Платная мечта

СтатьяПлатная мечта

Сергей Иванов, глава администрации президента РФ, на открытии нового участка трассы М11 заявил буквально следующее: «Вы знаете, что в России есть две беды. На мой взгляд, одна из бед начинает потихоньку исправляться». Позволю себе не согласиться с Ивановым. Поясню на примере недавно открытого платного участка «Северный обход Одинцово». Этот участок представляет собой магистраль первой, высшей категории, то есть не имеет пересечений ни с пешеходными тропинками, ни с другими дорогами в одном уровне. Для чего создаются магистрали? Если вы не дурак, то ответите на этот вопрос быстро: для того, чтобы было безопаснее по этой дороге ездить, а также для того, чтобы больше машин могли проехать в единицу времени.

«Северный обход Одинцово» обладает теоретической пропускной способностью 5 тысяч автомобилей в час в каждом направлении. Это невероятно большое число. Обычная дорога со светофорами и таким же числом полос пропускает в несколько раз меньше автомобилей. Ради этого и вкладываются в магистраль, в сопутствующие развязки большие деньги. Стоимость «самой дорогой платной дороги в Европе» составила 32 миллиарда рублей. Это практически 2 миллиарда рублей, или 40 миллионов евро по старому курсу, за километр дороги. Очень, очень большие деньги. В Германии, к примеру, километр автобана стоит в два раза меньше. Но оставим в стороне вопросы коррупции и увеличения сметной стоимости. Давайте задумаемся, как государство и частные инвесторы собираются отбивать свои вложения?

Если поделить 32 миллиарда рублей на пропускную способность обхода Одинцово в 80 тысяч автомобилей в сутки, которые, как предполагается, будут платить по 150 рублей за проезд, получится, что дорога «отобьется» за 7 лет. Где здесь подвох? А он как раз в формуле про две беды России. Прекрасную, бессветофорную трассу мирового уровня, без перекрестков и «зебр» построили и тут же воткнули «светофор», а именно пункт взимания платы, ПВП. Я как-то стоял в очереди к этому ПВП. Стоял минут 40. Посчитал, сколько автомобилей пропускает этот заградительный барьер. Пятьсот автомобилей в час — это максимальная пропускная способность будочек с тетеньками внутри и шлагбаумами. И это уже оптимизированная пропускная способность, когда в наиболее загруженную сторону работает в три раза большее число будок, чем в противоположном направлении.

А теперь давайте посчитаем, сколько машин может пропустить в сутки прекрасная бессветофорная магистраль первой категории с такими пунктами взимания платы? Расчет очень простой: 20 часов (4 ночных часа не в счет) умножить на 500 автомобилей — равно 10 тысяч автомобилей в сутки. Это предел, максимум, не говоря уже о том, что количество шуточек о «платных пробках» в интернете зашкаливает. Таким образом, наличие шлагбаумов резко снижает пропускную способность почти в 10 раз. А представьте себе, что тариф на проезд по этой современной трассе был бы не заградительный, как сейчас (150 рублей), а всего 15 рублей? При этом на магистрали не было бы шлагбаумов, а вам просто потом приходил бы счет или попросили бы приклеить на лобовое стекло бесплатную виньетку, которую можно было бы получить на любой заправке. Фантастика? Отнюдь. В Европе давно используются подобные системы, но только нашим чиновникам невдомек, что они существуют.

В результате обход Одинцово не только не разгрузил вечно стоящую Минку, но и в какой-то степени даже усугубил положение, перераспределив потоки автомобилей с Рублевского шоссе. Хотели как лучше, а получилось как всегда — вторая вечная формула жизни и смерти в Российской Федерации после классических дорог и дураков.

Аналогичная история с новым участком М11. Озвученная плата за проезд по нему в 300 рублей убивает всё желание там ехать. Почему 300, а не 30? Потому что там будут опять же будочки с тетеньками и шлагбаумами. Да, будок будет больше, и пропускная способность первого пункта взимания платы составит не 500 автомобилей в час, а целую тысячу. Но дорога тоже другого класса — вместо трех полос движения, как на обходе Одинцово, на головном участке 5 полос, и пропускная способность до Шереметьево — 8000 автомобилей в час. Опять те же цифры. Дорогу построили шикарную, а чтобы заехать на неё, нужно помучиться. И тариф в 300 рублей как раз именно поэтому и установлен, что шлагбаумов не хватает, чтобы дорогу загрузить полностью.

Если вы думаете, что рано или поздно дураки одумаются, то оставьте бессмысленные надежды. Каждый божий день при въезде на еще не до конца завершенный участок ЗСД образуется пробка, в которой вы можете простоять час. И никто ничего не делает, и дело не сдвигается с мертвой точки. Какой-то тлен и безысходность простираются над хорошей и изначально правильной идеей финансировать строительство и содержание дорог за счет средств тех, кто этими дорогами пользуется. И чем ближе мы к пониманию, что так дальше жить нельзя, тем больше шансов на изменения в правильную сторону.

Фото: twitter.com/gmkorr/, Road & Track и all-worlds.ru

Друзья, спасибо за репост

Комментарии

аватар пользователя: Tingol
Tingol28 декабря 2014 в 05:04

Все как обычно)

4
  • Ответить
аватар пользователя: vk152349796
Denis Demkin29 декабря 2014 в 01:17

Отличная статья

1
  • Ответить
аватар пользователя: vk69997727
Dmitry Fedorov29 декабря 2014 в 04:05

Ничего нового))

2
  • Ответить
аватар пользователя: Александр Висец
Александр Висец29 декабря 2014 в 04:21

Хорошая статья. И подсчитано всё так подробно)))) Но мне кажется, что всё со временем наладиться. И этих "платных" пробок не будет. Москва ведь тоже не сразу строилась)) В Европе такие дороги уже "мильон" лет, а у нас только-только они появляются. И согласен с автором- хорошо, что появляются! А по поводу цены, сейчас такой криз идёт, что может эти 300 руб к лету и превратятся в 30. А пока ведь всё-равно бесплатно! И они там собираются какие-то транспондеры вводить, со скидками и без шлагбаумов можно будет с ними проезжать. А вот про "виньетку" ( правильно "вегнетта") - дело действительно хорошее и удобное-на любой заправке покупаешь и едешь дальше. В Европе всегда ей пользуюсь, но там по другому и не проедешь))) ТОлько не слышал, что б она была бесплатная!

1
  • Ответить
Прикрепить картинку