Таможня даёт зло. Стоит ли ехать из России в Крым?

СтатьяТаможня даёт зло. Стоит ли ехать из России в Крым?

Это рассказ о нескольких хороших людях, неплохом автомобиле, а также о месте, которого могло бы не быть, если бы наш мир был чуть совершеннее.

Крым как предчувствие

Любое автомобильное путешествие — это не только открытие новых мест. Это ещё и открытие себя. Своих возможностей, особенностей характера, слабостей и сильных сторон. И это в автомобильном путешествии, пожалуй, главное. А путешествие в Крым — это вообще нечто особенное. Потому что по дороге туда вы едете к чудесному морю, а по дороге обратно — возвращаетесь к дому, по которому успели соскучиться... Теперь, когда с главным открытием мы разобрались, можно перейти к открытиям помельче. Но тоже важным.


Багажник у хэтчбека «Калины» очень небольшой. Но если не везти с собой весь гардероб и восемнадцать надувных бегемотов, то объёма достаточно, и даже есть возможность устраивать «пит-стопы» в пути.

Итак, в этом году мы с семьёй из четырёх человек решили поехать на автомобиле в Крым. Пока шла сумбурная предотпускная подготовка к поездке, я сделал как минимум два важных открытия. Первое: в мире, и более того, возможно, что в вашем городе, ещё остались люди, которые умеют нормально ремонтировать отечественные автомобили, и руки у этих людей растут в полном соответствии с человеческой анатомией. Лично я был весьма удивлён этому открытию.

Наша видавшая виды «Калина», за несколько лет сменившая множество мест прохождения ТО и ремонта, нигде из этих мест так и не получившая достойного ухода, за пару дней до старта в Крым находилась в довольно плачевном состоянии. Но дядя Боря, на ремонтный бокс которого я наткнулся по чистой случайности, сделал маленькое чудо. За очень скромную плату он провёл полную ревизию слабых мест и их искоренение, попутно заявив, что мой автомобиль до него «ремонтировали безумные люди». На месте вазовских топ-менеджеров, отвечающих за обслуживание на официальных СТО, я бы направлял персонал на тренинги к дяде Боре — у него можно кое-чему научиться и, может быть, уменьшить степень безумства. Обращайтесь, дам координаты.


Делая остановки, учтите: возможно, вам предстоит на себе ощутить, что такое «рэкет». Гигантские голодные чудовища, таящиеся по обочинам, способны запросто лишить вас сосисок.

Второе открытие — это собственно «Калина». Приведённая в порядок талантливыми руками дяди Бори, она впервые за несколько лет поехала так, как когда-то могла, умела и любила. «Я люблю сделать так, как придумано на заводе», — этот главный дядиборин принцип послужил залогом того, что я снова начал воспринимать «Калину» как классный автомобиль. Она проделала путь в 4 000 километров, доставив сначала к морю, а потом домой, меня, супругу и двух детей без единого намёка на неисправности или поломки. Показала себя как машина, отлично приспособленная и к быстрому движению по трассе, и к маневрированию в условиях города. Готовая к любой неожиданности вроде огромной ямы, появляющейся перед колёсами ночью на скорости около 120 км/ч. Комфортная, быстрая, надёжная машина. И поэтому совершенно закономерен тот факт, что её платформа ныне унаследована «Грантой», «Калиной» второго поколения, а также «японцем» по имени Datsun.

Отягощённые злом

Уже подъезжая к Белгороду, последнему российскому городу перед границей с Украиной, начинаешь испытывать легкий мандраж. Таможенный пост «Гоптiвка» я хорошо запомнил по 2003 году, когда ездил в Крым на машине ещё с родителями. За десять лет мало что изменилось, разве что машин стало ещё больше.


В России, да и в Украине, немало населённых пунктов с весёлыми названиями. И даже стыдливо поставленное ударение не убавляет эпичности.

Если кто не знает, «Гоптiвка» представляет собой двое гигантских «ворот» с крышами, напоминающими пагоды, на въезде и выезде — то есть на российской и на украинской сторонах. Между этими воротами находится нейтральная территория, закатанная в асфальт, примерно в километр протяжённостью. В  ворота с обеих сторон втекает и вытекает несколько транспортных потоков, разделяемые шлагбаумами, каждый из которых является пропускным пунктом. Причем ситуации, когда работают все пропускные пункты, что могло бы снизить перегруз трафика на границе, вы не увидите никогда — часть шлагбаумов постоянно опущена, а приёмные окошки рядом с ними пустуют. Видимо, таможенных работников и в России, и в Украине, остро не хватает.

На этом таможенном посту вам едва ли откровенно нахамят или, скажем, полностью перевернут вашу машину на предмет поиска у вас наркотиков. Неприятность пересечения российско-украинской таможни заключена в другом: сумасшедшие автомобильные очереди приводят к тому, что психуют все: и пересекающие границу, и представители двух служб, присутствующих на этой границе — таможенники и пограничники. Это то самое зло, которое даёт таможня. Сотрудники служб, отягощённые этим злом, не видят в вас человека. Для них вы просто ещё одно лицо в окошке, клетка серой биомассы. Можно сказать, что похожие ситуации складываются много где, например, в аэропортах, и ничего страшного, но там люди, по крайней мере, не сидят в машинах по несколько часов. Мне удалось собрать небольшую статистику: люди проводят в «Гоптiвке» от 2 до 8 часов. Мы пересекали границу в обе стороны за время порядка 3,5 часов.


Приношу извинения за качество фото. Но вы должны знать, как выглядят адские врата.

Когда вы выезжаете с территории России, перед самым въездом в ворота установлены щиты с правилами пересечения границы, которые никто не читает — правил много и они набраны очень мелким шрифтом. Устно разъяснять вам эти правила никто не будет, как и более элементарные вещи, вроде того, куда вам ехать, в какой из рядов вставать, какие готовить документы, к какому окошку (таможенному или пограничному) подходить первым. В определённый момент в окно вашего автомобиля человек в форме суёт так называемую эмиграционную карточку. Заполнить её вам предстоит в то время, пока вы продолжаете двигаться в потоке транспорта к шлагбауму. Сложностей это заполнение не вызывает (всё обычно, вроде серии и номера паспорта, в графе «цель поездки» можно писать «отдых»), кроме, пожалуй, одного вопроса: как вписать двух детей и даты их рождения в поле из 10 квадратиков.

Его пример — другим наука

После вручения нам эмиграционных карточек до заветного шлагбаума оставалось совсем немного машин, и поэтому карточку мне пришлось заполнять буквально на ходу, совмещая рулёжку и оттормаживание перед впереди идущими машинами с записью своих паспортных данных и прочего в утлый листочек, положенный на руль, а также с реагированием на вопли людей в погонах: «Почему встали?! Проезжаем!» В результате я проскочил первое окошко (с пограничником) и попал сразу к таможенникам, которые на приятном суржике (смеси русского и украинского языков) элегантно дали мне понять, что я даун и ничтожество.

Вернувшись пешком к окну с пограничником, я уже от него воспринял информацию того же типа, а также весьма вежливую просьбу поставить автомобиль к его окну. На мои слова о том, что это едва ли возможно, потому что за нами вплотную уже выстроилась бесконечная вереница таких же, как мы, бедолаг, пограничник очень справедливо заметил, что это не его проблемы. Благо, моими проблемами проникся мужчина с семьёй на автомобиле с украинскими номерами, который стоял за нами, и в результате совместных с ним манёвров мне удалось откатиться назад.


Мы уже давно живём в разных государствах. Но ценности, юмор и варианты «тюнинга» у большинства из нас очень похожи.

У окошка с пограничником меня ждали новые приключения. Дмiтро Мигаль (так звали пограничника) сообщил мне, что у меня проблемы. Ничуть этому не удивившись, я попросил его рассказать о моих проблемах чуть подробнее. Проблемы действительно были: адрес владелицы нашей «Калины» (моей супруги) не совпадал с тем, что указан в её паспорте — при переезде на новое место жительства мы забыли сменить техпаспорт автомобиля. На территории России вы едва ли будете испытывать в силу этого сложности, но на границе Россия-Украина они возникнут точно: пограничник или таможенник имеет полное право развернуть вас на 180°, потому что вы нарушаете российский закон и Украина никак не может вас принять.

Ну как «никак»? Может, конечно. Дмiтро Мигаль оказался хорошим человеком: после 15-минутной беседы об автомобильной журналистике, о знании журналистами законов, о добрососедских отношениях между государствами, о родственниках, семье, жёнах и детях он сказал, что мы обязаны вернуться в Россию через этот же таможенный пост, и что если на обратном пути возникнут проблемы, нужно сказать, что при въезде в Украину пограничник пошёл навстречу. И ещё Дмiтро предупредил, что в следующем окошке, у таможенника, ко мне могут возникнуть такие же вопросы. И пожелал счастливого пути.

Вопросы, разумеется, возникли. Решились они практически точно так же и примерно за то же время, но стоили 1 000 российских рублей, изъятых из нашего отпускного бюджета, смятых и энергично вброшенных в отодвинутый ящик стола. Мораль сей басни такова: сотрудники пограничной и таможенной службы — люди добрые и нежадные. Но вам нужно не быть идиотом и заранее привести собственные документы в порядок.

Что делать

Один или два раза в год, да при должной подготовке, российско-украинскую таможню можно пересекать спокойно. Но очень сложно представить эмоции человека, у которого, например, дочь вышла замуж и переехала из Белгорода в Харьков. Или человека, который регулярно мотается между этими городами по работе. Наверное, у них уже выработан какой-то особый алгоритм, но он точно никак не влияет на огромную очередь на границе. Благо, есть альтернативные способы пересечения таможни — они легальные, и о них рассказ ниже — но основная масса всё равно прёт через «Гоптiвку», и, судя по автомобильным номерам, людей из приграничных территорий здесь очень много.


Фото сделано в России, близ Села Колодеевка. Безымянное, неприметное кафе на 99 километре трассы Р193 (Воронеж-Тамбов). Рядом всегда стоят фуры, а кормят просто волшебно. Старайтесь останавливаться на обед именно в таких местах.

Хочется, чтобы президенты России и Украины встали вдвоём к телекамере и объяснили всем гражданам двух соседствующих государств, зачем, зачем на их границе существует этот титанический пункт по сжиганию времени, бензина и нервов, этот душевный крематорий? Может быть, я просто тупой и чего-то не понимаю? Может быть, мы все такие, граждане двух братских народов?

Но пока этот светлый день, когда нам всё объяснят — или, как вариант, закроют к чертям эту душегубку — не настал, нужно соблюдать простые правила. Итак, что нужно делать, чтобы пересечение таможни наименьшим образом сказалось на вашем впечатлении об отдыхе в Крыму:

  1. Постарайтесь по возможности избежать пересечения украинской границы через пост «Гоптивка», то есть двигаясь по трассе M2 из Белгорода в Харьков (и обратно). Этот пост считается центральным, и на нём всегда адские очереди. К сожалению, я, изначально зная об альтернативных вариантах, подробно ознакомился с ними только когда вернулся обратно. Вариантов таких два: через Шебекино — Волчанск и через Грайворон — Богодухов. Оба они длиннее, чем прямой путь по трассе, но сэкономить времени позволяют прилично. Детальное описание этих маршрутов можно легко найти в Сети.
  2. Проверьте наличие и актуальность документов: паспорта на взрослых, свидетельства о рождении на детей, права, техпаспорт, доверенность (если едете без владельца). Если у вас есть загранпаспорт, обязательно возьмите и его — это очень облегчит процедуру.
  3. Этот и следующие пункты в большей степени относятся к таможенному посту «Гоптивка», потому что я был именно на нём. Если вы всё-таки оказались на посту «Гоптивка», приготовьтесь долго стоять — пробка здесь есть в любое время суток, подгадать «непопулярное» время и пройти быстро не получится. Заранее отдохните, разомнитесь, сходите в туалет. Кстати, нормальные туалеты на таможне есть только со стороны Украины.
  4. Если в машине есть дети, то постарайтесь сделать так, чтобы к таможенному посту они добрались неуставшими и занятыми чем-то интересным. Хорошо спасают в этой ситуации ноутбук с мультиками, гаджеты с играми, книги или журналы.
  5. По пути в Крым обязательную страховку (аналог российского ОСАГО) лучше получить сразу, как только по обочине появились палатки с надписями «Страховка в Украину». Ближе к таможенному посту палатки вырастают в размерах, как и очереди к ним. Если сделать всё заранее, можно обойтись без очереди вовсе, потерять на этом всего около пяти минут и отдать чуть более 500 российских рублей (за страховку на 15 дней с неограниченным количеством водителей). Наклейка «RUS» на заднее стекло, которую навязывают продавцы страховки заодно с полисом, не является обязательной, вопреки их уверениям — соответствующая надпись есть на номерном знаке автомобиля.
  6. На украинской стороне постарайтесь заправлять автомобиль минимальное количество раз. Понятно, что если вы путешествуете, без бензина вам не обойтись, но в конце путешествия всё-таки имеет смысл экономно расходовать топливо и постараться дотянуть до границы. Потому что цены на, например, 92-й бензин в Украине составляют в пересчёте на наши деньги порядка 45 рублей за литр. На российской стороне сразу начинаются заправки с нормальными рублёвыми ценами, однако на первой из них, как правило, огромные очереди — многие дотягивают до России буквально на последних каплях топлива.
  7. Не стоит везти с собой оружие без соответствующих документов или сильнодействующие препараты. Что касается алкогольной продукции, вывозимой с Украины, то с ней ситуация сложная: есть определённый объём алкоголя, который вы можете вывезти с украинской территории, но все бутылки должны быть фабричными и с акцизной маркой. Если родственник из Украины из самых лучших побуждений налил вам хорошей мадеры в «баклашку», но на границе и вас могут возникнуть сложности — вы нарушаете административный кодекс Украины. Вместе с тем, по личным наблюдениям, досмотр автомобилей ограничивается простым открытием и закрытием багажника — в отличие от железнодорожной таможни, где сумки зачастую прямо-таки выворачиваются наизнанку.
  8. Сразу после пересечения границы (в любую из сторон) откройте окно и громко заорите. Это немного поможет вам.

А в остальном, прекрасная маркиза

Если быть готовым к тому, что таможня неизбежно даёт зло, можно свести связанный с этим негатив к минимуму. Во всём остальном автомобильное путешествие в Крым и отдых там — это прекрасно. Если вы не располагаете большим бюджетом, как не располагала им наша семья, остановитесь в частном секторе — комната в дачном доме с кухней, благоустроенным внутренним двориком, беседкой и морем в пяти минутах неспешной ходьбы обойдётся вам очень и очень недорого. Хочу порекомендовать вам ещё одного хорошего человека из нашего рассказа. Впрочем, да, можете считать это рекламой: Виктор Николаевич, +38-050-980-46-41. У него неплохой частный дом недалеко от Севастополя, (в этот город нужно сгонять при первой возможности), он вас примет, как родных, разместит в удобной комнате и впоследствии не будет докучать своим присутствием.

Путешествуйте на автомобиле в Крым — оттуда вы вернётесь отдохнувшим, бодрым, сильным и поумневшим. Потому что побываете в уникальном крымском климате, освободите голову от забот, а также пройдёте уникальный квест под названием «Таможня Россия-Украина».

Да и вообще, путешествие на автомобиле — это здорово. Совсем скоро мы собираемся вновь доказать это в беспрецедентном проекте «Москва — Байкал».

Фото: автора

Друзья, спасибо за репост

Комментарии

аватар пользователя: alphons006@rambler.ru
alphons006@rambler.ru5 августа 2013 в 05:10

спасибо как раз собираемся туда

0
  • Ответить
аватар пользователя: tonoa
tonoa5 августа 2013 в 06:43

>По пути в Крым обязательную страховку (аналог российского ОСАГО) лучше получить
>сразу, как только по обочине появились палатки с надписями «Страховка в Украину»

А еще лучше получить Грин-карту заранее в своем городе, в любой нормальной страховой компании.

0
  • Ответить
аватар пользователя: lapudje
lapudje5 августа 2013 в 09:48

вдоль начала очереди всегда прохаживается чувак в форме.По свистку подходит и за 20 баксов,проводит без очереди и без гемороя.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Nachhoz
Nachhoz5 августа 2013 в 11:52

Интересный рассказ, я сразу вспомнил круиз Тольятти- Львов- Крым- Тольятти, от Гоптiвки меня бог миловал, туда шли через верх( Курск), обратно югом (Таганрог), очереди были ,но не смертельные. Если дадите координаты дяди Бори буду весьма признателен, к сожалению нормальных механиков еще не встречал, может Вы меня обрадуете исключением.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Nachhoz
Nachhoz5 августа 2013 в 13:54

Спасибо!

0
  • Ответить
аватар пользователя: denn
denn6 августа 2013 в 09:47

Тоже хотел ехать на калине на юга, но появилась возможность поменять машину на кроссовер и сейчас не представляю как бы я на калине ехал. Куча фур и ремонты дорог, жуть...

0
  • Ответить
аватар пользователя: Maxim.Believ
Maxim.Believ6 августа 2013 в 19:12

Что то неправда все это. Всем известно что Гоптивку надо пересекать ночью, так же есть дни в которые на этом посту лучше не появлятся даже ночью. У меня таможня заняла ровно час. На счет документов - ну об этом надо думать еще дома. Таможня тут не причем. Все быстро, никакого хамства, пересекал пост в районе 1-2 ночи. Обратно тоже самое, пересек без проблем, при чем провез СОБАКУ которую даже не увидили таможенники, и полный багажник недекларированного товара. Который тоже не увидели под одеялом и подушкой. На мой взгляд это лучший пост. И ездить надо только там. Читайте инфу в интернете и проблем у вас на этом посту не будет.

0
  • Ответить
аватар пользователя: torrie
torrie7 августа 2013 в 02:54

Крутая статья! читал с интересом

2
  • Ответить
аватар пользователя: Олег Вишневский
Oleg Vishnevsky7 августа 2013 в 03:36

Все интересно да!

0
  • Ответить
аватар пользователя: dianochka.okuneva
Okuneva Diana26 сентября 2013 в 15:03

Максим спасибо за статью,познавательно и интерестно.А Вы не пробовали в Крым через керченскую переправу?Нам понравилось,во-первых дороги в краснодарском крае хорошие,во вторых на паром очень быстро проходит таможня,в третьих уже в Крыму дорога от Керчи до Симферополя спокойная и ровная.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Ruck1985
Ruck198530 сентября 2013 в 10:08

ИМХО, Автор выбрал один из двух самых проблемных погран. переходов, второй переправа Керчь (где можно провести 10-12 увлекательных часов в ожидании своей очереди на паром в пик сезона).

Если он ехал из ТЛТ, то намного более интересным и простым маршрутом будет Тольятти-Саратов-Калининск-Поворино-Богучар-Кантемировка-Луганск-Донецк-Мариполь-Феодосия.

Пограничный переход Бугаевка-Просяное. В этом году там отстроили с нашей стороны совершенно новый кпп все на автоматике. Туда 30 минут, включая братьев славян, обратно 37, в этом году.

С учетом того, что каждый год езжу в Крым к родственникам, данный маршрут был признан лучшим, методом проб и ошибок.

Один из плюсов, полное отсутствие на пути по РФ ГИБДД (за искл. подъезда к Саратову и выезда из него), и хорошим качеством дорог. Очень много дорог в Саратовской области отремонтировано.

Всем удачи.

0
  • Ответить
аватар пользователя: Кишкурно Иннокентий
Кишкурно Иннокентий5 августа 2013 в 12:41

Борис, (дядя Боря) +7-9372-36-55-99. Бокс рядом с магазином "Навигатор", Автозаводский район Тольятти.

1
  • Ответить
аватар пользователя: gengadan
gengadan5 августа 2013 в 19:14

Он только Лады обслуживает?

0
  • Ответить
аватар пользователя: Кишкурно Иннокентий
Кишкурно Иннокентий6 августа 2013 в 03:22

Лады обслуживает точно), а по остальному, если честно, не в курсе. Так что лучше позвонить и уточнить.

0
  • Ответить
Прикрепить картинку