Автопробег "Тольятти-Байкал". Глава X

Статья

Чтобы было понятно, о чем тут речь, прочитайте эту историю сначала...

Рёв мотора, вой раздатки, шрапнель гравия по аркам и днищу - день 8 августа 2010 года начался для «Экспедиции за сокровищами России на Chevrolet Niva» с настоящего ралли. График маршрута подразумевал достаточно серьёзный темп, а дорога от Телецкого озера до Кемерово не отличается качеством. Сразу после старта от озера Телецкое трасса оказалась извилистой, под колёсами - гравий, а в поворотах «притаились» влажные земляные промоины и глубокие лужи. По этой «альтернативной» трассе экспедиция пересекла границу Алтайского края и Кемеровской области. Полтора часа гравийного «спецучастка» со средней скоростью в 85 км/час оставили свои отметины на лобовых стёклах автомобилей – скол на одном и внушительную трещину на втором. Дальше участки извилистого плохого асфальта долго чередовались с влажным гравием, пока, наконец, автомобили не вышли на асфальтовую трассу на Новокузнецк и Кемерово.

То, что сейчас под колёсами - это не обочина. Это дорога

Кемерово и конь Рубин 

Город встретил нас проливным дождём, молниями, громом и срываемыми с деревьев ветками... Вы когда-нибудь ловили молнию в объектив? Занятие адски трудозатратное. Нужны исполинское терпение и бешенная реакция. Когда мы подъезжали к Кемерово, я на заднем сиденьи караулил момент, когда молния ударит в землю. Не поймал ни разу, задолбался и забил. Хотя потом, посмотрев снимки, обнаружил на одном из них славную такую молнию. Получилось-таки! Нда, погодка в тот день была супер... Зато сотрудники из дилерского центра «Сибинпекс» устроили очень тёплый приём, рассказав о Кузбассе и хорошем спросе на Chevrolet Niva у людей, занятых в добыче угля. Собственно, добычей угля в Кемерово (а точнее - вокруг Кемерово) заняты все... Нам подарили торт, стилизованный под главное сокровище Кузбасса - каменный уголь. Выглядело это... да прям вот так и выглядело.

В Кемерово есть светодиодные перетяги. Количество меняющихся изображений - 5

Вечер 8 августа ушел на ознакомление с городом. Если вы ещё не были в Кузбассе, обязательно посетите. Гарантирую, вы пропрётесь. В переводе с тюркского «кемер» – это гора, разлом, а «томь» (Томь протекает через Кемерово) – «тёмный». Исторический центр Кемерово Красная горка – район, где сохранились первые в городе дома с санузлами, построенные голландским инженером в 19 веке. Сейчас эти жилые дома приравнены к памятникам архитектуры. Правда, жильцов отуда выселить городским властям не удаётся, хотя они очень стараются. В городском музее выставлены старые карьерные самосвалы и экскаваторы, которые осуществляли угледобычу в советские времена.

Любознательные клиенты дилерского центра Шевроле и кемеровское ТВ

История Кузбасса – это история непрерывного подвига. Труд шахтёров в прежние времена был просто каторжным. Ну, например, знаете ли вы, кто такие «саночники»?

Это люди, которые, карабкаясь на четвереньках, вывозят «на гора» (на поверхность) вагонетки с углем. Самое страшное в шахте – это скопление метана, газа без запаха и цвета, который при определенной концентрации может взрываться. Шахтёры, опускаясь вниз, брали с собой канарейку в клетке – только по её беспокойному поведению можно было определить наличие метана в спёртом воздухе шахты.

Денис Корнутенко объясняет журналистам, почему Шевроле Нива - самый крутой внедорожник России

Сейчас и инструмент, и оборудование, и условия труда шахтёров изменились, но трудоемкость уменьшилась незначительно. Шесть часов в день шахтёр проводит в шахте, поднимаясь на поверхность только в конце смены, причем не имея возможности отдыха и перекура, поскольку зажигалки строжайше запрещены.

Такие бульдозеры работали на угледобыче в 70-80-е годы 

После «саночников» вагонетки с углем долгое время таскали лошади, которые рождались прямо в шахте. Полагалось к одной лошади цеплять по восемь вагонеток, и она умела определять их количество по стуку колёс. Но часто животное обманывали, заматывая колёса тряпками и цепляя по десять или одиннадцать вагонеток.

Шахтёр-"саночник". Как живой

В середине 50-х вагонетки перевели на электротягу, но последнего коня по кличке Рубин вывели из шахты только в 1972 году. Слепого от рождения Рубина встречали на поверхности с оркестром и вообще с помпой, хотя вряд-ли ему это было приятно и нужно. Но, как ни странно, он смог адаптироваться к жизни на поверхности и прожил ещё много лет, пребывая «на пенсии» в одном из колхозов. Сейчас на Красной Глинке стоит памятник Рубину. Привет тебе, Рубин.

Слепого коня по кличке Рубин под звуки оркестра выводят из угольной шахты, где он родился, жил и работал

Угольный колорит и Тимур

Кемеровский угольный рудник был основан в 1907 году. Взрывы и обвалы на шахте, к сожалению, не редкость. В шахтёрских городках вокруг Кемерово люди живут только добычей угля, передавая ремесло от отца к сыну. Кузнецкий бассейн ежегодно даёт стране 1,5 миллиона тонн угля, добываемого в 8 угольных разрезах и 56 шахтах. Старые выработанные шахты обычно затапливают водой, из-за чего существует опасность провалов почвы. Запасов угля по разным оценкам здесь хватит ещё на 200-500 лет.

Место для свадебной фотосъёмки. На противоположном берегу Томи - дымящие и огнедышашие заводы

Всё-таки это очень специфическое место. Со своим колоритом и своим самосознанием у населения. Кроме многочисленных полноростовых шахтёрских манекенов на Красной Горке поражает ещё вот что: у молодожёнов есть традиция фотографироваться в беседке на высоком берегу Томи. При этом фоном на фотографиях служат многочисленные заводы угольной промышленности, разбросанные на противоположном берегу, с дымящими трубами и дожигающими факелами. Апокалиптическое зрелище странно сочетается с белой фатой, беседкой и висящим с её потолка красным сердцем в золотых колокольчиках...

На Красную горку нас повёз один из приглашённых дилерским центром гостей - парень по имени Тимур. В "ви-ай-пи" списки кемеровского дилера он попал потому, что приобрёл первую рестайлинговую "Шниву". До этого он ездил на праворукой Тойоте. Мы разговорились, он рассказал про свою жизнь и работу и про Кемерово вообще. К угольной промышленности Тимур отношения не имеет, а занимается статистикой в крупной телефонной конторе. По его рассказам, проблемы у Кемерово очень похожи на тольяттинские - новый московский менеджмент старательно уводит из области угольные рубли, пахнущие почти так же приятно, как нефтедоллары... На прощанье я попросил Тимура сфотографироваться со мной. Всё-таки не часто вот так, навскидку, встретишь в нереальной дали от дома хорошего «своего» парня, с которым приятно поболтать далеко за рамками официального приёма и которого, к тому же, зовут в точности так же, как твоего годовалого сына... Привет тебе, Тимур.

Многие человеческие жизни, которые забрала Шахта. Фрагмент памятника шахтёрам на Красной Горке. Последняя крупная авария на Кузбассе произошла в ночь с 8 на 9 мая 2010 года. В результате двух взрывов метана на шахте Распадская погиб 91 человек.

Вечером мы отужинали в ресторане «Забой». Вообще забой - это то, куда ходят на работу шахтёры. А ресторан «Забой» - место весёлое и с атмосферой. Правда, находится он в жилом доме и музыку после 23 часов приходится слушать тихо-тихо, но во всём остальном - местечко блеск. Основная его территория находится в подвале (ну а где-же ещё?), где мумии-шахтёры, столы-вагонетки и кабинет директора шахты (в нем тоже можно употреблять алкоголь). Но мы, пользуясь августовским теплом, расположились на верхней веранде с видом на улицу. Накормили нас отлично. Больше всего запомнилось мороженное с кедровыми орешками. Эти ребята как-то по особому обжаривают орешки в мёде...

По пути в гостиницу неожиданно порадовала Zafira, которая нас туда везла. Доселе перемещаться на этом автомобиле не случалось, а тем паче на третьем ряду его сидений. Оказывается, в небольшой с виду «универсало-минивэн» помещается шестеро рослых мужиков в шахтёрских касках!

Едем в Красноярск

Денис2

Утром следующего дня нас покинул руководитель группы Денис. У него внезапно начался отпуск - самолёт унёс его к супруге, чтобы потом унести их вместе на какие-то красивые пляжи. Денис - это человек, который шокировал окружение своим беглым французским и какими-то энциклопедическими объёмами знаний по самым разным вопросам.

Он был бы типичным "отличником", если бы был занудой. Но им он, к счастью, не был. Вследствии чего участники экспедиции получили отличного руководителя группы. И просто хорошего парня в свою компанию. Привет тебе, Денис.

Красноярск и Полина

А мы покинули дождливый Кемерово и погнали в Красноярск. В город въезжали уже по солнышку. На въезде в Красноярск сидят пацанчики, продающие ворованные мобильники. В этом городе подходил к концу второй этап экспедиции «За Сокровищами России на Chevrolet Niva», этап «Алтай». Экипажи второго этапа принимали дилерские центры «Викинг Моторс» и «Атлантик Моторс», устроив концерт. Для участников экспедиции играл такой вот дуэт: улыбчивый дядька на саксофоне и Chevrolet Niva, нашпигованная хорошей «музыкой».

Carobka.ru участвует в пресс-конференции в городе Красноярск

Всё-таки забавно смотреть на все эти дилерские центры, продающие тольяттинский продукт, расположенные за тысячи километров от дома. Но ещё более забавно видеть на широком столе табличку со своим именем и логотипом "Carobka.ru". Дело в том, что в автосалоне «Викинг Моторс» нам устроили масштабную пресс-конференцию. Журналюги попались любопытные и даже въедливые, и вопросы были самыми разнообразными: об открытых экспедицией сокровищах, об отзывах рядовых потребителей, о том, где лучше всего нас встречали, о поломках и неприятных сюрпризах в пути, о том, почему мы так хорошо выглядим после долгой дороги, и своим ли ходом вообще мы сюда добрались из Тольятти... Честно говоря, мне самому в это уже мало верилось.

Opel Commodore GS/E Coupe. Эта тачка продаётся

Таким же ирреальным казался чумовой Opel Commodore GS/E Coupe родом из конца 60-х, который стоял в автосалоне прямо на входе. Причем это огорошивающее каждого входящего в автосалон чудо не было музейным экспонатом: на абсолютно готовый к эксплуатации сияющий автомобиль можно было запросто оформить договор купли-продажи. Владелец продавал его за вполне адекватные деньги - что-то около полумиллиона рублей.

Часовня Параскевы Пятницы

Участникам экспедиции презентовали главное «сокровище» здешних мест – Красноярскую ГЭС, изображение которой есть на каждой десятирублёвой банкноте. Рассмотрев картину с изображением ГЭС, мы решили туда прошвырнуться. Заехали на часовню Параскевы Пятницы, посмотрели с высоты на город, замёрзли и поехали дальше. Следующим пунктом была смотровая Слизнево - отсюда открывается мега-гипер-вид на Енисей. Если бросить взгляд сначала на статую осетра (дада, именно статую), прорвавшегося сквозь сеть, а потом на водную ширь, неминуемо придут на ум слова классика, Эдуарда Сурового: "Енисей, Енисей, ты удобный, Енисей: хочешь купайся, а хочешь - пей".

Набережная и мост в Красноярске

Веселья нашему визиту на Енисей добавляли и странные туристические посудины, сплавлявшиеся в тот момент по реке. Мы весело обсуждали их, однако с нашим задорным видом контрастировала девушка, печально глядящая на воду. Мы быстро выяснили, что зовут её Полина. Спросили, почему она такая грусная. Попросили помочь нам добраться до Красноярской ГЭС, предварительно заверив её, что мы не маниаки, а вполне приличные и даже отчасти женатые ребята из Тольятти. Странное дело, но она согласилась.

Уже в машине выяснилось, почему она оказалась в одиночестве на смотровой площадке. Она приехала к своему парню на другой конец города, а он сказал ей, что много думал и решил, что им пора расстаться. И вообще в приоритетах у него сейчас работа. Они были друзьями с детства, только недавно начали "встречаться", и тут такая... хрень. Но надо ли говорить, что специалисты "Радио Шеви Нива ФМ" помогли Полине в кратчайшие сроки поправить душевный баланс? Понятно, мы не решили её проблем, но она провела время в компании, вместо того, чтобы мёрзнуть в одиночку. На обратном пути с Красноярской ГЭС (ребята, она точь-в-точь, как на десятирублёвке, только больше) Полина пересела в свою праворукую "японку" и остаток дороги до города мы проехали весёлым кортежем, перемигиваясь аварийками. В Красноярске мы разъехались в разные стороны и больше никогда не виделись. Привет тебе, Полина.

Енисей. Вид со смотровой площадки Слизнево

Сергей

Про Сергея Попова, ещё одного участника экспедиции, меня предупредил ещё в Тольятти руководитель Каробки, Евгений Чувтаев. Он сказал, что в Омске к экпедиции присоединится клёвый пацан - и не обманул. С Серёгой мы сдружились сразу, стали неплохими "попутчиками", облазили все окрестности попадавшихся нам на пути городов, рек, озёр и гор, а когда экспедицию покинул Денис Корнутенко, Сергей спешно зазвал меня в свой "ноль-двадцать-шестой" экипаж.

Ехать с ним было весело, надёжно и ненапряжно. Этот парень умеет очень заразительно хохотать и явно клал на житейские трудности. Привет тебе, Серёга.

Красноярская ГЭС

Перед финальным рывком

Добравшись в гостиницу, мы собрались у меня в номере, достали последнюю "баллистическую ракету" медовухи и долго не желали расходиться. Смотрели фотографии, болтали и удивлялись тому, что всё заканчивается так быстро. Ведь завтра утром ребята улетят в Тольятти, а я поеду дальше в сторону Тайги и Байкала.

За пару часов до сходки у меня в номере мы попали в хороший красноярский ресторан на ужин, который устроили дилеры, и там я впервые увидел людей, с которыми мне предстояло одолеть третий этап экспедиции, «Байкал». А они увидели меня. Но об этом я расскажу в другой раз.

Фото: автора и Дениса Щуровского

Друзья, спасибо за репост

Комментарии

Прикрепить картинку