История марки Triumph

Triumph Motorcycles Limited — британский производитель мотоциклов со штаб-квартирой в городе Хинкли. Его история началась в 1885 году, когда выходцы из Германии, Зигфрид Беттманн и Мауриц Шульте, выкупили в Великобритании предприятие, где запустили производство велосипедов под маркой Triumph.

До этого Зигфрид Беттман уже получил кое-какой опыт продаж велосипедов: в Англии этот вид транспорта тогда становился все более популярным, и он организовал продажи велосипедов, изготавливаемых бирмингемским фабрикантом Уильямом Эндрюсом. После быстрого роста продаж и встречи с Маурицем Шульте Зигфрид решил наладить собственное производство. 

Технологии на стыке веков подарили миру двигатель внутреннего сгорания, которому инженеры и предприниматели искали как можно больше применений. Прародителями мотоциклов стали велосипеды с моторами, которые начали выпускаться и под маркой Triumph. В 1902 году появился «первенец», который, недолго думая, так и назвали — №1. Он оснащался усиленной рамой и 239-кубовым мотором Minerva мощностью 2 л.с., произведенным в Бельгии. Этот моторизированный велосипед мог разгоняться до 40 км/час. Он получил привод ремнем, но не потерял привычный для велосипеда цепной привод от педалей. 

В 1905 Шульте привлек к работе инженера Чарльза Хетеуэя, с которым они совместно спроектировали одноцилиндровый мотор мощностью 3 л.с. и объемом 363 куб. см. Мотоцикл с этим двигателем мог разгоняться уже до 72 км/час.

Конструкторы компании медленно, но верно развивали свои механизмы, продумывая каждую деталь. Это позволило утвердиться на рынке в качестве производителя надежных и динамичных мотоциклов. 

В 1907 году на острове Мэн впервые проводились гонки, где мотоцикл Triumph пришел вторым. Уже через год марка заняла первое место в классе. Прекрасные показатели на круге побудили компанию включить модель ТТ Racer в свой каталог в качестве дорожного мотоцикла.

Во время Первой мировой войны компания произвела около 30 000 мотоциклов для армии. Самыми популярными моделями тогда были 4-сильные Model H, которые также называли Trusty Triumph. Они оснащались первичным цепным приводом, 550-кубовым мотором и трехступенчатой коробкой передач.

Triumph Model H (1915–1923 годы)

После войны вышла усовершенствованная модификация модели под названием Model 50, в которой ременная передача была заменена на полный цепной привод, дополняющийся пружинным.

В 1922 году выходит скоростной дорожный мотоцикл Riccy, или IR Fast Roadster, оснащенный 499-кубовым двигателем компании Ricardo & Со. Его отличали наличие четырехклапанной головки цилиндра и сделанный из алюминия поршень. При мощности 20 л.с. мотоцикл развивал максимальную скорость в 121 км/час.

В 1923 году компания продала велосипедное производство и начала выпускать автомобили. Дела шли настолько хорошо, что в 1927 году марка выпускала 1000 мотоциклов в неделю. Флагманом был Triumph TT с 500-кубовым силовым агрегатом, который был сконструирован с участием гонщика из Бруклэндса.

Triumph TT (1927 год)

В 30-х годах Triumph переманила из компании Ariel талантливого инженера Вэлентайна Вэла Пэйджа, который создал серию мотоциклов, включавшую одноцилиндровые с 250-, 350- и 500-кубовыми моторами, одноцилиндровые с клапанами, расположенными в блоке, и объемом 350 и 550 куб. см, двухцилиндровый мотоцикл с верхним расположением клапанов и вертикально установленными цилиндрами класса 650 куб. см, а также легкий мотоцикл с двигателем объемом 147 куб. см. Все они оснащались четырехступенчатыми трансмиссиями.

Увлеченность автомобилями сыграла злую шутку с направлением по выпуску мотоциклов: оно постепенно приходило в упадок, недополучая финансирования. 

22 января 1936 года мотоциклетное производство было продано Джону Янгу Сангстеру, который владел заводом по выпуску мотоциклов Ariel, завоевавших репутацию надежных и качественных мотоциклов. Лучшие инженеры материнской компании начали работать над мотоциклами Triumph, в результате чего появились две новые впечатляющие модели — Tiger и Speed Twin (T100). Последняя вызвала настоящий переполох в мире мотолюбителей, поскольку была квинтэссенцией технологических новшеств: 27-сильный мотор разгонял модель до 150 км/час, что не оставляло шансов конкурентам. 

Выхлопные трубы мотоциклов были спрятаны под двигателем, что давало возможность осуществлять наклон при повороте под большим градусом. Движение всех поршней вверх и вниз происходило одновременно, что обеспечивало лучший крутящий момент и более эффективное смесеобразование, чем при использовании двухколенного коленчатого вала. Год спустя было объявлено о выходе спортивной версии, которая была отобрана лондонской полицией для оснащения своего мотоподразделения.

Triumph Speed Twin (1938–1940 годы)

Во время Второй мировой войны марка выпускала продукцию для военных нужд, а также мотоциклы 3TW, использовавшиеся военными курьерами. В 1940 году предприятия компании подверглись бомбардировке, в результате которой производство остановилось. Уцелевшее оборудование перенесли в Мериден, где построился новый завод. Уже в 1944 году было выпущено 11 000 мотоциклов. 

Первой послевоенной моделью стала Trophy с 500-кубовым мотором. В 1950 году вышел 6Т Thunderbird, получивший современный дизайн. Он был рассчитан на покорение американского рынка. Свою долю славы этот мотоцикл получил в фильме «Дикарь» с Марлоном Брандо. Спустя год Triumph покупает компания BSA.

Triumph 6Т Thunderbird (1949–1966 годы)

В конце 60-х годов марка начинает выпускать внедорожные модификации своих самых успешных моделей — Bonneville и Trophy. Они предназначались в основном для американских покупателей, которые были в восторге от мотоциклов Triumph. 

Однако приближалась эра экспансии европейского и американского рынка японскими мотоциклами. Компания терпела убытки, которые возрастали из-за неэффективного управления и забастовки рабочих. 

В 1983 году завод в Меридене закрылся, и ходили слухи, что марка в скором времени перестанет существовать. Однако ее страстный поклонник Джон Блур вложил большие деньги, чтобы спасти любимого производителя мотоциклов от банкротства. Он построил новый завод в Хинкли и организовал конструкторские работы по созданию новой серии мотоциклов.

В 1990 году на выставке в Кельне марка Triumph представила серию новых моделей с новым флагманом Trophy 1200. Он комплектовался четырехцилиндровым мотором с жидкостным охлаждением объемом 1200 куб. см, который позволял ему разгоняться до 225 км/час. Кроме того, он получил телескопическую вилку, дисковые передние и задние тормоза, а также два распределительных вала в головке цилиндра.

Triumph Trophy 1200 (1995 год)

В первое время производство шло медленными темпами: изготавливалось около восьми мотоциклов в неделю. Особенностями новых моделей была высокая взаимозаменяемость узлов и деталей, включая топливные баки, рамы, компоненты ходовой части и двигателя.

В 1993 году появляется Tiger 900, выделявшийся своей графикой и стилем эндуро. Затем выходит Trident Sprint с обтекателем кокпита с двумя круглыми фарами и элегантными панелями, закрывающими низ и бока мотоцикла. В 1995 году дизайн Trophy модернизировали, добавив две фары и округлые корпусные панели.

В 1994 году марка выпустила ретромодель Thunderbird, вслед за которой появляется схожий Adventurer, изготовленный в стиле одноместного крейсерского мотоцикла. В следующем году представлена полуспортивная модель Speed Triple с трехцилиндровым 900-кубовым двигателем и усеченным хвостовым обтекателем рамы. Выход этой модели способствовал организации гонок СпидТраипл Челлендж, ставших очень популярными в Великобритании.

Triumph Speed Triple (1995 год)

В 1996 году дебютирует Super III, которая представляла собой облегченную версию Daytona 900. Она оснащалась головкой цилиндра ручной доводки с кулачками с высоким профилем и продутыми выпускными отверстиями, а также алюминиевыми передними тормозами. 

В 1997 году представлена впечатляющая модель Triumph Т595 Daytona, которая отличалась особой формой изогнутой рамы из овальных труб, разработанной Крисом Хеннеганом. Для этого мотоцикла был создан новый мотор объемом 955 куб. см и мощностью 128 л.с. при 10 200 оборотах в минуту. Чтобы уменьшить вес, при изготовлении корпуса использовался магниевый сплав. Кроме того, были облегчены коробка передач, коленчатый вал и муфта сцепления. Мотор агрегатировался с шестиступенчатой коробкой передач и сложной усовершенствованной системой впрыска топлива. Выхлопная система состояла из трех выпускных труб, сведенных в один глушитель. Спереди располагались регулируемые 45-миллиметровые вилки.

Triumph Т595 Daytona (1997–1999 годы)

В 1999 году этот мотоцикл была заменен моделью 955i, который оснащался рядным трехцилиндровым двигателем такого же объема с двумя расположенными в головке распредвалами и системой многоточечного последовательного электронного впрыска.

В России мотоциклы марки Triumph стали продаваться через официального дилера в 2011 году. В лидеры продаж сразу же вырвалась модель Tiger 800 XC, которая с 1992 года комплектовалась 885-кубовым мотором, а с 2010-го — новым 800-кубовым. Модель выпускали в двух вариантах: городском и внедорожном. Сейчас модельный ряд марки в России представлен круизерами, родстерами, эндуро, туристическими, классическими и спортивными мотоциклами. Всего на территории России находится четыре дилера Triumph: два в Москве и по одному в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.