История марки Smart

Smart Automobile — подразделение Daimler AG, которое специализируется на выпуске автомобилей особо малого класса под одноименной маркой. Штаб-квартира находится в Бёблингене, Германия. Наименование марки образовано сочетанием первых букв марок Smart и Mercedes, к которым добавлено слово «art». 

История марки берет свое начало в конце 1980-х годов, когда руководитель швейцарской часовой фирмы Swatch Николас Хайек понял, что производители автомобилей проигнорировали весьма обширный сектор покупателей: людей, желающих приобрести небольшой и стильный городской автомобиль. Действительно, в Европе с ее компактными улочками было на удивление мало удачных малолитражек.

Идея показалась Хайеку перспективной, и в созданной им компании Hayek Engineering AG закипела работа над проектом Swatchmobile. Замысел предусматривал создание маленького автомобильчика для двух пассажиров с максимально дружественной к окружающей среде работой. Это означало, что он будет комплектоваться гибридной трансмиссией. 

Работая над дизайном машины, Хайек понимает, что не сможет полноценно конкурировать с маститыми автокомпаниями. Кроме того, для фирмы, выпускающей часы, представлялось сложным наладить автомобильное производство и создать хорошо функционирующую дистрибьюторскую сеть. Поэтому он начинает искать партнеров среди производителей автомобилей. 

3 июля 1991 года Хайек заключает соглашение с Volkswagen. Однако в том же 1993 году во главе немецкой марки становится Фердинанд Пих, который сразу же начал попытки завершения сотрудничества с SMH. Дело в том, что немецкий автогигант уже разрабатывает собственный «трехлитровый автомобиль», который позднее выходит на рынок как модель Volkswagen Lupo 3L.

Хайек подозревал, что Пих не захочет реализовывать совместный проект, поэтому ищет партнера среди других автопроизводителей. Прежде чем достигнуть неформального соглашения с Daimler-Benz AG, Хайек получил отказ от BMW, Fiat, General Motors и Renault. 

Несмотря ни на что его усилия увенчались успехом: 4 марта 1994 года на пресс-конференции в штаб-квартире Mercedes-Benz в Штутгарте было объявлено, что две компании создают совместное предприятие Micro Compact Car AG (MCC). 49% капитала предоставила SMH, остальные 51% — Daimler-Benz. Новое СП включало две дочерние компании: MCC GmbH и SMH Auto SA. Первая базировалась в пригороде Штутгарта и занималась проектированием машины, а также автомобилестроительного предприятия. Вторая разрабатывала гибридную трансмиссию и дизайн нового автомобиля. 

На пресс-конференции также состоялся дебют двух концепт-каров — eco-sprinter и eco-speedster, которые были разработаны дизайн-студией Mercedes-Benz в Калифорнии. Появившийся впоследствии smart City-Coupe был похожим на эти автомобили. 

Одним из первых противоречий в MCC было название самого автомобиля. Николас Хайек хотел сохранить Swatchmobile или назвать его Swatch Car. Однако в Daimler-Benz настаивали на выборе нейтрального названия. В итоге автомобиль получил имя Smart от «Swatch Mercedes Art». 

К маю 1994 года было найдено 74 потенциальных места для сборочного завода. В итоге выбор пал на муниципалитет Амбак во Франции, где построили предприятие, быстро получившее прозвище Smartville. Первый прототип Smart был представлен на международном автосалоне во Франкфурте в 1995 году. 

В результате рекапитализации Daimler-Benz в 1996-м увеличивает долю своего капитала в уставном фонде компании до 81%. На долю SMH теперь приходится только 19%. В этом же году еще не производящийся Smart получает награду «Europaischen Design-Preis» в Маастрихте. 12 июня 1997 года Daimler-Benz AG запускает завод по производству двигателей для Smart в берлинском районе Мариенфельде.

27 октября 1997-го произошло торжественное открытие сборочного завода, на котором присутствовали президент Франции Жак Ширак и канцлер Германии Гельмут Коль. Производство Smart начинается 1 июля 1998 года, а с 10 июля стартует предварительная продажа автомобилей. 

Smart получил прочный стальной несущий каркас, который представляет собой жесткую, высокопрочную капсулу безопасности черного или серебристого цвета, поставляющуюся вместе со сменными пластиковыми кузовными панелями различных цветов. Чтобы повысить безопасность используется задняя подвеска Де-Дион со сгибающейся балкой.

Вместо гибридной силовой установки Daimler-Benz использовал трехцилиндровый мотор объемом 599 куб. см и мощностью от 45 л. с. до 71 л. с. Позднее стал предлагаться 799-кубовый дизель. В 2002 году появился двигатель объемом 699 куб. см. Все силовые агрегаты оснащались турбонаддувом и впрыском топлива, а также шестиступенчатой роботизированной коробкой передач Softouch.


Smart (1998)

Первые прототипы, продемонстрированные в 1997 году, из-за высокого узкого кузова оказались слишком валкими. Чтобы устранить этот недостаток, компания расширила колею, сделала подвеску более жесткой и установила балласт в передней части автомобиля, который уравновешивает расположенный в задней части двигатель. Кроме того, модель получила систему Trust-plus, сочетающую систему контроля курсовой устойчивости и ABS.

Таким образом, новый автомобиль в усовершенствованном виде поступил в продажу в октябре 1998 года. Дилерские центры открылись в Италии, Германии, Бельгии, Франции, Австрии, Люксембурге, Испании, Швейцарии и Нидерландах. 31 октября 1998-го Swatch Group передает свой пакет акций компании Daimler-Benz AG. 1 января 1999 года MCC GmbH меняет имя на MCC smart GmbH, а с 2000-го она называется smart GmbH. 

В 2000 году появляется Smart City Cabrio, который оснащался складным мягким верхом фирмы Webasto. С технической точки зрения кабриолет ничем не отличался от Smart City Coupe.


Smart City Cabrio (2000–2004)

Еще в 1998 году компания начала разработку небольшого спортивного автомобиля на основе Smart City Coupe. Первый концепт-кар был продемонстрирован во время Франкфуртского автосалона в 1999 году.

Прототип Smart Roadster был очень тепло принят публикой, поэтому его начали готовить к серийному производству. Окончательный вариант автомобиля представили в 2002 году на автосалоне в Париже. Он получил стеклянную панорамную крышу и схожую с BMW Z3 coupe заднюю часть.


Smart Roadster (2003–2005)

В 2007 году выходит второе поколение Smart Fortwo, которое оснащалось автоматической системой старт-стоп. Длина авто увеличилась на 200 мм. Кроме того, марка поработала над увеличением безопасности при авариях. 

В 2006 году Smart начал работать над электрической версией своего автомобиля. Она получила литий-ионные аккумуляторы от Tesla Motors. На одной подзарядке автомобиль мог преодолеть до 135 километров.

Как бы ни была удачна идея создания маленького двухместного автомобиля, компания решила расширять свою потребительскую аудиторию. В апреле 2004 года выходит Smart Forfour — автомобиль с непривычно для марки просторным салоном и большим кузовом. Изготовление модели наладили на заводе NedCar в Нидерландах, где также выпускаются автомобили Mitsubishi Motors. Чтобы снизить производственные издержки, для Forfour использовали некоторые компоненты от Mitsubishi Colt. 

Модель продавалась плохо, поэтому в 2006 году ее сняли с производства. Однако поскольку небольшие авто вскоре стали популярными, то в 2014 году Smart Forfour вернули на конвейер.


Smart Forfour (2004)

Отдельного внимания заслуживает спортивная версия автомобиля от Brabus. Ателье оснастило ее 177-сильным мотором с турбонаддувом, благодаря которому модель разгонялась до 100 км/час за 6,9 секунды, а ее максимальная скорость составила 221 км/час. К слову, компания Brabus всерьез заинтересовалась стильными автомобильчиками Smart и стала выпускать их под собственным брендом. Это не единственный пример склонности тюнеров к Smart: машины широко используются для аэрографии, а одна из компаний оснастила авто мотоциклетным мотором Suzuki Hayabusa объемом 1340 куб. см, позволив машине разгоняться до «сотни» за 3,5 секунды.

В 2010 году второе поколение smart fortwo подверглось модернизации. Именно эта версия стала первой официально продаваться в России. До этого поставки автомобилей марки на российский рынок осуществлялись мелкими фирмами, не являющимися официальными дилерами Smart. Материнская компания Daimler AG провела исследование, результаты которого подтвердили заинтересованность российских покупателей, а значит и целесообразность вывода автомобилей марки на рынок России. 

Автомобиль был представлен в двух версиях: с атмосферным 71-сильным и турбированным 84-сильным мотором. Оба силовых агрегата имеют три цилиндра и 1 литр объема, а также агрегатируются с роботизированной механической коробкой передач. 

Третье поколение Smart Fortwo автопроизводитель представил в 2014 году. Этот автомобиль существенно отличается от предшественника как технической начинкой, так и внешним видом. Платформу он делит с Renault Twingo. Как ни старались инженеры сохранить размеры автомобиля, он все-таки немного подрос: на 8 мм в длину и 10 мм в ширину. 

Благодаря увеличенному заднему свесу вырос объем багажника, который теперь составляет 260 литров против 230 литров у предшественника. Также автомобиль обзавелся более жесткими подвеской и амортизаторами. В стандартной комплектации предлагается система контроля бокового ветра, регулирующая торможение нужного колеса для предотвращения опрокидывания.


Smart Fortwo (2015)

Сейчас Smart продается в 46 странах Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии, а также Европы. На начало 2015 года суммарные продажи автомобилей марки перевалили за 1,7 млн единиц. Основными покупателями Smart остаются люди, которые могут позволить себе приобрести 2–3 автомобиля и предпочитают преодолевать трудности городского трафика на комфортабельном и стильном автомобиле, созданном одним из лидеров автопрома.