Ferrari F40. И уже не надо лишних слов...

Суперкары всегда будоражат кровь. Скоростным максимумом, дизайном и, конечно же, ценой. Над ними трудятся лучшие умы компаний, чтобы разработанный автомобиль был выпущен считанным количеством экземпляров, чтобы смог «порвать» всех конкурентов по всем параметрам, чтобы брызги славы окропили страницы резюме художников, инженеров, создававших его. Суперкары достойны внимания, как достойны внимания хорошенькие топ-модели, как редкие записи, найденные в дневниках признанного мастера слова, как полотно известного художника, которое вдруг отыскалось среди музейного хлама. Наша новая рубрика посвящена именно им – суперкарам!

В гонке за скоростью и восторженными криками на грани исступления «уау, вот это тачка!» немногим удаётся выйти на позицию лидера. Суперкар не может возникнуть сиюминутно, у каждого есть предыстория. Появление на свет такого автомобиля сродни молнии, рассекающей небосклон, сродни острейшей бритве, режущей не только плоть, но и душу. Так было и с Ferrari F40, о которой пойдёт дальше речь.

Для начала определимся с понятием «суперкар». Оно размыто - нет чётких критериев, по которым можно было бы отнести тот или иной автомобиль к этому классу. Условные требования для получения титула «спорткар» примерно следующие. Как правило, необходимо, чтобы двигатель имел центрально-моторную компоновку и неплохо, если привод будет на задние колёса. По сути, суперкар – это автомобиль, перепрыгнувший планку спортивной машины; это обуславливает и фирму производителя, зачастую специализирующуюся производством именно спортивных авто и, соответственно, их близких сородичей – суперкаров. Последним достаются суперэксклюзивное оснащение, супермощные двигатели, супердизайн и суперцена. На некоторых из них можно даже погонять по дорогам общего пользования, но это не всегда целесообразно с точки зрения безопасности и затрат на «обувку» и «топливо». Да и зачем? Достаточно же просто показать его у себя в гараже и с надменным лицом брезгливо отпить из бокала с шампанским.

Почему именно Ferrari F40? Во-первых, это одно из самых заметных творений компании, а во-вторых, в этом году этой модели исполняется 25 лет. С 1983 года Porsche 959 катался по трассам, пытаясь доказать, что именно он является самым быстрым серийным автомобилем. Ему это удалось, но такой пир не мог обойтись без чумы. Надвинув забрало, забрызганное ярко-алыми красками, на турнирную арену спорткаров выкатился Ferrari F40. Это случилось в 1987 году.

Ferrari F40 представили на автосалоне во Франкфурте в 1987 году. Именно в 87-ом году компании исполнилось 40 лет – эту дату навсегда увековечило название суперкара

На тот момент боссу компании Энцо Феррари было 90 лет. Он нервничал и, надо думать, был сильно обеспокоен тем, что лишь иногда главные награды в гоночных состязаниях пополняли коллекцию стенда успехов автомобилей Ferrari. Нужно было что-то создавать, но создавать такое, что могло бы увековечить его эпоху правления. У Ferrari была в загашнике модель, которую создали именно как гоночный автомобиль, но на трек так и не выпустили – 288 GTO.

Ferrari 288 GTO выпускалась с 1984 по 1986 годы. Всего было произведено 272 экземпляра модели

Ferrari 288 GTO подходила как нельзя лучше для будущей F40. Садясь в салон, особую опаску должен был вызвать спидометр со шкалой до 320 км/ч и датчик турбокомпрессора. Всё это могло означать лишь одно – там, сзади за тобой такая мощь, которой хватит, чтобы поседеть раньше времени. Двигатель объёмом 2.8 литра с восемью цилиндрами выдавал 400 единиц мощности. Дизайн разрабатывался знаменитым ателье Pininfarina, который выпячивал наружу все достоинства 288-ой модели. Купеобразная капсула скорости обладала приятным комфортабельным салоном - конечно же, в рамках амплуа гоночного автомобиля.

Стоит проследить до конца за цепью эволюции, венцом которой стала Ferrari F40. Компанией было выпущено пять экземпляров модернизированных 288 GTO, к которым в название приписали «Evoluzione». Они были предназначены для участия в раллийных состязаниях. Мощность двигателя довели до 650 л.с., но в связи с тем, что автомобили для ралли «Группы В» были ликвидированы как класс, мотору поубавили «поголовье» до 450 «лошадей».

Двигатель имел поперечное расположение и устанавливался на трубчатую раму, которая была усилена несущими панелями из кевлара

Спрос на Ferrari 288 GTO во многом определил её донорство для модели F40. Дизайн был поручен тому же ателье Pininfarina, именно поэтому можно наблюдать такую схожесть упомянутых автомобилей. Инженерам предстояло пожертвовать массой ради достижения максимальных скоростных качеств Ferrari F40. Речи о металле для изготовления кузова не могло быть, поэтому решили использовать углепластик, который был применён в некоторых элементах конструкции GTO. В отличие от прародителя лёгкий материал был основным для Ferrari F40.

Отказ от изысков позволил снизить массу Ferrari F40 до 1 118 килограмов. Расплатой за это стала пятая точка водителя, который, если вовремя не заметит кочку, обязательно почувствует её

На комфорте тоже поставили крест. «Какие электростеклоподъёмники? Забудьте! Хотите слушать музыку? Послушаете урчание мотора!», - примерно так рассуждали в компании. Даже сиденья не имели никаких регулировок – с заказчика снимались мерки и кресла подгонялись под него. «Диетологи» Ferrari прописывали тем, кто хотел ещё большей лёгкости автомобиля, стёкла из пластика. Из салона вытряхнули почти всё, кроме кондиционера. Почему? Сейчас узнаете.

Энцо Феррари придерживался мнения, что водитель сам должен контролировать автомобиль, без всяких вспомогательных систем, поэтому F40 лишили системы контроля тяги, системы курсовой устойчивости и антиблокировочной системы тормозов

В чреве автомобиля ревел настоящий «зверь» - доработанный «движок» Ferrari 288 GTO. Двойная система турбонаддува с повышенным давлением, которым комплектовалась V-образная «восьмёрка» объёмом 2.9 литра, помогла добиться мощности в 478 л.с. при 7 000 оборотах в минуту. И этот аппарат грелся не только сам, но и дарил своё тепло водителю. Как тут без кондиционера-то? Максимальная скорость Ferrari F40 составляла 371 км/ч, а разгон до «сотни» занимал 3.8 секунды. Конкуренты, Porsche 959 и Lamborghini Countach, негодовали.

Основатель компании и её руководитель Энцо Феррари считал, что F40 должен стать таким автомобилем, который без проблем сможет выехать на гоночный трек в любое время

С таким потенциалом Ferrari F40 просто не могла не выехать на гонки. Дебют новой модели состоялся на трассе Лагуна Сека в 1989 году в рамках состязаний IMSA (International Motor Sports Association). Пилотировал F40 Жан Алези в классе GTO, но до первого места он так и не добрался – полноприводные Audi 90 забрали «золото» и «серебро». Это были частные соревнования – никакой поддержки от Ferrari, никаких доработок, просто серийный суперкар. Ferrari F40 выбирали Жан-Пьер Жабуи, Жак Лаффит и Харли Хейвуд, но выше второго места ни один из них не поднялся. Самыми успешными «забегами» для F40 стали «4 часа Валлелунги» и «4 часа Андерсторпа». Ferrari смог побить McLaren F1 GTR.

Не смотря на высокую цену в 300 000 $, Ferrari F40 пользовалась большим спросом. Себе в коллекцию её приобрели Майк Тайсон и Диего Марадона 

То, что особой славы на гоночных треках в своё время Ferrari F40 не снискала, не убавляло желающих приобрести этот автомобиль. Сначала компания рассчитывала произвести 400 экземпляров модели, но ажиотажный спрос на неё заставил «наштамповать» в три раза больше. Всего с 1987 по 1992 годы было выпущено 1 311 Ferrari F40.

За n-ную сумму денег султан Брунея заказал себе Ferrari F40 с рулём, расположенным с правой стороны. Отделку салона на заводе в Маранелло для этого случая тоже пересмотрели...

Образец выдающегося спортивного дизайна. Суперкар, который стал олицетворением мощи и скорости. Последнее творение Энцо Феррари и первый «дорожный» автомобиль, разогнавшийся больше 320 км/ч. С юбилеем, что ли…