Ямы на дорогах. Как возместить ущерб?

Статья

Когда мы задумывали материал о весенних дорогах Тольятти и Самары, в планах было составить подробную «легенду» с перечислением всех самых опасных дефектов дорожного покрытия — чтобы обезопасить и предупредить рядового автолюбителя. Но когда мы начали фотографировать тольяттинские дороги, мы поняли, что «дорожное полотно» - это не подходящее слово. Гораздо более подходит — «дорожный ад». Вся дорога — одна большая яма.

Спокойно на таком покрытии (скорее «открытии») чувствуют себя только владельцы внедорожников. У кого подвеска «дорожная», а профиль резины оказывается низковат для преодоления асфальтовых кариесных полостей с острыми краями, зачастую оказываются в ситуации стояния на обочине — или прямо возле ямы — со спущеными колёсами и погнутыми дисками. Итак, два сакраментальных русских вопроса в контексте одной из двух сакраментальных русских бед — кто виноват и что делать, если вы попали в яму на дороге?

Подробный анализ множества подобных инцидентов свидетельствует о том, что механизм возмещения убытков всё же существует.

Как возместить ущерб при попадании в дорожную яму

Шаг первый. Сразу после попадания в яму нужно включить аварийку и выставить знак аварийной остановки на расстоянии 10-15 метров от ямы — чтобы предупредить попадание в неё других участников движения.

Шаг второй. Записать имена, фамилии, телефоны, адреса свидетелей произошедшего ДТП.

Шаг третий. Позвонить в ГИБДД с просьбой прислать экипаж для регистрации ДТП. Зафиксировать фамилию и звание принявшего звонок. Вам могут отказать в прибытии экипажа и предложить приехать и зарегистрировать ДТП самостоятельно — в этом случае так и нужно поступить.

Шаг четвёртый. Перед поездкой в ГИБДД нужно составить схему ДТП. На рисунке обязательно должны быть: привязка к местности и размеры ямы (длина, ширина, глубина). Желательно сделать фото — тут необходимо положить рядом с ямой какой-либо предмет, чтобы можно было оценить относительные размеры дефекта дорожного полотна. Предмет нужно сохранить, а саму схему подписать одним из свидетелей.

Шаг пятый. После регистрации ДТП в Госавтоинспекции убедитесь, что в справке о ДТП нет упоминаний о том, что вы нарушили ПДД. Если такое упоминание есть, нужно писать жалобу ни имя начальника областного ГИБДД с детальным описанием всего произошедшего, аргументированным несогласием по вынесенному определению и просьбой: 1) отменить определение в отношении вас по поводу нарушения Правил. 2) письменно ответить по существу жалобы в установленный срок 3) вынести определение  в отношение дорожных служб, ответственных за данный участок дороги. 4) сообщить об ответственных за данный участок дороги (если такой информации не было получено при регистрации ДТП).

Шаг шестой. Проведите оценку повреждений, обратившись в Департамент дорожного хозяйства и к дорожной службе, обслуживающей данный участок дороги.

Шаг седьмой. В приёмную директора организации, обслуживающей данный участок дороги необходимо направить документ под названием «Досудебная претензия по возмещению ущерба». В нём нужно подробно описать произошедшее, а главное указать причинённый ущерб — стоимость покрышек, шиномонтажных работ, ремонта повреждённых дисков. Кроме расходов, которые можно подтвердить документально, можно указать «неподтверждённые расходы» - например, расходы на доставку запасных колёс к месту ДТП.

Не будет лишним напомнить в претензии, что судебные издержки дорожной организации могут составить сумму гораздо большую, чем требуемая вами: госпошлина от величины ущерба, нанятый потерпевшим адвокат, потеря потерпевшим заработка из-за нахождения в суде. Далее в претензии нужно предложить перечислить названную сумму в досудебном порядке по указаным реквизитам или выдать наличными. В конце нужно попросить дать ответ в установленный срок (например, пять календарных дней с момента получения) и указать, что в случае отсутствия ответа вы будете вынуждены обратится в суд.

Герои Асфальта

Вывод из приведённой схемы напрашивается один — получить деньги за ущерб с дорожных служб можно, но вряд ли это получится сделать быстро. Если вас угораздило стать "героем асфальта ", вполне возможно, что вам потребуется помощь адвоката, а также крепкие нервы и настойчивость.

Вот выдержка из ГОСТ Р 50597-93, оговаривающему требования к дорожному покрытию: «Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см». Не будем принимать во внимание то, что, по мнению авторов ГОСТа, длина у ямы должна быть меньше, чем ширина. В этом интересном документе оговаривается ещё и площадь (в кв.метрах) предельных размеров повреждений. В целом понятно, что чтобы яма не соответсвовала ГОСТу (а как в нашей стране без ГОСТа на ямы?), она должна быть довольно внушительных размеров. А по опыту известно, что пробить колесо и помять диск можно об рытвину гораздо меньшего размера. Хотя и гиганских ям "не по ГОСТУ" в нашем городе сейчас с избытком...

Все приведённые выше фотографии мы сделали около недели назад. С тех пор ямы стали больше и глубже раза в два. Правда, некоторые из них (например, в Зелёной зоне или на кольце Свердлова-Ст. Разина в Автозаводском районе или на улице Мира в Центральном районе) дорожные службы спешат заделать  «по мокрому», на скорую руку заваливая рассыпчатой асфальтовой массой (так называемым "литым" асфальтом). Не вызывает никаких сомнений, что долговечность такой «заплатки» составляет срок около месяца, не более. Но ничего другого сейчас сделать, видимо, нельзя. Разве что вернуться в прошлое и уложить по осени асфальт нормального качества.

25 марта, уже когда дописывался этот материал, нам стало известно о большой яме в Автозаводском районе г. Тольятти по улице Ворошилова в районе бизнес-центра «Европа». Яма оказалась просто гигантской и была скрыта под толщей воды — стоки в этом месте, понятное дело, не работают. Мы взяли комментарий к происходящему у некоторых из тех, кто припарковался у этой ямы, вынуждено меняя колёса:

Александр, автомобиль Лада Калина:

«Меня только что два раза окатили с головы до ног, так что у меня эмоций... Двигаясь по направлению к Южному шоссе, я влетел в яму, которую было вообще не видно под слоем воды. Получилось, что загнуты оба диска, спустили оба колеса. Переднее я уже поменял, сейчас жду товарища с ещё одним колесом. Я слышал о том, что можно попробовать возместить ущерб, но звучит сомнительно. У меня недавно произошло ДТП, а фирма-виновник разорилась — придётся теперь отправлять документы в Москву, так что бумажной волокиты мне в ближайшее время хватит. С этим случаем буду разбираться сам, что ж теперь...»

Владимир Петрович, автомобиль ВАЗ-2104:

«Яма скрыта водой. Ехали со скоростью около 40 км/ч, удар — и сразу два колеса пробиты насквозь, и диски помяты. Надо бы обратится с жалобой, но я не знаю куда, и что для этого нужно... С места, где это произошло, я уже уехал. Заехал во двор, поменял одно колесо, а позже оказалось, что пробито и второе...»

Маркс, автомобиль ГАЗ «Газель»:

«Сейчас очень много таких случаев. Вода, где именно находится яма, ты не знаешь. Въезжаешь в лужу, удар — всё, ты стоишь! Вон нас сколько тут стоит! (на тот момент в районе ямы находилось четыре автомобиля, у всех пробиты оба колеса справа — прим. ред.) Я знаю, что можно обратится с жалобой, но вряд ли что из этого получится. Дорожные службы просто ничего не могут с этим поделать! Положение такое: один день холодно, второй тепло — асфальт разрушается. Такие дороги нужно просто закрывать!»

Владимир, автомобиль Лада Приора:

«Напротив магазина «Зинаида» яма, которую ещё можно увидеть со стороны, но когда двигаешься в потоке машин, по луже идёт волна, и различить дефект практически невозможно! Очень большая яма — глубокая и острые края! Здесь пешеходный переход, скорость небольшая — я двигался со скоростью примерно 40 км/ч. На этой скорости я попал в яму — сразу спустили оба колеса с правой стороны! Сейчас я отвёз эти колёса в ремонт — в принципе, заклеить их можно, но балансировке они уже не поддадутся. Придётся покупать новую резину, а это как минимум 2500 рублей колесо... Вчера здесь стояли гаишники, прошли уже сутки — почему до сих пор ничего не сделано? Если вызывать в такой ситуации ГАИ, разве их дождёшься? На такое ДТП они приедут, может быть, только ночью, когда у них будет свободное время — а столько времени у меня нет!

...Как действовать в этой ситуации самостоятельно, как составить схему и куда с ней идти — я не знаю... Я живу в этом районе — в ближайший двор люди после этой ямы заезжают на спущеных колёсах. Только за сегодня (местное время на тот момент: около 15:30 — прим. ред.) таких машины было уже шесть или семь!.. Надеюсь, что с помощью этой публикации удастся, наконец, достучаться до тех чиновников, от которых зависит состояние наших дорог!».

Комментарий Департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии городского округа Тольятти:

«За причинение автовладельцу ущерба ответственна дорожная организация-подрядчик. В Автозаводском районе это Департамент ЖКХ, в Центральном районе - «Экосфера», в Комсомольском — РСУ. Для получения компенсации на место аварии нужно пригласить сотрудника ГИБДД, чтобы он зафиксировал её факт. Потом документы нужно передать в дорожную организацию. Для оценки суммы ущерба нужно обратится в наш департамент и к дорожникам - будет проведена экспертиза. В этом году такие обращения уже были. Сейчас выполняется экстренный ремонт дорог литым асфальтом — в данных погодных условиях это единственная возможная мера. После установления плюсовой температуры будет проведён текущий ремонт дорожного полотна картами — то есть со снятием слоя старого асфальта. Эти работы начнутся после 1 мая».

PS: Наверняка у вас остались вопросы. Задайте их по этим телефонам:

  • Отдел контроля за содержанием и эксплуатацией дорог при Департаменте дорожного хозяйства г. о. Тольятти: (8482) 28-56-53;
  • Департамент транспорта администрации г. о. Самара: (846) 260-81-51.

Фото: Руслан Крамар

Друзья, спасибо за репост

Комментарии

Прикрепить картинку