История марки Минск

«Минск» — марка, принадлежащая Минскому мотоциклетно-велосипедному заводу, под которой выпускаются мотоциклы, скутеры, квадроциклы и снегоходы. 

Мотоциклетный завод в Минске начал строиться после окончания Второй мировой войны на месте бывшей фурнитурной фабрики. В ноябре 1945 года прибыло оборудование, которое было вывезено из Германии в соответствии с договором между союзническими силами, предусматривающим введение мер по отношению к предприятиям, способствующим вермахту.

Оборудование принадлежало немецкому заводу DKW в Чопау, который с 1940 года выпускал передовой для своего времени мотоцикл RT125 с двигателем в блоке с коробкой передач, шестернями постоянного зацепления в коробке передач, переключением передач с помощью педали, двухканальной петлевой продувкой цилиндра с небольшим оребрением, отливавшимся из чугуна и имеющим литые продувочные каналы.

Именно этот мотоцикл стал основой при выпуске легендарного М1А «Москва», который сначала изготавливался на Московском мотозаводе, а затем был передан на Минский велозавод. Мотор мотоцикла развивал 4,25 л.с. при 4500 об/мин. и сочетался с трехступенчатой коробкой передач, а также открытой цепью главной передачи. Максимальная скорость, достигаемая моделью, составляла 70 км/час.

Минск М1А «Москва» (1951 год)

В 1956 году завод начал выпускать модернизированный мотоцикл М1М с маятниковой подвеской заднего колеса и пружинными амортизаторами. Эта модель первой получила электрооборудование, работавшее на переменном токе. Мощность двигателя возросла до 5 л.с., а максимальная скорость — до 75 км/час. Мотоцикл М1М отличали оригинальная форма крыльев и мягкая подвеска.

Минск М1М (1956–1961 годы)

В 1961 году выходит новая модель М-103, которая уже не использовала подвеску с фрикционными амортизаторами, а также короткорычажную маятниковую переднюю вилку. Теперь была применена телескопическая передняя вилка с гидравлическими амортизаторами.

Совершенно новую внешность получила модель М-104, появившаяся в 1964 году. Она была оборудована двойным подушечным седлом, облицовочными панелями около карбюратора и подседельной части рамы. Двигатель теперь оснащался модернизированным карбюратором К-55, переработанной системой выпуска, новым глушителем. Его мощность выросла до 5,5 л.с.

В 1966 году силовая установка и сам мотоцикл подверглись существенной модернизации: рама была усилена, стали использоваться подшипник нижней головки шатуна с сепаратором, пришедший на смену бронзовой втулке, защита цепи главной передачи, новая ручка газа, новый карбюратор, а также четырехступенчатая коробка передач. Все эти усовершенствования получила модель М-105. 

Минск М105 (1967–1971 годы)

В 1971 году появился модернизированный мотоцикл М-106, мощность мотора которого составила 9 л.с. Его бензобак получил новую, отвечающую веяниям времени форму и вмещал 12 литров топлива. Кроме того, модель впервые стала оснащаться багажником.

В 1973-м появляется ММВЗ-3. 111 с 9,5-сильным двигателем, который разгонял мотоцикл до 90 км/час. Он комплектовался 18-дюймовыми шинами с алюминиевыми ступицами, бумажным воздухофильтром, центральным переключателем света, указателями поворотов.

В июне 1980 года выходит одна из самых популярных и долговыпускаемых моделей — М.М.В.З.-3.112, которая производится более 20 лет. Она известна тем, что в 1984 году вышла 12-сильная модификация, которая в 1987-м была дефорсирована для эксплуатации не только на шоссейных дорогах.

После распада СССР объемы производства упали. Марка выпускает немного видоизменную модификацию — ММВЗ-3. 112. 12 с увеличенной степенью сжатия. В 1995 году анонсирована новая линейка генераторов на 95 ватт, а также начинается переход к новому поколению мотоциклов — ММВЗ- 3113. 1. До 1999 года они выпускались мелкими сериями или экспериментальными партиями. Полноценное производство стартовало в 1999 году.

Динамические характеристики мотоцикла были усовершенствованы за счет увеличения степени сжатия до 12 единиц. Это же привело к повышению топливной экономичности и долговечности мотоциклов марки. Кроме того, повысилась устойчивость на дороге, плавность хода, а внешность стала отвечать духу времени.

В 2003 году выходит новая модификация — ММВЗ-3.113.5 «Лидер» с небольшими косметическими отличиями, однако с новой современной внешностью. Также в этом году появляется ММВЗ-3.114 с четырехтактным двигателем, оснащающимся электростартером и работающим в паре с пятиступенчатой коробкой передач.

Минск ММВЗ-3.113 (2003 год)

В 2007 году завод становится частным предприятием, и его модельный ряд расширяется за счет стрит и тур-эндуро, а также скутеров, квадроциклов и снегоходов.

С 2010 года используется название M1NSK, которое отсылает к имени первого мотоцикла марки. Компания начинает работать над созданием широкого модельного ряда мотоциклов, в том числе с мощными моторами.

Одним из представителей новой линейки стал классический байк C4 200 с одноцилиндровым 200-кубовым мотором с жидкостным охлаждением, развивающим 13,5 л.с. при 8500 об./мин. Средний расход топлива модели составляет 3,9 литра на 100 км пути, а максимальная скорость равна 110 км/час. Модель получила задний багажник для крепления шлема. 

Мотоцикл TRX 300i создавался для любителей дальних путешествий. Его высокое качество и практичность были подтверждены на знаковом для марки мотопробеге Брест-Душанбе, проведенном в 2013 году совместно с Организацией Договора о коллективной безопасности. Протяженность маршрута составила 10 000 км.

Минск TRX 300i (2013 год)

Модель оснащается инжекторным двигателем с жидкостным охлаждением мощностью 26 л.с. при 8000 об./мин. Расход топлива равен 4 литра на 100 км пути. Он агрегатируется с шестиступенчатой коробкой передач и позволяет мотоциклу разогнаться до 140 км/час. Дорожный просвет мотоцикла равен 21 см. TRX 300i получил мощные дисковые тормоза на переднем и заднем колесах. 

В 2014 году M1NSK был отмечен наградой «Народная марка».