Электромобили — автомобили будущего?

СтатьяЭлектромобили — автомобили будущего?

Сегодня удивить кого-то электромобилями достаточно сложно — Теслы и Эллады на слуху у россиян уже достаточное время. Этот тренд был зачат намного раньше, чем появился двигатель внутреннего сгорания — первая тележка с электромотором двигалась уже в 1841 году. Однако на дворе уже 2015-й, а электрокары до сих пор в меньшинстве. Как так вышло? Что ожидает отрасль? На эти и другие вопросы постараюсь ответить в этой статье.

 

Начало пути

История ранних электромобилей не блещет какими-то особыми событиями. Первое техническое средство, движущееся на основе электричества, как уже говорилось выше, появилось в 1841 году. На первом электромобиле без подзарядки можно было проехать 64 километра, а суммарная мощность составляла 4 лошадиные силы. Электромобиль двигался в 9 режимах и на пике достигал скорости 37,4 км/час.

Скоростью первенец не блистал, но сам факт появления транспортных средств подобного типа будоражил общественность — никаких тебе побочных выхлопов и сильно нагревающихся элементов (как на угольных и паровых вариантах). Спустя полвека был разработан La Jamais Contente, который в 1899 году установил рекорд скорости на суше — первым в мире преодолел рубеж в 100 км/час и достиг скорости 105,882 км/час (по некоторым источникам, 105,264). Это был ошеломительный результат не только для электромобиля, но и для автомобильной промышленности в целом. Немного позже Уолтер Бейкер смог разогнаться на электромобиле до 130 км/час, а разработка компании «Борланд Электрик» преодолела 167 км на одной зарядке, проехав от Чикаго до Милуоки. Средняя скорость путешествия составила 55 км/ч.

В этот же год появился и первый русский электромобиль, кабина которого была рассчитана на 2 человека. Изобретателем был Ипполит Романов, которому удалось снизить вес транспортного средства до 720 кг (прямой конкурент, любимец французской публики — электромобиль «Жанто» весил 1 440 кг) за счёт аккумуляторов, которые были легче аналогов. Скорость на пике составляла 35 км/час при запасе хода немногим больше, чем 1 км. Конечно, представить соперничество на таком электромобиле с транспортными средствами компании «Борланд Электрик» сложно. Но сам факт, что умелец из России совершил подобный скачок, греет русскую душу.

Столь быстрый скачок технологий вызвал бурю эмоций, и уже в ХХ веке люди с нетерпением ожидали на дорогах массового появления электромобилей. Уже в 1910-х в такси осуществляли перевозки при помощи около 70 000 электромобилей.

На фоне больших ожиданий начали появляться заметки в СМИ и печатных изданиях. Одним из первых было описание электрического транспорта в энциклопедии Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А.:

«Самым многообещающим типом автомобиля в будущем можно считать электрический, но пока он ещё недостаточно усовершенствован. Электрические двигатели не дают ни шума, ни копоти, они, бесспорно, удобнее и совершеннее всех других, но автомобиль должен вести свой источник энергии: аккумуляторную батарею, которая пока ещё слишком тяжела и непрочна». 

Там же отмечали ключевые недостатки имевшихся электромобилей — невозможность иметь запас энергии на продолжительное путешествие, сложности с заправкой. Спустя 100 лет мы видим, что эти проблемы не решены в полной мере до сих пор... 

 

Электромобили. Полвека спустя

Интерес публики, как и количество новых решений, значительно увеличился в 70-х годах ХХ века. Вовлеченность в тему электромобилей возросла, как только произошел резкий рост стоимости топлива из-за повсеместных энергетических кризисов. В то же время к общественности пришло понимание экологических проблем автотранспорта. Запала развития электроавтопрома хватило лишь до 1982-го — тогда спрос на нефтепродукты снизился и цены пришли в норму.

Спустя 16 лет дело сошло с мёртвой точки — Калифорния была признана одним из самых загазованных регионов США, и руководство приняло революционное решение — в 1998 году 2% продаваемых автомобилей не должны производить выхлопов вообще, а к 2003 году их количество должно было вырасти до 10%.

Пионером исполнения экоавтомобиля мечты стала компания General Motors, наладив выпуск легендарного EV1 уже в 1996 году (подробнее можно почитать тут). Цены на EV1 были значительными, потому позволить себе «зелёный» автомобиль могла только богема Голливуда. Всего с 1997 года было продано чуть менее 6 000 автомобилей на электрическом движке.

 

Однако век «озеленения» транспорта продолжался недолго — до начала 2000-х. Тогда уровень нулевой эмиссии был поднят до минимальной планки, и все электромобили, выпущенные в 2002 году, были изъяты и уничтожены якобы по причине «окончания срока службы аккумуляторов». На самом деле GM демонстрировала отсутствие спроса на электромобили, после чего было принято решение отозвать каждый EV1 и уничтожить (заговор?).

Бывшие водители EV1 собрали почти 2 миллиона долларов, чтобы вернуть EV1 в производство и продажу. Активные «электромобилелюбители» ежедневно дежурили у оставшихся EV1, но GM разгонял митинги при помощи полиции, а транспортные средства увозил на утилизацию. Лишь единицы моделей EV1, которые были произведены менее 20 лет назад (!), остались в музеях и университетах — во время уничтожения их намеренно портили и «ломали», чтобы не отдавать на утилизацию.

 

Глобальный заговор против электромобилей?


Да, это заговор, который продолжается и по сегодняшний день — нефтяная сфера рискует в одночасье потерять миллиарды долларов. 

«Через какие-то 6 месяцев после массового запуска EV1 крупные автомобильные и нефтяные компании просто бы обанкротились!» — отмечает в интервью Валли Риппел.

Дейв Бартмусс (один из ведущих менеджеров проекта EV1) выражал обратную точку зрения — дороговизна электромобиля и дальность поездки до 100 миль мешали поступить EV1 в массовое обращение. Кто прав в этой ситуации — решать вам, уважаемый читатель. Более подробно эта история рассказана в документальном фильме «Кто убил электромобиль?» (2006).

GM (скорее всего, под давлением правительства) в 2006 году ответила в своём блоге (который ныне недоступен, его можно найти лишь в веб-архиве по ссылке).

«К сожалению, ввиду отсутствия должного финансирования от энтузиастов (прим. автора — и это заявление после предложения 2 000 000 $ за возвращение EV!) и исключительно малого количества водителей EV1 было решено, что EV1 далёк от значимого коммерческого успеха».

Эта запись собрала 192 комментария, что значительно для 2006 года. Однако компания изменила вектор развития на авто, работающее на основе водорода.

В фильме делается вывод: GM с самого начала работала так, чтобы снизить интерес к электромобилю до минимума. Представители компании перезванивали всем потенциальным покупателям, оставившим заявки, и рассказывали об «обратной стороне медали» электромобилей, правдами и неправдами отговаривали от покупки или вовсе требовали возвращения арендуемого электромобиля. Многочисленные интервью, раскрываемые в картине, рассказывают, что если бы открытие массового производства состоялось, то проблемы были бы решены достаточно быстро.

Напоследок предлагаю оценить следующие факты, рассказанные Карлом Брауэром (владелец и главный редактор популярного сайта по продаже автомобилей — Edmunds.com):

«В первой группе пользователей EV1 было более 5 000 человек, но GM намеренно отговаривала каждого из них — менеджеры звонили и объясняли, что электромобиль обойдется им в $ 299 в месяц, что EV1 способен пройти не более 80 миль (~ 129 км) на одном заряде аккумуляторной батареи и что их детище требует от трёх четвертей часа до 15 часов для заряда на 100%». 

Неудивительно, что после подобных фактов количество людей, желающих арендовать EV1, снижалось колоссально. Подытожив сказанное, хотелось бы заметить, что средний американец проезжает 29 миль (~ 47 км) в день. Конечно, поездка за город могла бы стать проблемой. Но нуждаемся ли мы в них настолько, чтобы отказаться от электромобилей?

 

После миллениума

Угадайте, почему тема электромобилей вновь набирает обороты? Конечно, цены на нефть растут! Общественность каждый раз начинает активно искать волшебную таблетку, как только встает вопрос об ожидаемом дефиците. Старые исследования начинают пересматриваться, а правительства всех стран и автопроизводители вдруг решают вложить кучи денег в очередные разработки. И это, пускай и не всегда (чаще гениальные решения возникают всё же в гаражах), но даёт свои плоды.

В 2010 году Daihatsu Mira EV, японский электрокар, совершил подвиг, проделав путешествие длиной в 1003,184 км на одном заряде!

Несколькими месяцами позже Venturi Jamais Contente, оснащенный современными литий-ионными аккумуляторами, устанавливает рекорд скорости — 495 км/час на протяжении целого километра! При этом максимальная зафиксированная скорость составила 515 км/час.

После этого побед было немало — в 2010 году lekker Mobil, сделанный из Audi A2, успешно добрался из Мюнхена в Берлин (600 км) в условиях реального движения (они ехали даже со включенным обогревом!), сохранив при этом 18% начального заряда. В том же году Nissan Leaf был награжден званием «Европейский автомобиль года». Чуть позже, в октябре 2011 года, Mitsubishi i-MiEV начал продаваться в России. За первый квартал продажи составили более 50 штук! Следующие два ярких события: очередные рекорды скорости — 300 км/час и 330 км/час, зарегистрированные в июне 2013 года электрокарами ZEOD RC от японской компании Nissan и B12/69EV от британской компании Drayson Racing Technologies.

Многие автопроизводители начали выпускать электромобили — в 2012 году был запущен российский проект EL Lada. «Элладу» даже начали использовать в качестве легкового такси в г. Кисловодск! А в Москве в 2007 году началась эксплуатация 8 малотоннажных грузовиков и 2 автобусов.

 

Окей, Google, как будут развиваться электромобили?

Электромобилям давно пора выходить из тени и становиться более доступными как в плане цен, так и в плане возможности их купить. Сегодня есть немало популярных представителей — многочисленные уникальные, собираемые вручную, Tesla, BMW i3, Chevrolet Spark EV, Nissan Leaf, Mitsubishi i-MiEV (Peugeot iOn, он же Citroen C-Zero). Однако купить подобное авто в России по-прежнему сложно.

Ещё больше вопросов возникает насчёт их зарядки и обслуживания — мы просто не готовы к массовому наплыву электромобилей. Но хотелось бы повторить слова, упомянутые в фильме «Кто убил электромобиль?», — если бы массовое производство началось, решение проблем было бы найдено быстро.

Очевидно, что следующим шагом развития автомобилей (на примере летающих средств) являются беспилотные аппараты. Self-driving, автомобиль от Google, жители Запада видят довольно часто — обкатку проходит система компьютерного управления машины.

Это не первый проект на подобную тему, однако, осознавая, что разработкой занимается такой гигант, как «Гугл», хочется верить, что совсем скоро мы откроем новую эру — эру беспилотных автомобилей или электромобилей.

Они смогут принести в нашу жизнь более дешевый и безопасный способ транспортировки. На поездку не будут тратиться человеко-часы, а значит, можно будет доехать в любую точку, не теряя времени на вождение.

Подробный обзор этих и других беспилотных транспортных средств мы сделаем совсем скоро — ожидайте. А пока хотелось бы сказать, что подобная революция не произойдет завтра или через несколько лет. Нет. Скорее всего, это случится не раньше, чем в следующее десятилетие. Автопром довольно инертен, и пока не разрешены некоторые вопросы. Однако как только это случится, мы с вами попадём в истинную революцию!


Электромобили = Экомобили?


Сегодня со всех сторон ко всем продуктам производители и маркетологи пытаются подставить «эко». Век экопродуктов, экобиотоплива и экогородов в самом разгаре. Не обошла эта участь и электромобили. Да, им не нужны нефтепродукты для движения. Да, электричество добывать в целом безопаснее и менее вредно для природы, чем сжигать бензин или дизель. 

Однако электричество необходимо где-то аккумулировать в достаточных объёмах. Производство аккумуляторов — не самый экологичный процесс. Да и состав аккумуляторов далеко не «эко». В большинстве гибридных автомобилей производители закладывают аккумуляторы в нижнюю часть кузова — под пол, чтобы они занимали как можно меньше полезного места. Однако при любой аварии, если аккумулятор будет задет, автомобиль из категории «эко» резко перейдет в разряд небезопасного для экологии. Кроме того, аккумулирующие элементы имеют свой жизненный цикл. И пока что он не столь велик, как хотелось бы.

Но аккумуляторы не единственная проблема. Гораздо больший вопрос встаёт после уточнения способа добычи электроэнергии: 66% электричества в России, по данным на 1 января 2015 года, производится на ТЭС. И производятся эти миллиарды киловатт-часов путём сжигания других топливных ресурсов. Следом идут ГЭС и АЭС — примерно по 15%, а вслед за ними и альтернативные источники энергии — ветряки, солнечные батареи и прочее.

Ни ГЭС, ни АЭС, ни ТЭС, ни даже солнечные батареи (какими бы они «зелёными» ни казались) не представляют собой действительно экологичного способа получения электричества. В каждом из них есть своя ложка дёгтя. Казалось бы, как может экологии помешать ГЭС (если с АЭС и ТЭС всё примерно ясно)? Дело в том, что любое внедрение в природу человека так или иначе расшатывает баланс. Из-за плотин было затоплено порядка 400 тысяч кв. км самых плодородных земель и ценных лесов, 20% видов пресноводных рыб в мире либо исчезли, либо находятся под угрозой исчезновения, из-за скопления неочищенных стоков создаются условия для размножения болезнетворных организмов, появляются заболевания, ранее не характерные для данной местности. И это не полный список — любой эколог вам скажет ещё не один десяток проблем, связанных с любым получением электричества.

«Троллейбусы и трамваи в большинстве своём не такой уж и экологичный вид транспорта, ведь электроэнергия чаще всего вырабатывается на ТЭС в результате сжигания солярки».

Да, многие ТЭС работают не только на угле, но и на природном газе. Многие, но не все. У каждого способа есть как свои плюсы, так и свои недостатки.

Недостатки есть и у альтернативных источников. Говоря о солнечных батареях, хотелось бы отметить, что в составе фотоэлементов есть немало ядовитых веществ — свинец, кадмий, галлий, мышьяк, а при их производстве токсичных веществ используется гораздо больше. Бесспорно, срок службы у солнечных батарей значителен — 30–50 лет. Но технология их утилизации до сих пор не продумана. 

Таким образом, мы создаем очередную проблему, но уже не себе, а нашим детям и внукам.


Мы обречены?


Скорее нет, чем да. И если уж смотреть более глобально, то обреченными будут наши внуки и правнуки, которым не достанется уже привычных нам всем источников энергии. В довесок к недостатку источников им достанется испорченная экология и куча токсичных и радиоактивных остатков нашей с вами жизнедеятельности. 

И если говорить об обреченности, то мы точно обречены на технологический прогресс, удержать который не в силах никто.

«Никакая армия не сравнится с силой идеи, время которой пришло». В. Гюго

Революция обязательно случится, проблемы будут решены, а наши города наполнят красивые автомобили без выхлопных газов — об этом мечтаю я. А как видится вам светлое будущее автопрома?

Друзья, спасибо за репост

Комментарии

аватар пользователя: altruist
altruist24 апреля 2015 в 09:46

Гуглокары всем!
прочитал на одном дыхании! история про GM просто сумасшедшая, даже не знал, что всё так! посмотрю фильм обязательно

4
  • Ответить
аватар пользователя: mama_ne_gor
mama_ne_gor24 апреля 2015 в 09:50

соглашусь, лонгрид толковый

2
  • Ответить
аватар пользователя: Satros
Satros24 апреля 2015 в 10:53

Помимо названного фильма в статье, есть также вторая часть Месть электрокара, тоже посмотрите)

1
  • Ответить
аватар пользователя: torrie
torrie24 апреля 2015 в 11:22

посмотрел, крутой фильмец) спасибо за активные комментарии

1
  • Ответить
аватар пользователя: Satros
Satros24 апреля 2015 в 13:47

Да, мне самому понравились)

2
  • Ответить
аватар пользователя: torrie
torrie24 апреля 2015 в 09:48

гугловский ролик - крутой

2
  • Ответить
аватар пользователя: Солянникова Татьяна
Солянникова Татьяна24 апреля 2015 в 09:56

смотрела недавно обзор теслы - опупительненько ^_^

0
  • Ответить
аватар пользователя: Satros
Satros24 апреля 2015 в 10:51

Вот интересные ссылки про Теслу:
http://auto.onliner.by/2014/04/22/tesla-model-s-5
http://auto.onliner.by/2013/11/21/tesla-15/

0
  • Ответить
аватар пользователя: mama_ne_gor
mama_ne_gor24 апреля 2015 в 09:50

EV1 выглядит очень сочно для своих годов. гады политики, зачем гм нагнули?

2
  • Ответить
аватар пользователя: Satros
Satros24 апреля 2015 в 10:58

Помимо нефтяников электрокары невыгодны и самим автопроизводителям, так как ДВС имеет больше деталей, смазок, масел, с электрокаром проще и прибыли от него меньше.

0
  • Ответить
аватар пользователя: torrie
torrie24 апреля 2015 в 11:22

вот об этом то и не рассказал, верно, спасибо

0
  • Ответить
аватар пользователя: Леонид Фортуна
Леонид Фортуна24 апреля 2015 в 09:53

299 бачинских в месяц за EV1 отдал бы даже по текущему курсу!! Это как тачка в кредит, ток на топливо не надо тратить столько

1
  • Ответить
аватар пользователя: Леонид Фортуна
Леонид Фортуна24 апреля 2015 в 09:54

кстати на топливо сколько уходило бы у электрокара? а то может они в итоге намного выгоднее даже при начальной цене??

1
  • Ответить
аватар пользователя: Satros
Satros24 апреля 2015 в 11:05

Денег бы уходило совсем мало, а динамика ураган:
http://auto.onliner.by/2014/04/22/tesla-model-s-5

0
  • Ответить
аватар пользователя: Солянникова Татьяна
Солянникова Татьяна24 апреля 2015 в 09:55

каробка редакцию набрала?

1
  • Ответить
аватар пользователя: Satros
Satros24 апреля 2015 в 10:56

Спасибо за хорошую статью! Интересуюсь данным направлением, с удовольствием почитал, добавляю в избранное) Кстати, даже если заряжать электромобиль от ТЭС, все равно получается экологичнее, вот хорошая статья на эту тему, где все подробно подсчитано:
http://www.smartgrid.ru/tochka-zreniya/intervyu/moesk-razvenchivaet-mify-ob-elektromobilyah/

0
  • Ответить
аватар пользователя: torrie
torrie24 апреля 2015 в 11:21

спасибо за комментарий! почитаем и дадим новой информации в новых частях

1
  • Ответить
аватар пользователя: Satros
Satros24 апреля 2015 в 11:04

Кстати, по поводу пробитого аккумулятора, Тесла ставит титановый лист на днище)
И еще, электромобили не просто способ передвижения, но и путь к нашей независимости. Заправки по сути будут прямо в домах у людей, как сам Элон Маск говорит, что по сути они создают станции подзарядки, а не зарядки, так как заряжаться полноценно люди дома должны. Кому еще интересно, почитайте книгу Джереми Рифкина Треться промышленная революция.

1
  • Ответить
аватар пользователя: torrie
torrie24 апреля 2015 в 11:23

Титан не всегда поможет, вы же понимаете..

0
  • Ответить
аватар пользователя: Satros
Satros24 апреля 2015 в 13:47

Ну да, конечно, просто порадовала такая радикальная реакция после крупной аварии)

0
  • Ответить
аватар пользователя: Олеся Борисова 8
Олеся Борисова 824 апреля 2015 в 12:37

не особо интересуюсь электромобилями, но почитать было очень интересно) спасибо!

1
  • Ответить
Прикрепить картинку