Дебют гроссмейстера Карпова: как ходит «Мишка»?

Родился проект, но как часто это бывает, обстоятельства жестоко убили его. Все попытки реанимации, длящиеся без малого десять лет, должны прекратиться этой осенью – либо заказывать поминальную службу, либо праздновать второе рождение. Речь идёт о проекте «Мишка».

Все уже было предали забвению задумку о создании малолитражного автомобиля класса «А», как двумя неделями раньше, «Мишка» разворошил улей СМИ своей небольшой лапой. На московском «ЗиЛе» начались подготовительные работы к производству микролитражек, которым когда-то прочили огромную популярность.

Всё начиналось не так давно. В 1997 году «Автосельхозмаш-холдингом» был разработан компактный, малолитражный автомобиль. Им помогали специалисты из Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. В принципе, это не так важно. Главное, что создатели очень хорошо просчитали все плюсы и минусы своего проекта. На то время главным и, пожалуй, единственным представителем класса «А» в России была «Ока». Добавьте к этому то, что спрос на ВАЗ-11113 превышал предложение, а значит «Мишке» было где развернуться.

Вспоминаем дальше. В 1999 году на Российском международном автосалоне был представлен первый опытный образец «Мишки». Общественный резонанс был. Поднялась шумиха: «Мишка» - революционная разработка, в основе которой лежит «отвёрточный» принцип сборки, до которого даже японцы не дошли. Вам смешно? Строились наполеоновские планы по выпуску и наращиванию мощностей (на уровне предположений и гипотез, разумеется). Естественно, нужно было выбирать место для производства нового автомобиля. Вариантов было много, в числе которых был «КавКАЗ-М», привлёкший к проекту даже американцев, назвавших нового представителя «А» класса «Michael». Самой реальной перспективой был «Ленинградский северный завод»… Если вы до сих пор не видите «Мишек» на дорогах страны, то значит, что в конце 90-х что-то не заладилось. «Не заладилось, и ладно», - сказали или подумали многие. В такие моменты в «добрых» фильмах появляется герой, спасающий всё на своём пути. В сериале «Мишка» героя зовут Анатолий Карпов.

Анатолий Евгеньевич Карпов тащил проект, как локомотив. Сам он не любит автомобили, крутить «баранку» - не его... Вот такой вот гроссмейстер-альтруист

Свою партию гроссмейстер, двенадцатикратный чемпион мира по шахматам, Карпов начал в 2003 году. В январе обозначенного года учреждается новое открытое акционерное общество «Мишка-Тула-Москва». Под патронажем титулованного шахматиста дело сдвинулось с мёртвой точки. Сначала свои площади под производство «Мишки» планировал выделить Тульский комбайновый завод. Рокировка влиятельных лиц в администрации города препятствовала началу выпуска. Карпов с единомышленниками, надо думать, потратил много сил, средств, а тут – новый хозяин Тульской области, которому даром не нужно было это производство микролитражного автомобиля. Суды, тяжбы и прочее. Позже в губернаторском кресле оказывается более благосклонный к «Мишке» человек… Только вот Тульский комбайновый завод оказался ненужным ОАО «Мишка-Тула-Москва». Выбор пал на «ЗиЛ»… мол, есть там и кадры и условия, а автомобиль нуждается в серьёзной доработке. На заводе им. Лихачёва соберут первую партию автомобилей в количестве 250 штук.

Кратенькая биография «косолапого» набросана. Вы понимаете, что вопрос о производстве малолитражного автомобиля в наше время особенно актуален. Но актуален ли вылезший из берлоги «тульский медведь», от которого веет девяностыми со всеми их прелестями: дефолтом, кризисами, банкротством и жаждой заработать денег. В принципе, всё осталось на своих местах, за исключением некоторых вещей. Пожалуй, только вкусы и претензии на изысканность и комфорт у людей обострились.

Дизайн «Мишки», безусловно, оставляет желать лучшего. Так думают многие, но они во многом ошибаются. Обо всём по порядку. Помните, когда-то в Англии одна фирма изготавливала конструкторы: покупаешь, собираешь, если руки растут из нужного места, и получаешь крохотную машинку. «Мишка» делается примерно по такому же принципу. Скелет сварен из низколегированной стальной трубы квадратного сечения. Толщина стенок – 3 мм. На каркас крепятся пластиковые кузовные панели. На сам кузов производитель даёт десятилетнюю гарантию.

Но нет никаких гарантий по пассивной безопасности. Краш-тестов мы не нашли, но имея хоть какое-то представление об автомобилях, не трудно представить, что произойдёт при лобовом столкновении.

«Мишка» немногим больше своей популярной предшественницы «Оки»: длина – 3 330 мм против 3 200 мм, ширина – 1 575 мм против 1 420 мм, высота – 1 442 мм против 1 400 мм. В клиренсе «Туляк» тоже выигрывает, он у него – 185 мм.

Тип кузова, предусмотренный для «Мишки» изначально, - универсал. «Отвёрточный» тип сборки позволил добавить в линейку и пикап, и фургон. Ранее производители козыряли тем, что возможен и тип кузова «ландо» - универсал, лишённый крыши (верхняя панель легко откручивалась и снималась, и если в конструкции ничего не изменили, то превратить автомобиль в «ландо» не трудно). Первая партия будет состоять из 150 универсалов и 100 фургонов-пикапов.

То самое «ландо»

Вернёмся всё-таки к архаичному дизайну «Мишки». Можно ли его оправдать долгой спячкой? Думаем, что можно. Крайне малая заинтересованность инвесторов в этом автомобиле со всеми вытекающими отсюда последствиями? Принимается. Некоторые додумываются сравнить «Мишку» с прохоровским «Ё-мобилем»… Это не совсем корректно. Во-первых, разные классы автомобилей. Аудитория у них одна: «народ»,- как выражается большинство. Только теперь без обид и всяких огорчений с диким воплем. Народ у нас с разным достатком, если уж говорить открыто – тут ничего нового для вас. Вспомним, сколько должен был стоить «Ё-мобиль», изначально – 360 тысяч рублей. Сколько он стоит теперь?! «Мишка» же сохранил свою стоимость на ранее заявленном уровне – до 200 тысяч рублей. Нас даже не обманули, тульский микролитражный универсал можно заказать по цене от 195 тысяч рублей. Плюс дополнительные опции, но это по желанию клиента. Судьба проекта, как вы могли заметить, не очень лёгкая, даже серийно ничего собрать не успели. Не успели собрать, показать, доказать, что спрос будет – считай, что спонсоров нет. Нет спонсора – нет денег. Нет денег – нет инноваций. Делать такой бизнес исключительно на кровно заработанные нельзя, а то потом придётся лапу сосать на пару с «Мишкой». Да и о каком дизайне может идти речь за такие деньги? Анатолий Карпов очень хорошо сказал: «автомобиль для не очень крепкого среднего класса». По меркам международным, средний класс в России – танец на черте бедности в Европе.

Один из опытных образцов «Мишки» был оснащён комбинированной электроустановкой. Схема примерно та же, что и в «Ё-мобилях»: двигатель заряжает суперконденсаторы через генератор. Даже конструкция у автомобилей похожа – каркас и панели из полимерных материалов

Вообще, проблем с внешностью у «Мишки» быть не должно. Новый дизайн автомобиля будет разрабатываться с Франко Сбарро, человеком, который действительно смыслит в своём ремесле. Менять облик можно каждые 6-8 месяцев, говорит производитель. Успевай только рисовать…

Франко Сбарро - настоящий дизайнер-психопат. Ознакомьтесь с его работами на досуге. «Мишку» он уже видел и в его голове полно идей

Дизайн – только обёртка, с которой можно смириться, если внутри ожидает что-нибудь вкусное. Речь пойдёт о двигателях для «Мишки». Перевернём назад пару страниц истории проекта. Первоначально, тульская микролитражка должна была получить агрегаты от «Оки», но мы уже говорили, что спрос на ВАЗ-11113 был огромным, двигателей не хватало и, как следствие, ничего «косолапый» не получил. Пробовали оснастить «движком» от ВАЗ-21081, но в 90-х автомобильная отрасль переживала не лучшие времена. Тогда решились одолжить на пробу 1.3-литровый 70-сильный мотор у «Таврии» производства Мелитопольского моторного завода. Двигатель сделал модель длиннее, шире и чуть дороже. Этот агрегат до сих пор в строю и «Мишка» катается на нём. На «ЗАЗах», кстати, стоит такой же. Максимальная скорость «Мишки» - 155 км/ч, а расход топлива – около 5.8 литров на 100 км пробега. Коробка передач – механическая «шестиступка».

Поражает, конечно же, универсальность конструкции, которая позволяет оснастить автомобиль любыми двигателями объёмом от 1.1 до 1.4 литра. Так, например, подойдут моторы от Renault Twingo, Peugeot 107, Volkswagen Lupo и ВАЗ-11194.

Коли речь зашла об адаптации. «Мишка» - хороший, но не идеальный вариант для инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Сиденья расположены на том же уровне, что и у инвалидных колясок – позволит без проблем пересесть с кресла за руль и наоборот. Проёмы дверей достаточно широкие, если судить по фотографиям и верить словам знакомых с «Мишкой» лично. К тому же на сегодняшний день реально наладить выпуск микролитражек с рычажно-пружинным механизмом; у него три версии: для людей без двух ног и людей без левой или без правой ноги. Гроссмейстер Карпов, позвольте пожать Вам руку за такую заботу. Мы знаем, что ни один производитель не выпускает автомобили (верим, что «Мишку» запустят), предназначенные специально для инвалидов. Вот только пассивная безопасность… улучшить бы.

Втроём усесться на заднем сиденье будет проблематично. Оптимальный вариант - два взрослых человека, да и то тесновато. Объём багажного отделения - 400 литров, если сложить задние сиденья, то он увеличится вдвое

Логично будет сказать, что Анатолий Карпов больше не является учредителем ОАО «Мишка-Тула-Москва». Эту должность в 2011 его заставило сложить место депутата в Государственной думе. Закон обязывает. Теперь предприятием «заведует» американец Максим Длуги (кстати, тоже известный шахматный гроссмейстер!), владелец фирмы ОАО «ПО Вертикаль», вложивший инвестиции в проект «Мишка». Так что теперь судьба микролитражки зависит от максимума сил и возможностей Максима.

Цена на универсал в стандартной комплектации начинается от 195 тысяч рублей. Фургон и пикап стоят дешевле - от 170 тысяч рублей. Самая дорогая начальная версия - для инвалидов. Она оценивается в 215 тысяч рублей

Чего ждать нам от ОАО «Мишка-Тула-Москва» в ближайшее время? План по выпуску – 30 тысяч автомобилей в год. В сентябре-октябре 2012 года мы должны увидеть 250 автомобилей, собранных на «ЗиЛе». Если их не будет, то партия, успешно начатая Карповым и продолженная им в самые трудные годы, будет проиграна. Сможет ли «Мишка» из пешки превратиться в могучего ферзя? Узнаем ли мы, как ходит «Мишка»? Или всё-таки это был просто гамбит… Бессмысленный гамбит.