Chevrolet Niva. В погоне за северным солнцем

СтатьяChevrolet Niva. В погоне за северным солнцем

В начале октября наши соотечественники летят кто куда. Одни – в Москву по делам. Другие – проведать тёщу в Пермь. Третьи – продлить лето в Анталию. А Carobka.ru с командой журналистов со всей России отправилась утюжить Приполярный Урал на Chevrolet Niva, чтобы установить в национальном парке Юдыг-Ва… солнечную батарею.

В этот раз пиар-отдел GM-AVTOVAZ придумал нечто действительно уникальное в плане маршрута. Но забраться на «Нивах» в центр глухой тундры с такой целью – честно говоря, поначалу она вызывала большие сомнения. Зачем солнечная батарея там, где солнца не очень много? Однако сомнения рассеялись, как тучи в небе. И приполярное солнце оказалось не таким уж скупым, как казалось в первый день после прилёта. А солнечная батарея поможет обслуживающему персоналу национального парка ощутимо экономить дизтопливо в генераторах, которые здесь – единственный источник тепла и света.

Эта экспедиция проходила с 1 по 4 октября 2012 года. И получилась действительно большим приключением. Нам очень хочется, чтобы вы поняли, как это было круто. Давайте представим, что вы проделали этот путь вместе с нами…

Вы начинаете свой путь с родины Chevrolet Niva, из Тольятти. Перелёт в Москву, быстрая встреча с коллегами и ещё один перелёт – дальше, на север, в  Усинск, маленький шахтёрский город, живущий где-то между провинциальной советской задумчивостью и стройным порядком улиц, свежезакатанных нефтяниками в асфальт. Ужин, ночёвка в великолепной гостинице «Полярная звезда» и переброска на вертолёте в Инту, суровое место в считаных десятках километров от Полярного круга, в котором вполне могли сниматься фильмы «Груз 200» или «Бумер». Но вы собрались тут снимать совсем другое кино. Прямо за забором аэропорта вас ждёт 6 автомобилей Шевроле Нива.

Итак, 400 километров полного бездорожья,  12 журналистов и 6 российских «проходимцев». Четыре из шести машин совершенно стандартные (у вас именно такая), а две – специально подготовленные:  одна в спецкомплектации Limited Edition, а вторая – жестко заточенный под офф-роуд «Monolit».  Обе эти машины имеют шноркели, а  «Монолит» к тому же - лифтованную подвеску, агрессивные покрышки и багажник с «люстрой» на крыше.

Бездорожье даёт о себе знать ещё до выезда из Инты, потому что большинство улиц здесь и есть бездорожье. Вскоре дорога и вовсе переходит в такую «грунтовку», что иной раз приходиться воспользоваться «понижайкой» - огромные глубокие промоины в укатанном грузовиками земляном покрытии. Пройдя без особых проблем порядка 70 километров, иногда останавливаясь для фотосъемки, вы оказываетесь на берегу реки Кожим, где ждёт вкусный обед и… первый серьёзный брод.

- Вы в машине один, машина лёгкая,  вас может немного понести течением, но вы не волнуйтесь, - говорит инструктор. - И вы не волнуйтесь, я только что пообедал, - пытаетесь вы шутить в ответ. Он почему-то не смеётся, а только говорит, заметив у вас в руке камеру:
- И ради Бога, не снимайте ничего. Просто поезжайте.

Вода в Кожиме настолько прозрачная, что её дно видно вверх и вниз по течению далеко-далеко, до горизонта. Вы вспоминаете, что название национального парка «Юдыг-Ва» на языке коми означает «чистая вода». Течение сильное, и машину действительно сносит. У неё всплывает корма, но передние колёса всё-таки цепляют каменистое дно, и «Нива», рыча двигателем, подвывая трансмиссией, разбрасывая воду колёсами и и булькая выхлопом, гребёт в сторону берега. В ближайшие пару суток ей предстоит откалывать такие номера регулярно.

На добрые полторы сотни километров вокруг посёлка Желанный нет ни души. Он затерян в сердце национального парка Юдыг-Ва, в глухой тундре. Название своё он получил в связи с тем, что в 30-годы страна очень желала найти месторождение кварца – радиопромышленность остро нуждалась в нём, потому что кварц применяется при изготовлении транзисторов. Если почитать мемуары лётчиков довоенных лет, все они, как один, жалуются на плохую работу радио. В 1936 году кварцевую жилу нашли здесь, в результате чего здесь появилась кварцевая, а позже и хрустальная штольни, и вырос этот посёлок… Вкусно позавтракав и загрузившись в помытые, заправленные и прогретые автомобили, вы выдвигаетесь дальше, в сторону «внедорожного участка» - странно звучащее здесь словосочетание -  чтобы, преодолев его, взглянуть на самую высокую вершину Урала, гору На́рода (ударение - на первый слог).

Формальный часовой пояс здесь московский, хотя должен быть, по идее, на пару часов в плюс. А сам световой день – очень короткий, ночь падает просто мгновенно. Выйти в быстро густеющих сумерках на улицу – значит, возможно, обречь себя на свидание с медведем-шатуном и наверняка – на быстрое замерзание. Температура в -2C здесь переносится довольно тяжело – из-за влажности, поднимающейся от болот, которые, по сути, и составляют здешнюю почву.

Уже в кромешной темноте пройдя последние десятки километров разбитой грунтовки и одолев последние броды, вы добираетесь до посёлка Желанный, где вас ждёт тёплый дом с сауной, щедрый ужин и комфортный ночлег. За ужином организаторы пробега сообщают вам, что сегодняшняя дорога – это цветочки по сравнению с тем, что ждёт вас завтра. А хозяева желают хорошо отдохнуть и рекомендуют не выходить без особой надобности на улицу - медведи по ночам приходят к людским жилищам.

Люди в экспедиции, как и люди вообще, делятся на две группы – те, кто «Ниву» знает очень хорошо и те, кто на «Ниве» вообще ни разу не ездил. Если говорить о вторых, то наблюдать за ними – чистый кайф. Эти, как правило, современные жители мегаполисов, ментально приученные к кроссоверам, просто не могут взять в толк, как такая недорогая и вообще не «навороченная» машина может ездить ТАК. Скажем, нестись по пашне или каменистому плато на скорости 80 км/ч без ущерба для себя или седока. Или проезжать по гигантским валунам или разломам горной породы, ни разу не застряв. Первые же – люди другой породы. Они изучили «Ниву» вдоль и поперёк и прекрасно понимают, что её беспрецедентные возможности очень часто делают её просто незаменимым орудием в руках человека. Но столь же отчётливо эти люди видят (и терпят!) недостатки этого автомобиля, которые не удалось искоренить долгими годами модернизации.

Вот и сейчас - броды и агрессивный скальный грунт даются «Нивам» без проблем. Они уверенно вползают в вертикальные каменистые стенки и пересекают ручьи, глубиной иногда по грудь. Но вот незадача: традиционные нивовские болячки, плохое включение задней передачи, «понижайки» и дифференциала, сильно усложняют жизнь. Классическая ситуация – не включился дифференциал, ты решил проскочить без него, не проскочил, встал. Подобные проблемы на «Ниве» частично или полностью уходят после обкатки, но наши машины ещё слишком новые, не прошли и полутора тысяч километров.

Всё это известно и участникам, и организаторам настолько, что об этом даже не говорят. Всё предельно очевидно. Силами GM-AVTOVAZ эти проблемы решить невозможно, хотя последние годы здесь очень старательно работают над качеством, освежают внешность и успешно снижают шумы и вибрации. Но главную ставку сейчас джиэмовцы, очевидно, делают не на повышение качества существующего продукта, а на разработку нового поколения «Нивы», которое, хочется верить, эти дурные черты характера не унаследует.

Внедорожный арсенал тем необходимее, чем ниже вы спускаетесь по ландшафту, и вскоре камни сменяются жидкой болотной грязью, скрытой под тонким слоем припорошенной снегом травы. Следом за вами по пятам следует трёхосный «Урал» техподдержки, но вам удаётся пока справляться без него: участники пробега вытаскивают засевшие в болото автомобили собственными силами, цепляя к «утонувшим» собратьям трос и вытягивая их с помощью сзади идущего автомобиля. Передний бампер на вашей машине был испытан на прочность ещё накануне, а сегодня пришло время ещё для нескольких бамперов, передних и задних, ведь на стандартных машинах нет таких эффектных (и, как оказалось, эффективных), защитных пластин на бамперах, как у версии «Monolit». Но очень кстати оказывается мощная защита основных агрегатов, которой оснащается стандартная «Нива», по кузову то и дело разносится скрежет от скребущих по днищу камней.

Вскоре показывается Народа – величественная скала, занесённая снегом. Её высота 1895 метров, и это действительно самая высокая гора на всём Урале. Название её - местное, дано коренными жителями коми по названию протекающей у подножья реки, но советская исследовательская экспедиция, попав сюда в 1927 году, дала вершине название Народная (о вариантах ударения в русском названии спорят до сих пор, встречаются оба, но правильным считается всё же ударение на первый слог, На́родная) – по созвучию. Эта внушительная глыба с множеством внутренних озёр закрывает выход из ущелья, в котором вы находитесь, и является естественной границей между Европой и Азией. «Нивы», взвывая на пониженной передаче, штурмуют последний холм, ярко озарённый низким северным солнцем. Здесь вы подкрепляетесь растущей прямо под ногами голубикой и фотографируетесь с флагами экспедиции на фоне машин.

Теперь в обратный путь, плутая по руслам горных ручьёв, заболоченным колеям и каменистым кручам, обратно в Желанный, где уже готов обед. Наскоро пообедав и обсудив перипетии прошедшего утра, вы отправляетесь  в штольню, где добывают кварц – «Нивы» ползут по дороге, ведущей в горы и посыпанной этим самым кварцем. Наверное, процессия из шести машин с вершины горы выглядит как вереница едва приметных муравьёв на склоне огромного муравейника. Проводник советует надеть резиновые сапоги и максимально тёплую одежду, и это не оказывается лишним – в рукотворной пещере очень холодно и влажно, под ногами мокрый лёд, а со стен и потолка свешиваются огромные наросты ажурного льда. Подсвеченные фонарями на ваших касках, они выглядят таинственно и очень красиво.

Теперь вы знаете, как получается кварц: магма, быстро поднимаясь по узким вертикальным щелям из недр земли и врываясь в резко расширяющиеся полости, моментально вскипает и затем медленно кристаллизуется. Где-то там, в глубине этой штольни, идёт добыча этого ценного минерала… Но холод уже гонит вас обратно, на поверхность, в тёплые машины, которые унесут вас на ночёвку.

Следующим утром машины вновь заправлены «под пробку» и начисто вымыты, хотя вчера им досталось и грязевых ванн, и каменной шрапнели. Вы отправляетесь на стоянку оленеводов. Дорога проходит по величественному пейзажу – покрытые кристаллами льда кустарники и низкорослые деревца, насквозь просвеченные красноватым утренним солнцем, создают поистине фантастическую картину. По дороге вам встречаются дикие олени, они долго бегут перед головной машиной, не догадываясь свернуть с дороги.

Вскоре вы прибываете на поляну, посреди которой высится чум. В нём живёт семья, муж с женой, их родители и трое детей: от грудного возраста до семи лет. Родной язык коми, но русский – как второй родной. На поляне пасутся привязанные к деревцам олени и стоят сани, в которых, как в холодильниках, хранятся укутанные в шкуры продукты.

Интерьер чума прост, но продуман до мелочей, ни одной лишней вещи и всё на своих местах. Посредине – большая печь, способная согреть и зимой, когда морозы переваливают за -50. Рукомойник, посуда и устланные оленьими шкурами лежанки вдоль стен. На деревянные опоры чума привязаны тряпичные ленточки – чтобы вода во время дождя, попадающая внутрь через небольшое отверстие в вершине, стекала по ним и не попадала на лежанки. Несмотря на кажущуюся простоту и даже примитивность, всё здесь выверено многолетней практикой эксплуатации, взвешено до грамма и измерено до градуса. Вам в голову приходит мысль, что это странным образом перекликается с конструкцией «Нивы», где всё сбалансировано почти столь же удачно.

Но коллеги уже подгоняют вас, напомнив, что через несколько часов в Инту за вами прилетит вертолёт. Остаётся совсем немного времени, чтобы выполнить основную свою миссию – установить солнечную батарею, которая даст электричество в домике обслуживающего персонала национального парка Юдыг-Ва. Сделав последнюю серию фото, вы прыгаете по машинам и мчитесь к броду через реку Кожим. Именно здесь, «на берегу этой тихой реки», перебравшись на другой берег, вы собираете солнечную электростанцию. Каждому экипажу выпадает своя работа – поставить батареи, соединить их между собой, подключить к коммутатору… ваш экипаж подключает аккумуляторы, которые будут запасать энергию, поставляемую солнечными батареями.

Такая солнечная электростанция, как вы видите на фотографиях, относится к классу бытовых, её можно свободно приобрести. Производство – Россия. Цена без доставки составит около 200 тыс. рублей. В летнее время при солнечной погоде её хватит, чтобы полностью обеспечивать небольшой дом электричеством – давать свет, кипятить чайник. Максимальная выходная мощность её невысока – всего 2 КВт, но если солнце затянут тучи, то накопленной в четырёх аккумуляторах энергии хватит на сутки или даже двое, прежде чем потребуется включить дизель-генератор. Кроме того, дизель-генератор можно напрямую подключить к аккумуляторам и полностью зарядить их за 10 часов – то есть, теперь нет необходимости в постоянной работе трескучего дизеля. Очевидцы говорят, что подобная электростанция в условиях использования на даче полностью окупается за год – за электричество остаётся платить сущие копейки.

Совсем скоро и GM-AVTOVAZ перезарядит свои батарейки, выпустив второе, полностью новое поколение своего внедорожника. Будем надеется, что на нём можно будет столь же непринуждённо пролазить там, где пролезть могут только олени и «Урал». Задняя передача, понижающий ряд, и блокировка дифференциала будут включаться с первого раза. А мотор позволит наслаждаться скоростью и быстрым подхватом там, где они уместны и возможны. Впрочем, если действительно нужно, и нынешняя «Нива» способна ехать быстро. После установки батареи и обеда вы рассаживаетесь по машинам и трогаетесь в обратный путь, в Инту.

Организаторы сообщают из головной машины по рации: если вы не успеваете на вертолёт, он улетит в Усинск без нас. Ночевать негде. Времени на дорогу, которая заняла у вас по пути «туда» пять с половиной часов, остаётся всего четыре часа. Поэтому по той самой, размытой талой водой и разъезженной «КРАЗами» грунтовке, по которой вы крались трое суток назад, теперь вынуждены лететь, вздымая фонтаны грязи и давая подвескам «Нивы» отработать на полный ход. На вертолётной площадке вы оказываетесь вовремя, даже с запасом.

Согласитесь, это здорово, когда у вас есть возможность съездить на край земли, взглянуть на царящую там красоту, подышать тамошним воздухом, да ещё и помочь людям, которые там живут, сделав их быт и работу чуть проще, а чистый воздух этих мест – оставить чистым. И самое, пожалуй, показательное во всей этой истории то, что она была бы невозможна – или, по крайней мере, очень сложно реализуема – без этого настоящего, а в чем-то даже гениального автомобиля – Chevrolet Niva. Этот русский внедорожник - реальная гордость СП GM-AVTOVAZ и, конечно, АВТОВАЗа, на котором он некогда появился. Спасибо этому автомобилю, а так же тем, кто его создал и продолжает создавать каждый день.

Фото: автора

Друзья, спасибо за репост

Комментарии

аватар пользователя: Norris
Norris8 октября 2012 в 12:33

Обосраться!!! Вот это материал! На одном дыхании читается, как приключенческий роман Стивенсона, только вместо пиратов и пиастр - тундра и коренные жители Севера. Завидую...

2
  • Ответить
аватар пользователя: Логинова Наталья
Логинова Наталья9 октября 2012 в 03:40

пришлось даже срочно вспомнить свой пароль на "каробке" - так захотелось сказать спасибо. несмотря на то, что у Иннокентия бывали материалы и лучше, но этот как-то особенно читается. чувствуется, как много он еще хотел бы рассказать, как волновался. и это так круто!
меня лично, как городскую обывательницу на крошечной машинке, прямо-таки распирает гордость за наших) спасибо!

2
  • Ответить
аватар пользователя: Мария Попова
Мария Попова9 октября 2012 в 06:01

"...Усинск, маленький шахтёрский город, живущий где-то между провинциальной советской задумчивостью и стройным порядком улиц, свежезакатанных нефтяниками в асфальт." - здорово сказано! ) Классная статья! и классная машина.

1
  • Ответить
аватар пользователя: murzl
murzl9 октября 2012 в 08:42

Страшнее нивы зверя нет. Иннокентий - тольяттинский Афанасьев))))

1
  • Ответить
аватар пользователя: Ansherer
Ansherer9 октября 2012 в 10:58

Отлично! Как же приятно было почитать! :)

1
  • Ответить
аватар пользователя: ladovets
ladovets8 октября 2012 в 16:29

какой прекрасный эпитет вы подобрали)
обосраться) по другому и не скажешь :D

1
  • Ответить
Прикрепить картинку