NCAP или безопасность, о которой вы не знали!

Покупателям новых автомобилей необходимо должным образом учитывать уровень безопасности, надежности и качество приобретаемых ими транспортных средств. Мало кто знает, что рейтинги безопасности автомобиля (NCAP), на которые сейчас ссылаются многие автомобильные эксперты, и которые автомобильные компании используют в своей рекламе, появились лишь в начале 90-х годов. До этого момента безопасность автомобилей была лишь на совести производителя, т.к. госрегулирование особо на это не влияет, пример - берем LADA Priora 2007 г.в. и любой автомобиль европейского бренда того же года, разница в уровне безопасности будет колоссальна, хотя оба автомобиля полностью соответствовали всем государственным стандартам производства автотранспортных средств. Конечно, и цена на автомобиль будет заметно отличаться, но о каких деньгах идет речь, когда на кону стоит безопасность водителя.К примеру, в Великобритании правительство предъявляет очень высокие требования к продаваемым на территории страны автомобилям. С начала 2000-х годов, в стране на законодательном уровне запрещена продажа автомобилей не оборудованных подушками безопасности и рядом других опций. Как говорили в то время в правительстве об этих мерах - «Мы слишком много тратим средств чтобы вырастить гражданина (медицинское обслуживание, образование и т.д.), для того чтобы он просто погиб в автокатастрофе». На мой взгляд, очень цинично и чопорно - как раз в духе старой доброй Англии.При выборе безопасного транспортного средства, в первую очередь следует изучить опции активной и пассивной безопасности автомобиля, благо сейчас в интернете множество обзоров, статей и информации на сайте производителя. Далее следует обратить внимание на проводимые краш-тесты, при которых автомобиль испытывается на безопасность в условиях приближенных к условиям реального ДТП. Такие тесты проводятся по программе оценки новых автомобилей (NCAP - New Car Assessment Program), к этой аббревиатуре добавляется слово или первая буква страны организовавший свою программу проверки безопасности автомобиля.Отметим, что на сегодняшний день в мире существует несколько независимых организаций и признанных программ оценки рейтинга безопасности автомобилей - ANCAP, Latin NCAP, Euro NCAP, IIHS, NHTSA, C-NCAP, JNCAP, KNCAP, ASEAN NCAP и Global NCAP, во многих из этих программ тесты предъявляемые к новым автомобилям схожи, но у каждой есть те или иные отличия. Первой независимой организацией взявшийся за программу проведения краш-тестов новых автомобилей стал комитет ANCAP учрежденный в 1993 году, что интересно, этот комитет создан правительством Австралии и Новой Зеландии (странно, что Европа или США не стали здесь первыми). Именно ANCAP стал пионером жестких испытаний безопасности автомобилей на краш-тестах, которые давали прозрачную информацию для авто владельцев о возможностях защиты транспортного средства в наиболее распространенных авариях.Тесты, входящие в программу ANCAP:фронтальный удар на 64 км/ч с перекрытием 40%;боковой удар;боковой удар о столб;стендовые испытания кресел (имитация удара сзади);тест на безопасность пешеходов.Второй организацией был Страховой институт дорожной безопасности Америки (IIHS), основанный еще в далеком в 1959 году (основоположниками стали три страховых компаний США). Но их центр по исследованию автомобильной безопасности был открыт лишь более тридцати лет спустя. С 1995 года они начали практиковать краш-тест с ударом о деформируемый барьер на скорости 64 км/ч с перекрытием 40%, что на два года раньше, чем в Европе. Немного не понятно, почему с 2012-го IIHS проводит краш-тест с перекрытием всего 25%, таким образом, уменьшается требование к автомобилю, но это вопрос полемики, но стоит отметить, что удар о жесткую стену на данный момент является наиболее предъявляемым испытанием в мире.Тесты, входящие в программу IIHS:фронтальный удар на 64 км/ч с перекрытием 25%;фронтальный удар на 64 км/ч с перекрытием 40%;боковой удар;стендовые испытания кресел (имитация удара сзади);тест на прочность крыши при опрокидывании;тест систем автоматического торможения перед автомобилями.Далее в игру вступает Европа, которая просто не могла «пройти мимо» последних тенденций оценки безопасности автомобилей и в декабре 1996 года былучрежден комитет Euro NCAP. Сейчас в его состав входят правительственные организации Великобритании, Франции, Швеции, Нидерландов, Германии и еще 5 общественных организаций, среди которых автоклубы ADAC и ÖAMTC. Результаты своих дебютных испытаний компания смогла предоставить уже через год. Начиная с 2009 года, Euro NCAP практически ежегодно ужесточает методики проведения краш-тестов.Тесты, входящие в программу Euro NCAP: фронтальный удар на 64 км/ч с перекрытием 40%;фронтальный удар на 56 км/ч с перекрытием 100%;боковой удар;боковой удар о столб;стендовые испытания кресел (имитация удара сзади);тест на безопасность пешеходов;тесты систем автоматического торможения перед автомобилями и пешеходами.Затем множество стран начали создавать свои программы, так комитет C-NCAP, созданный по прямому приказу Коммунистической партии Китая в 2006 году. Стандартные тесты C-NCAP на протяжении долгого времени были в числе отстающих, т.к. в них использовали давно устаревшую сертификационную методику европейцев: удар 100% передка о бетонный куб на скорости 50 км/ч и смещенный краш-тест на 56 км/ч. Но уже в 2012 году, благодаря частичному слиянию с Global NCAP, Китай поднял скорость смещенного удара до 64 км/ч и ввел стендовую имитацию удара сзади.Тесты, входящие в программу С-NCAP: фронтальный удар на 64 км/ч с перекрытием 40%;фронтальный удар на 50 км/ч с перекрытием 100%;боковой удар;стендовые испытания кресел (имитация удара сзади).Так же существует и множество других программ в других странах: в Японии - JNCAP, и схожая с ней методика в Кореи - KNCAP а Малайзии и нескольких других азиатских странах ASIAN NCAP, в странах Латинской Америки - Latin NCAP, а также Global NCAP - это мировая общественная организация без привязки в конкретной стране, созданная в 2011 году под эгидой международной автомобильной федерации FIA, призванной объединить усилия всех стран и организаций, занимающихся независимыми краш-тестами. Лидером организации стал сам Макс Мосли, экс-руководитель FIA. Штаб-квартира Global NCAP расположена в Великобритании, а финансовую поддержку организации оказывает Фонд FIA и несколько других организаций.