Новый русский автомобиль. Откуда и куда катится автопром в России

Статья

Почему русские никак не научатся делать хорошие машины? Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. С одной стороны, у нас отличная инженерная школа. С другой стороны - вороватое руководство, неверие в собственные силы и уверенность, что заграница нам поможет. В результате Россия вечно живёт с оглядкой на мировой автопром, пытаясь скопировать его вчерашний день и старательно закапывая собственные благие начинания. Так есть ли у нас шансы увидеть новый русский автомобиль? Мы решили оценить их для каждого из участников современного российского автопрома - субъективно конечно, но исходя из объективных факторов.

Автомобильный Волжский автозавод

Производитель

Описание ситуации

Шансы на успех

АВТОВАЗ. Волжский автозавод основан в 1966 году. Крупнейший производитель автомобилей в России. Проектная мощность завода в Тольятти в 660 000 автомобилей изменена за счёт модернизации производства и внешних площадок, и к 2020 году может составить более 1 млн. Численность сотрудников в Тольятти: около 70 000 человек. На предприятии собираются авто трёх марок. Lada представлена моделями Granta, Kalina (переживает фейслифт), Lada Priora, Lada 4х4 (проходит модернизация производства), и Lada Largus, построенный на платформе Renault Logan. В январе 2013 года началось производство Nissan Almera, но отгрузка автомобилей дилерам была начата с задержкой из-за низкого качества первых товарных образцов. В марте 2013 года запущена пробная сборка обновлённого Renault Logan. Стив Маттин, пришедший в качестве главного дизайнера на АВТОВАЗ, в 2012 году представил концепт Lada XRAY, в стиле которого к 2015 году планируется создать серийный кроссовер. Но он будет построен не на платформе Lada - очевидно, это будет перелицованный Renault Sandero Stepway. В 2012 году Волжский автозавод реализовал на внутреннем и внешних рынках 608 205 автомобилей. Это на 26 192 автомобиля меньше, чем годом ранее. В начале 2013 года модель Lada Priora покинула тройку лидеров продаж на российском рынке. Сможет ли АВТОВАЗ в ближайшем будущем создать современный автомобиль на собственной платформе, чтобы вернуть утраченное? Шансы на это всё уменьшаются, ведь главные надежды возлагаются на довольно старую платформу B0 (Logan), купленную у Renault-Nissan. Из тех новинок, что нам известны на данный момент, на собствнной платформе будет построена только новая Lada Priora, но и в ней, скорее всего, будет большой объём заимствований у иностранных партнёров. В принципе, ничего плохого тут нет (весь ВАЗ когда-то начался с Fiat-124), но нет совершенно никаких гарантий, что Lada сумеет сохранить себя как бренд в соседстве с новым Logan (который базируется на той же B0) и Datsun (который позаимствовал у АВТОВАЗа лучшее, то есть платформу Kalina). Зато есть вероятность, что выпуск автомобилей под собтвенной маркой на АВТОВАЗе будет сокращаться из года в год. Шансы на успех: 40 из 100

Русские машины?

Производитель

Описание ситуации

Шансы на успех

Ульяновский автозавод основан в 1941 году, перезапущен в 1954-м. Входит в автомобильный холдинг "Sollers", бывш. ОАО "Северсталь". Полноприводные автомобили: внедороджники, пикапы, грузовики и микроавтобусы. Проектная мощность: 120 000 авто. Численность сотрудников: 9 000. В Ульяновске производят микроавтобусы УАЗ-2206 (бывший УАЗ-452) и внедорожники UAZ Hunter (бывший УАЗ-3151) и UAZ Patriot, а также пикап на базе последнего, UAZ Pickup. Несколько лет назад предприятие стояло на краю гибели, но, перейдя под крыло "Северстали" и запустив модель Patriot, смогло выйти из кризиса. В ноябре 2012 года началось производство UAZ Patriot и Pickup и дизельным двигателем ЗМЗ, отвечающим нормам Euro 4... Последний раз новую платформу на УАЗе разработали ещё в 1980-х при помощи АВТОВАЗа, и именно она сейчас лежит в основе UAZ Patriot. Позции УАЗа кажутся незыблимыми - несмотря на проблемы с качеством, ульяновские внедорожники конкурентов не имеют ввиду своей низкой цены. Но точно такая же ситуация была некоторое время назад у Волжского автозавода - и посмотрите на эту ситуацию теперь. Конкуренцию "Патриотам" уже сейчас составляют недорогие китайские внедорожники, и на УАЗе это понимают. В 2013 году на УАЗе, наконец, появится новая платформа, но... новой она будет лишь для УАЗа, а на самом деле будет заимствованной, скорее всего, у SsangYong. Поэтому вряд ли можно будет назвать следующий "Патриот" по-настоящему новым и по-настоящему российским автомобилем. Шансы на успех: 30 из 100

Горький без орехов

Производитель

Описание ситуации

Шансы на успех

Горьковский автозавод основан в 1923 году, как Завод имени Молотова, ЗИМ. Коммерческие авто марки ГАЗ и легковые, иностранных брендов. Проектная мощность: 200 000. Численность сотрудников: 27 000 "ГАЗели", "Соболи" и армейские "Тигры" - такова собственная продукция ГАЗ на данный момент. После прекращения в 2010 году сборки модели Volga Siber ввиду низкого спроса (лицензионный Chrysler Sebring) выпуск легковых автомобилей марки ГАЗ свёрнут. Ставка делается на модель, которая позволила предприятию пережить возрастной кризис - "ГАЗель". Новое поколение получило приставку Next в названии и уже начало продаваться. Что касается легковых автомобилей, то они на ГАЗе теперь исключительно иностранных брендов - сейчас на предприятии по полному циклу собираются седаны Chevrolet Aveo и кроссоверы Skoda Yeti, а вскоре начнут собирать Skoda Octavia и VW Jetta. Моделям концерна Volkswagen отдана бывшая линия "Волги Сайбер". Никаких новых "Волг" в обозримом будущем ожидать не стоит - ни на чужой платформе, ни на собственной, "замороженной" ещё в середине 2000-х. Горьковский автозавод - как горький шоколад без орехов: всё по делу, но не интересно. Шансы на успех: 1 из 100

Таганрогское чудо

Производитель

Описание ситуации

Шансы на успех

ТагАЗ. Таганрогский автомобильный завод. Основан в 1997 году. Занимается производством автомобилей под брендами TagAZ, Vortex (собственные бренды предприятия) и Hyundai. Проектная мощность: 180 000 автомобилей. Численность работников: 1 500 человек. Фактически находящееся в состоянии банкротства предприятие выпускает порядка 1 500 автомобилей ежемесячно. Ситуацию может спасти новая модель TagAZ Aquila, которая, как утверждает производитель разработана корейским подразделением компании "ТагАЗ Корея". На модель оформлено порядка 2000 заявок, первые машины уже начинают отправляться к владельцам... История ТагАЗа удивительна. Почти 20 лет собирая автомобили корейских автопроизводителей, а также перелицованные  китайские под собственными брендами, завод каждый раз находил способ выйти из кризисной ситуации. Способность создать собственный автомобиль - пока под вопросом, особенно после того, как подразделение "ТагАЗ Корея" оказалось нечистым на руку, "создав" модель TagAZ Vega, как следует замаскировав Chevrolet Lacetti. Симпатичная Aquila тоже заимствований не лишена; из известного - двигатель лицензионный Mitsubishi, а комбинация приборов - опять от Lacetti! Но на те же грабли ТагАЗ вряд ли наступит, а кроме того производитель проанонсировал для этой модели более мощный мотор и АКПП. Тоже заимствованные, но характерно другое: балансирующий на грани выживания ТагАЗ всё-таки демонстрирует движение "от чужого к своему" - в отличие от всех, о ком мы говорили ранее. Однако и ему, скорее всего, "поможет заграница" - если удастся договориться с Fiat о сборке Jeep Grand Cherokee. Шансы на успех: 20 из 100.

Просто Маруся

Производитель

Описание ситуации

Шансы на успех

Marussia Motors. Основана в 2007 году. Первый российский производитель суперкаров собственной разработки. Проектная мощность: 5000 автомобилей. Численность работников: порядка 500 человек. Цифра реальных объёмов производства, по словам идейного вдохновителя и руководителя этого проекта Николая Фоменко, от проектной мощности далека - сейчас можно собирать всего порядка 500 автомобилей в год. Marussia B1 и Marussia B2 - эксклюзивные автомобили, полностью придуманные и сделанные в России, построенные по технологиям породистых суперкаров и оснащённые по последнему слову техники. Трудности с поставщиком моторов, похоже, позади, и 2.8-литровый 420-сильный британский Cosworth стал сердцем русской "Маруси" - или "Маруши", как называют её на Западе. Marussia Motors пыталась запустить и собственный кроссовер, а участвует в проекте лимузина для президента РФ, но пока эти начинания ещё более далеки от конечного результата, чем успешная реализация суперкаров... Кажется, Николай Фоменко действительно создал новый русский автомобиль. Но заработает ли в полную мощность производство, перенесённое из Москвы (ЗИЛ) в Финляндию? Есть ли на "Марушу" спрос? Ведь, откровенно говоря, это не супер-, а спорткар. И как ни позиционируй себя конкурентом Ferrari, реальные конкуренты стоят столько же, сколько Marussia, а поводов предпочтесть их куда больше, чем спорткар, произведённый новой компанией из России, засветившейся в Ф-1 и мелькнувшей в Женеве. Кто же конкуренты? Например Porsche 911... Может, Фоменко создал не новый русский автомобиль, а миф о нем? Шансы на успех: 10 из 100.

Презикар и все-все-все

Производитель

Описание ситуации

Шансы на успех

Нет. У данного проекта нет производителя, нет конкретного реализатора и нет, собственно, программы действий. Есть сам проект, который назыается "Кортеж", и в котором участвуют ГАЗ, ЗИЛ, НАМИ, ЯМЗ и Marussia Motors. Проект предусматривает разработку автомобиля для президента РФ. В начале 2013 года ресурс Cardesign.ru объявил конкурс на создание дизайна эстерьера президентского лимузина. Поступило более 1000 заявок, в пул лучших попало около сотни. На данный момент окончательный дизайн не утверждён. Кроме того, прошла информация, что из двух последних претендентов на реализацию этого проекта, ГАЗ и Marussia Motors, предпочтения правительства оказались на стороне последнего. Однако, позднее это информация была опровергнута. Кроме лимузина предусматривается  серийный выпуск кроссоверов и седанов представительского класса.  В свете данной публикации нас беспокоит, конечно, не внешний вид будущего президентского лимузина, а всё то, что преполагается к наличию в этом проекте кроме лимузина. А особенно - кроссоверы. Задумываются полноразмерыне SUV, на оригинальной платформе, с мощными моторами и богатым оснащением. Но положа руку на сердце, скажите, о чем вам думается? Правильно - о несметном множестве таких же или подобных проектов, светившихся в медиа-пространстве России за последние пару десятков лет. Никто из участников, перечисленных в первом столбце этой таблицы, не сможет заняться серийным выпуском современного автомобиля собственной разработки - ни самостоятельно, ни в содружестве с остальными. Шансов на успех: 5 из 100.

Мишка, где твоя улыбка?

Производитель

Описание ситуации

Шансы на успех

"Мишка". Малолитражный бюджетный автомобиль. Производитель не определён. Проект задуман гроссмейстером Анатолием Карповым около 10 лет назад. Последний всплеск медийной активности вокруг бюджетного автомобиля "Мишка", имеющего в основе пространственную раму с навесными панелями из пластика и украинским мотором объёмом 1.3 литра, случился летом 2012 года - тогда у "Мишки" могла состояться новая "берлога" - сборку бюджетного сити-кара собирались наладить на ЗИЛе... Дальше благих намерений дело не сдвинулось: проект "Мишка" в очередной раз оброс слухами и домыслами и заглох.Все чаяния российского автолюбителя - это история от "Маши" до "Миши" - в смысле, от "гламурного" суперкара  Marussia до "Мишки" - машины со смешной ценой ценой в 195 000 рублей. Причем, как бы не разнился первый персонаж со вторым, шансы о обоих - невелики. В случае "Мишки" - просто ничтожны. Шансы на успех: 0,5 из 100.

Автомобиль на букву "ё"

Производитель

Описание ситуации

Шансы на успех

ё-авто. Предприятие, основанное компанией "Яровит Моторс" совместно российским олигархом и недавним кандидатом в президенты Российской Федерации Михаилом Прохоровым. Стартовая площадка: завод под Санкт-Петербургом. Проектная мощность: 50 000 автомобилей. В дальнейшем планировалось запустить производства по всей России. Ё-мобиль должем был стать высокотехнологичным российским автомобилем - гибридом с роторно-лопастным мотором и электродвигателем... У вас вызывает недоумение фотография выше? Не удивляйтесь, именно так на момент этой публикации выглядит "ё-кроссовер" на официальном сайте ё-авто. После двух вынужденных редизайнов руководство компании решило просто скрыть облик "перспективного" кроссовера - видимо, устав от негативных комментариев на эту тему. Бодрая презентация в 2010 году обернулась к 2012-му парой ходовых макетов на базе Suzuki SX4 и заявлениями руководства о том, что подвели партнёры и старт производства отложен до 2015 года... Шансов на успех у "ё-авто" практически нет. С самого начала эта затея казалась тем, кто хоть что-то понимает в теме, абсолютной профанацией, а сейчас это становится очевидным для всех. Последние новости о переносе производства во Вьетнам выглядят как попытка продать эту потёмкинскую деревню хоть кому-нибудь. Шансов на успех: 1 из 100.

 Вот он, "пирог" автопрома России, разрезанный на разновеликие и непохожие друг на друга куски-секторы. С одной стороны - автогиганты с советским прошлым, а с другой - новые российские проекты разной степени "пропечки". Но ведь есть у этого пирога ещё один заметный кусок - так называемые "нашемарки". То есть автомобили иностранных брендов, собираемые у нас в стране. И проще перечислить тех производителей из рейтинга Топ-25, у которых нет производства в России, чем тех, которые таковым уже обзавелись.

Они, "нашемарки" - и есть будущее нашего автопрома. Лишённое собственного лица, зато безоблачное, красивое и с гарантией качества.

Или у кого-то есть возражения?

Друзья, спасибо за репост

Комментарии

аватар пользователя: ladovets
ladovets7 апреля 2013 в 03:14

тазы, родимые, не покидайте нас :(

3
  • Ответить
аватар пользователя: Natsio
Дёмин Слава7 апреля 2013 в 03:23

Интересно, спасибо тому кто постарался, я считаю что зря загубили волгу, там же сейчас не Российское руководство по моему, не надо было выкидывать деньги на ветер с покупкой этого крайслера, ведь были же свои шикарные наработки, 3111, 3115 3104, кроссовер 3106, в идеале именно волга могла стать настоящим русским автомобилем, жаль что на ГАЗ пришло такое руководство, вместо всего этого они уничтожили все наработки ГАЗа купили крайслер и тем самым уничтожили автомобиль

7
  • Ответить
аватар пользователя: shulic
shulic7 апреля 2013 в 04:37

Это малая толика того, что о наших авто можно сказать. Как ни жаль, но не бывать РосАвтоПрому конкурентным.

2
  • Ответить
аватар пользователя: Komissar
Komissar7 апреля 2013 в 05:39

Иннокентий, в который раз хочется сказать вам спасибо. Теперь я буду знать, как назвать диагноз нашему автопрому, который не раз озвучен был мной в спорах - "нашемарки"

3
  • Ответить
аватар пользователя: русский
русский7 апреля 2013 в 12:18

Как только прочитал первое вопросительное предложение "Почему русские никак не научатся делать хорошие машины ? " сразу и безошибочно определил автора : Иннокентий Кишкурно . Так может написать только нерусский . В статье ничего нового , всем этим автор уже грезил и не раз . Я не удивлюсь , если то же самое редактор напишет через год-два . Сам И.Кишкурно в этом не одинок и не оригинален . Я сколько себя помню , находились т.н журналисты , которые спали и видели "конец АВТОВАЗа" , другие на деле пытались свести на нет Завод в Тольятти . Но идут годы , а с момента развала СССР прошло уже почти 15 лет , а бренд LADA занимает первое место продаж в России , оставив позади всех работающих в России мировых автопроизводителей . По моему , уже пришло время спросить :"Когда же иностранцы научатся делать свои "иномарки" такими же надежными , современными

-8
  • Ответить
аватар пользователя: русский
русский7 апреля 2013 в 12:35

P.S - свежий пример с ИжАвто : аферисты обворовали заводчан , обанкротили Завод и сбежали в Израиль , где их до сих пор и отлавливают и отправляют в места не столь отдаленные . . Спасибо АВТОВАЗу : помог ижевцам встать на ноги и обрести рабочее лицо . Завод работает в полную силу . Вот так поступают русские ! Так и только так ! Не я утверждаю , что журналисты в большинстве своем толком ничего делать не умеют , а лишь наводят смуту , но именно так говорят в обществе .

-5
  • Ответить
аватар пользователя: maxec
maxec7 апреля 2013 в 12:44

Презикар-улыбнуло! )

0
  • Ответить
аватар пользователя: wulfi
wulfi7 апреля 2013 в 13:02

В новой россии ничего не получается изобретать самим,а только есть культ бабла и .лядства

6
  • Ответить
аватар пользователя: maxec
maxec7 апреля 2013 в 14:18

Я думаю, что это из-за нас самих. Покупаем ведь как горячие пирожки? А зачем делать лучше, если и так берут? Да еще и за такую цену, в которой якобы нет налога на ввоз...

5
  • Ответить
аватар пользователя: русский
русский7 апреля 2013 в 23:23

Вопрос к Кишкурно : "А когда евреи в Израиле научатся делать машины ?" Интересно , израильские журналисты задаются таким вопросом ? Ведь израильского автопрома практически нет и не было . Были у них настойчивые попытки "прописать" в Израиле альянс Renault-Nissan , но те по известным причинам до сих пор в отказе , предпочитая сотрудничать с АВТОВАЗом в России . Почему ? Да потому что объединяются сегодня только с теми , кто силен и перспективен . Почему бы редактору Carobka не рассказать своим читателям о проблемах Израиля в автопроме ? Ведь у них нет ничего , кроме пары упрощенных и уродливых легковушек для армии . ... ... А как дела обстоят в Испании ? Беспокоит ли тамошних журналистов вопрос :"Когда же испанцы научатся делать машины ?" Дело в том , что испанский SEAT находится под полным патронажем германского VW и в выпускаемых сегодня автомобилях "шкод

-9
  • Ответить
аватар пользователя: -=BeTeP=-
-=BeTeP=-8 апреля 2013 в 02:43

Российский автопром, бессмысленный и беспощадный...

6
  • Ответить
аватар пользователя: sharhan7777
sharhan77778 апреля 2013 в 04:52

"... германского автопрома...германского VW..." Ай-яй-яй..."руский" пишет не по-русски))) А про русские а/м стоят честно и АВТОВАЗ работает честно, спасибо, поржал!))))) Так честно, что трудяги еле-еле концы с концами сводят и забастовки масштабные устраивать хотят! Шел бы ты лесом "сдвинутый патриот"!)) З.Ы. У тебя дома телек "Рекорд", холодильник "Саратов" и пылесос "Тайфун"? Если нет, то ты не патриот!)))))Не русский!))))))

6
  • Ответить
аватар пользователя: Sting
Sting9 апреля 2013 в 17:07

А у меня у одного сложилось мнение, что у Русского с матемтикой совсем туго? Ведь СССР распался в 1991 году. И вычесть 2013 из 1991, явно получается не 15 лет. А еще он не разбирается в автомобилях, а любит сравнивать только цифры написаные в паспортах и на этом строит свои опусы. А как купил свою мечту вообще стал окультовать Гранту, т.к. теперь ведь взад не попрешь, надо стоять на своем до конца, только все знают, что таких в дурке любят.

4
  • Ответить
аватар пользователя: vitali
vitali7 апреля 2013 в 12:35

Ты и Привольнова и Кишкурно определяешь. Мастер!

2
  • Ответить
аватар пользователя: Natsio
Дёмин Слава7 апреля 2013 в 14:03

Очень верно сказано

0
  • Ответить
аватар пользователя: Maverick
Maverick7 апреля 2013 в 16:54

Поставил бы тебе плюс 20 если бы можно было.

0
  • Ответить
аватар пользователя: maxec
maxec7 апреля 2013 в 23:25

Достояние? Ага, как и Газпром, за который х.. расплатишься. Бесят со своей рекламой, ты еще тут.

1
  • Ответить
аватар пользователя: shulic
shulic8 апреля 2013 в 00:47

Не нужно было лезть туда,где ты не соображаешь. Израиль- не тот пример. Про Автоваз я согласен. Завод выпускает хорошие и недорогие авто. А Израилю всего годков то...и война не прекращается. И вокруг та же фигня. Кому и куда продавать?

0
  • Ответить
аватар пользователя: ЛогоТИП
ЛогоТИП8 апреля 2013 в 06:36

русский, не лезь вон из своей русской кожи. Сколько бы ты не пыхтел, все равно людей не обманешь. ВАЗ успешно тонет на протяжении десятилетий, выпуская дерьмо и втюхивая его фанатичным патриотам. Пока есть такие патриоты как ты, он (автогигант) будет на плаву, закладывая в стоимость автомобилей большой процент "воровства", выдавая своим патриотичным топ-менеджерам миллионные премии и смеяться над тобой. Будь патриотом, но накопи денег и купи приличное авто. Если не хватает, возьми кредит в российском банке под российские проценты.

6
  • Ответить
аватар пользователя: ЛогоТИП
ЛогоТИП8 апреля 2013 в 06:43

:"Когда же иностранцы научатся делать свои "иномарки" такими же надежными , современными и недорогими , как LADA ?" . Потрясающее чувство юмора обезоружило меня. Не думаю, что LADA вылезло на первое место из-за своей надежности и современности. Денег нет у людей. Были бы деньги, по всей России ездила бы только одна-единственная старенькая десятка - твоя.

4
  • Ответить
аватар пользователя: ЛогоТИП
ЛогоТИП8 апреля 2013 в 07:05

и кстати, русский. Что на данный момент происходит на нашем заводе? Все хорошо? Работают в полную силу? Машины раскупаются? Никто не бастует?

2
  • Ответить
аватар пользователя: Сердобинцев Егор
Сердобинцев Егор8 апреля 2013 в 08:05

Улыбнул но действительно прав :)

0
  • Ответить
аватар пользователя: павел112163
павел11216311 апреля 2013 в 12:56

Ага и компьютер тоже чисто русский военой разработки лично подарили как верному патриоту россии вот где смешно то и камеди клаб отдыхает молодец Русский за ваш юмор я вам поставлю 10 баллов вы победитель, редакция пожалуйста подарите медальку и грамоту как самому активному защитнику нашего автопрома )))

0
  • Ответить
аватар пользователя: павел112163
павел11216311 апреля 2013 в 12:59

Стинг в дурке он мечтает увидеть кто купил иномарки а не вазовские авто он уже где то писал что мы дураки продались иностранцам за качество и красоту их машин )))

0
  • Ответить
аватар пользователя: z_zd
z_zd15 апреля 2013 в 14:49

ты вообще русский или ты как метеорит тунгусский??? "иномарки по 500 уступают лада". что такое пошлина ты знаешь? у пиндосов тойота камри стоит 600т.р. новая!!!! то что завод в кризис вытащили за счет бюджета, куда вся страна гребаные 13% с з/п платит, за сумму в которую могло уложится строительство нового завода любого производителя. "русские лады стоят честно?" за эти слова тебя к стенке нужно ставить. с ваза с самого основания кормились партийцы, потом бандиты, а сейчас, думаю, не нужно пояснять.... твои комменты из цикла "кто здесь?"

0
  • Ответить
аватар пользователя: Евгений Герасимов
Евгений Герасимов14 марта 2015 в 04:03

даа

0
  • Ответить
аватар пользователя: русский
русский7 апреля 2013 в 22:33

А почему бы и нет ? Думаешь , это звезды ? Не похоже . Они же выдают желаемое за действительное , забывая о том , что значит для России LADA . Кстати , недавнее изучение мнения россиян продемонстрировало их явно позитивное отношение к отечественной LADA .

0
  • Ответить
аватар пользователя: павел112163
павел11216311 апреля 2013 в 12:46

Отличный ответ ))))

0
  • Ответить
аватар пользователя: павел112163
павел11216311 апреля 2013 в 12:45

Я чесно незнаю у кого опрос делали ну судя по разговор у себя на работе только в нашей бригаде около 50 человек минимум у кого есть авто и нету ну только двое это я точно слышил их слова что они тоже хотят для себя иномарку ну им непозволяет семейные расходы и судя что теперь твориться в нашей фирме на стоянке завода где работают около 500 людей и где уже не куда поставить машину я вижу постоянные изменения всё больше и больше авто имностраного производства вот где реальная статистика а ту которую здесь писали не знаю откуда взли .

1
  • Ответить
аватар пользователя: dedlen
dedlen15 апреля 2013 в 12:56

Привольнов - звезда!!!

1
  • Ответить
Прикрепить картинку