иногда может дерзить, зная наперёд, что больше никому не ответит:)

3
  • Ответить
аватар пользователя: srost
srost25 марта 2013 в 15:55

Нет, Шмелёв. Номер 600.

2
  • Ответить
аватар пользователя: Gramm
Gramm23 марта 2013 в 16:28

Поддерживаю. Запарил этот "патриот". К слову: был тут недавно с напарником на восточном кольце... словно вернулся на 20-ть лет назад... все тоже самое... сервис... работники все супер крутые... не подъедешь... как на быдло смотрят... а мы машину по гарантии сдавали... через три суда и год мотаний на экспертизы... напарник теперь взял корейца. и сказал - "не хочу больше "жигули"... ВАЗ как был Жигулями так и остался. Время прошло, когда можно было над автолюбителем издеваться и измываться. Теперь автолюбитель голосует рублем. И, явно, не в пользу вазепа. Я сам владелец 21102, и меня машина устраивает, пока у меня есть ипотека. И не надо тут про доходы базарить (как было ранее - типа, не ВАЗ дорогой, просто кто-то херово зарабатывает). РУССКИЙ - кайфуешь от ВАЗа - кайфуй молча и не гони на форумчан!!! У всех есть свое мнение и видение своего авто. Уважай других и тебя будут уважать. Пиши про свою гранту спорт, агитируй, описывай поломки в первые месяцы владения и уровень сервиса... Да

7
  • Ответить
аватар пользователя: srost
srost25 марта 2013 в 15:52

Ребят, вы тут все такие специалисты. Вы хоть представляете какие инвестиции нужны на новый автомобиль, тем более на автомобиль на новой платформе? Совершенно не понятно что бы было с проектом С, запустись он тогда перед кризисом. Риски были огромные, и слава богу ума хватило правильно их оценить и не запускаться. Путь был выбран правильный, на мой взгляд. Закрепиться в В-классе, модернизировать производство, перейти на новые процедуры, оптимизировать внутренние процессы.
А проект С в ближайших планах завода есть, если вы не знает.

-4
  • Ответить
аватар пользователя: wolfen
wolfen9 апреля 2013 в 09:23

Изначально на ней Комаров катался, видать подарил Шмелеву). И, кстати, она не единственная)

0
  • Ответить
аватар пользователя: Enterprise
Enterprise14 апреля 2013 в 07:11

Ну-ну... Артяков - вот самый огромный риск АвтоВАЗа и всей губернии который был. )))

1
  • Ответить
Прикрепить картинку