Анонимус: о том, как получают права в России

СтатьяАнонимус: о том, как получают права в России

Позвольте представить на ваш суд новую рубрику, в которой мы будем рассказывать о таких вещах, ситуациях и проблемах, так или иначе связанных с автомобилями, о которых большинство людей побоятся заявить в открытую. Начнем мы с истории о том, как в Москве проходит обучение в автошколах и последующее получение водительских удостоверений в ГИБДД. Эту историю прислал мне один из подписчиков моего блога, который получил права в 2014 году. Конечно, в ней упоминаются некоторые пункты законодательства, которые немного изменились в конце 2014 года, но в целом эта история не потеряет своей актуальности даже в наступившем 2015-м. Возможно, опыт этого человека пригодится вам или вашим близким, у которых еще нет водительского удостоверения.

 

Вы давно подумываете сдать на права, и вот на досуге вы как-то решаете заглянуть на сайт автошколы, чтобы ознакомиться с расценками. Перед глазами всплывает объявление о том, что в ближайшее время в силу вступит новый закон/поправка о порядке обучения и сдачи экзаменов в ГАИ/ГИБДД. Красными буквами горит призыв скорее брать ноги в руки и бежать в автошколу, чтобы успеть зарегистрироваться в ГИБДД до той самой знаменательной даты. Вы настораживаетесь и начинаете заглядывать на сайты других автошкол, везде видите тот же самый текст и решаетесь — пора! Остается только присмотреть подходящую школу, так как в Нерезиновой их прорва. Выбор падает на автошколу с наибольшим количеством филиалов и выбешивающей контекстной рекламой — кажется, что она скупила половину рекламных баннеров в «Гугле» и «Яндексе». К такой компании доверия все-таки больше, чем к автошколе в соседнем подвале, не имеющей ни сайта, ни, возможно, лицензии.

Ознакомившись со стоимостью обучения, а также сравнив ее с ценами у конкурентов, вы шагаете на первое занятие и оплачиваете теорию и «пакет по регистрации в ГИБДД». Эта подготовка стоит 6 000 рублей, и теория стоит почти столько же, но только сегодня проходит беспрецедентная акция — 50% скидка на теорию. Таким образом, вы выбрасываете всего около 9 000.

Оплата теории происходит на месте, но для оплаты практики необходимо ехать в главный офис. В целом в главный офис приходится ехать в любой ситуации, так как телефоны у них никогда не работают. И там уже выясняется, что цены на сайте, мягко говоря, не соответствуют действительности. К этой сумме надо прибавить еще минимум 10 000. Хитрые вымогатели вывешивают на сайте только минимальные цены. Это занятия, на которые не вы записываетесь, а вас записывают. Вы не выбираете ни инструктора, ни время, ни место. Вам назначают то, что не востребовано. За нормальные условия придется накинуть еще около 20 (!) тысяч сверху. К примеру, максимальный пакет (включающий в себя 28 занятий) для бездельников и лодырей стоит 15 980 рублей,  работягам с ограниченным досугом придется раскошелиться на 35 390 рублей. Это только практика. Различия между максимальным и всеми остальными курсами не только в часах, но и в порядке сдачи внутренних экзаменов на площадке и в городе. Без них вам не выдадут документы об окончании. На «Макси» вы сдаете их своему инструктору — иными словами, не сдаете вообще. Покупая все прочие пакеты, стоящие ниже на иерархической лестнице, вы идете экзаменоваться к другому дядьке, который у учеников поминается недобрым словом. В договоре также мелкими буковками прописано, что в случае неудовлетворительной оценки ученик обязан докупить еще занятие для совершенствования навыков вождения.

Вы вздыхаете и оплачиваете занятия, а затем стоите в очереди, чтобы назначить даты. Однако сюрпризы на этом не заканчиваются, и вам заявляют, что без 4 занятий на тренажере вас к инструктору не допустят. Вы записываетесь на ближайшие уроки на тренажере, которые состоятся через 3 недели, и ждете, попутно вспоминая призыв с сайта, в котором было написано, что в скором будущем обучение будет проходить не 2–3 месяца, а полгода. Что ж, первое занятие только через месяц.

И вот наступает этот знаменательный день. Вы приходите посмотреть, за что же вы отдали столько денег. Вас сажают за парту с прикрученным к ней рулем и рассказывают, простите за тавтологию, как рулить. Полтора часа.

Следующие занятия проходят на настоящем тренажере, но толком никто ничего не объясняет, и вы можете просто развлекаться, передвигаясь по унылым пейзажам с графикой чуть-чуть лучше, чем в Minecraft.

Получив заветные отметки о прохождении занятий, вы направляетесь в учебную часть и назначаете даты занятий с инструктором. Первый урок состоится лишь через месяц…

С инструктором проблем нет. Или лучше перефразировать: нет инструктора — нет проблем. Первую пару занятий вы ездите по площадке с ним, а оставшиеся часы в гордом одиночестве, для «развития самостоятельности». По городу, конечно, только вдвоем. Осмотревшись в процессе обучения по сторонам, можно прийти к выводу, что подобная методика преподавания распространена у большинства инструкторов. Важен тот факт, что если вы занимаетесь в одном конце города, а экзамен сдаете в другом (что чаще всего и происходит), проехать по маршруту ГИБДД с вашим инструктором у вас не получится. Шерше ля местный инструктор и деньги.

Через какое-то время в автошколе происходит общее собрание, на котором директор рассказывает о порядке сдачи экзаменов. В довольно жесткой форме он сообщает обалдевшим зрителям, что индивиды, не сдавшие теоретический экзамен и площадку с первого раза, будут далее посланы восвояси в связи с большим наплывом клиентов. К слову, о сроках: документы об окончании школы они готовят 2 недели.

Самостоятельная сдача в ГИБДД «по чесноку» достойна былин, басен и стихов. За время ожидания своей очереди можно написать шедевр, по объему не уступающий произведению Льва Николаевича. Начинается это мракобесие с того, что нужно приехать к открытию и успеть заполучить талончик в автомате. Страждущих очень много. После многочасового ожидания вы подходите к окошку, подписываете заявление, и вам назначают дату теоретического экзамена — примерно через недели две. Все это происходит за 2 минуты, поэтому даже у прожженного гуманитария, далекого от математики, возникают мысли — почему на предыдущих 30 человек у тетки из окошка ушло 5 часов.

После успешной сдачи теории у вас есть 3 месяца на сдачу площадки и города. По истечении этого срока — все заново. А теперь самое «вкусное» — экзамен назначается примерно через 1,5 месяца. То есть у вас есть всего 2 попытки (при неблагоприятных обстоятельствах со сроками, возможно, даже одна). Некоторые особо упертые индивиды умудряются сдавать экзамены на протяжении года и больше.

В день сдачи нужно приехать к открытию — к 8:30 — и ожидать своей очереди. Как правило, утром сдают автошколы, а вам нужно сидеть до 11:00. Слово «сидеть» здесь — метафора, так как стульев в этом заведении нет. Затем по громкоговорителю, как на вокзале, картавый, шепелявый, жующий и смеющийся одновременно «диктор» вызывает 20–30 человек на сдачу площадки, а вы продолжаете ждать своей очереди. В мороз и в солнце, в дождь и в слякоть люди стоят на улице и мокнут/мерзнут/потеют. Никакого укрытия, скамейки — ничего этого нет.

Особого внимания заслуживают машины. Ни для кого не секрет, что машины при ГИБДД в плачевном состоянии. Брать напрокат автошкольные автомобили, видимо, не позволяет бюджет, а также, согласно слухам, отсутствие лишних видеорегистраторов. После обучения на вменяемом «Фольксвагене Поло» или «Рено Дастере» ученику трудно управлять «пятеркой» без гидравлического усилителя руля (особенно девушкам) с ушатанной коробкой и убитым сцеплением. Автомобиль глохнет, а когда едет — то только по прямой. Попасть в передачу не всегда удается с первого раза. Особенно трудно с такой коробкой в городе — сразу снимаются баллы «за неуверенное вождение».

Все автомобили оснащены двумя-тремя видеорегистраторами, поэтому, казалось бы, валить вас нарочно невозможно. Да и нужно ли это на таких машинах? Из 25 человек площадку сдают 4–7, остальные индивиды, к своему стыду, чаще всего валятся… на змейке. Во время обучения кажется, что это самое легкое упражнение. Но стрессовая ситуация и чудесный автомобиль могут наделить вас новыми неожиданными способностями. Вопреки утверждениям на различных сайтах и пособиях по сдаче экзамена, пробная попытка на площадке не предоставляется. Вы садитесь в незнакомую машину и готовитесь к сюрпризам.

Кто-то скажет: «Да зачем мне вся эта морока, я заплачу и сдам все быстро и без проблем». Инспектор возьмет ваши деньги, вам назначат экзамен не через 1,5 месяца, а через неделю-две и вы пойдете сдавать. Со всеми. Самостоятельно. Вспомнили про регистраторы? Да-да. При «возмездном» выполнении упражнений штрафные баллы назначаются точно так же, как и при безвозмездной сдаче. Помочь инспектор может только с педальками и более легким маршрутом в городе. Иногда незаметно жестикулирует пальцем, однако его знаки понятны зачастую только ему одному, поэтому запаниковавший ученик, почуяв в своих действиях что-то неладное, сразу косячит по-черному. Стоит отметить, что с первого раза сдать, даже заплатив, нельзя, очевидно, чтобы не вызывать подозрений. В целом количество попыток зависит от ваших умений — если вы будете глохнуть, игнорировать поворотники, наезжать на бордюры и сбивать пешеходов, то будете возвращаться за талончиками на повторную сдачу снова и снова. Зато вы потом можете с гордостью и почти без обмана говорить друзьям, что сдали самостоятельно, но из филантропических побуждений подарили гаишникам 22 000 рублей.

Наконец-то вы сдали экзамен. Не обнадеживайте себя, что вам в этот же день выдадут права. За ними придется идти на следующий день и желательно опять к открытию — этот вид талончиков пользуется особым спросом, в 10 утра их уже нет. Квитанцию на оплату пошлины стоит оплатить заранее, чтобы не переплачивать безумный процент в ближайшем автомате. После примерно четырехчасового ожидания вы будете приглашены в кабинет, где вашу усталую физиономию снимут на мыльницу так, что вы сможете одалживать свои права друзьям и родственникам.

И вот после стольких мучений вам выдают водительское удостоверение, которое представляет собой унылую, кривовато обрезанную картонку. Зрелище обескураживающее.

Подводя итог, следует отметить, что обучение в автошколе, с учетом всех ожиданий, у автора заняло 5 месяцев, «почти самостоятельная» сдача в ГИБДД — 2 месяца. Итого на оплату автошколы, дополнительных занятий с инструктором по маршруту ГАИ, медицинской справки, литературы и прочей благотворительности ушло около 70 000 рублей. Сопоставимо со стоимостью подержанного автомобиля для начинающего.

Тщательно выбирайте автошколу, внимательно изучайте отзывы в интернете и не ведитесь на рекламу — тогда опасная трясина вас не засосет.

Рекомендуем также прочитать наш материал «Замена водительского удостоверения в 2015: бюрократия рулит».

Фото: РБК, scicentr.ru, yaplakal.com

Друзья, спасибо за репост

Комментарии

аватар пользователя: murzenok
murzenok9 января 2015 в 13:49

а сейчас еще знакомые говорят справку просто так не купишь, нужно не только деньги за нее заплатить, но и побегать по медицинским учреждениям (где вас все равно не проверяют на адекватность, а просто ставят штампик)

1
  • Ответить
аватар пользователя: dolboled
dolboled9 января 2015 в 17:41

Сам сдавал 14 лет назад через автошколу. Учился по честномую но сдать после 6 попыток так и не смог. Плюнул и заплатил через преподавателя из школы. Дальше все как в этой статье. За 14 лет все только хуже стало, и это реально страшно.

4
  • Ответить
аватар пользователя: peton
peton10 января 2015 в 17:33

Я 5 лет назад получил права. Перед автошколой даже за рулем никогда не сидел. И ничего. Отучился и сдал с первого раза все части экзамена. Таких, как я, в группе было около 30%. Так что не так уж все и плохо. Хотя меня тоже некоторые убеждали в том, что самому сдать нереально.

0
  • Ответить
аватар пользователя: sawa063
sawa06312 января 2015 в 01:00

поддерживаю Peton'a, сам сдал экзамен летом 2009 года, сдал с третьего раза. платил только за автошколу 6000р., госпошлина, кажется 800р. тогда была и по мелочи - чай, кофе, печеньки во время ожидания )

0
  • Ответить
аватар пользователя: [Alejandro]
Александр Левченко17 января 2015 в 04:34

Сам сдавал 3 года назад, сдал с первого раза и автодром и город, а те кто не с первого раза - пересдали через неделю-две - у кого как получилось, несмотря на то что садились в машины, в которых не сидели раньше, кому как повезло. Знаю того, кто проучился и купил, знаю и того, кто не учился и купил, это было дешевле, чем проучиться в автошколе кстати и никаких подвохов, проехали этап - завалили, но через неделю молча получили права. Лично я учился 2 месяца и сразу после учебы и экзаменов получил права, без лишних денег и заморочек. Прочитал статью и не согласен практически со всем, что написано.

0
  • Ответить
Прикрепить картинку