История марки Renault

Renault Group — крупный французский автопроизводитель со штаб-квартирой в городе Булонь-Бийанкур, близ Парижа. Компания выпускает авто под маркой Renault, а также бюджетной Dacia, контролирует корейскую Samsung Motors, французскую Bugatti Automobiles. Ей принадлежит 43,4% акций Nissan Motor, контрольный пакет акций российского АВТОВАЗа, 20,5% шведской Volvo. Занимается выпуском легковых и коммерческих автомобилей, моторов и автокомплектующих.

Корпорация Renault была основана в 1899 году тремя братьями: Луи, Марселем и Фернаном Рено. Луи, талантливый инженер, занимался конструированием автомобилей. В 21 год он впервые применил карданный вал и оснастил трансмиссию «прямой передачей», а не цепной, которая была распространена в то время. Тогда же он представил первое авто собственной разработки, которое было названо Voiturette.

Первый экземпляр модели комплектовался одноцилиндровым мотором мощностью 0,75 л.с., который разгонял машину до 32 км/час. Он был продан другу отца Луи. Затем конструктор на спор поднялся на своей машине по крутой улице Лепик в Париже, угол подъема которой составляет 13 градусов. В тот же вечер Луи получил заказ на изготовление 24 автомобилей Voiturette.

Первоначально это была небольшая самоходная повозка. После 1899 года к конструкции прибавили две двери и крышу. Дальнейшее усовершенствование появилось в 1900 году, когда автомобиль повезли на дебютную для марки выставку в Париже.


Renault Voiturette (1898–1903)

Луи не только использовал сам разработанную им коробку передач, но и получал дивиденды от применения запатентованного изобретения другими автопроизводителями. Это, а также множественные победы в гонках Париж-Остенд, Париж-Трувиль и Париж-Рамбуйе, одержанные братьями, способствовало популяризации марки.

С 1900 года Renault Freres начинает выпуск мощных и крупных машин, среди которых AG1 с кузовами «ландо», «капуцин», «дубль-фаэтон», закрытые лимузины, легкие грузовики. В 1903 году Марсель Рено погибает на гонках Париж-Мадрид. С тех пор братья перестают сами участвовать в соревнованиях, нанимая профессиональных гонщиков.

В 1905 году появляются ставшие впоследствии знаменитыми такси с кузовом «ландоле». Их называли «браунингами» из-за особой формы и черного цвета. Во время Первой мировой войны 600 парижских такси Renault в кратчайшие сроки перебросили 5 000 солдат к реке Марна. После этого их стали называть «марнскими». Эти автомобили с 1907 года заполонили улицы Лондона, Будапешта, Берлина и Нью-Йорка.


Renault AG (1905–1910)

В 1908 году компания произвела 3 575 автомобилей, став крупнейшим в стране автопроизводителем.

В 1909 году умирает Фернан Рено, и Луи остается единственным собственником компании, которую переименовывает в Société des Automobiles Renault (Автомобильная компания Рено). За фирмой закрепляется репутация инновационной автокомпании. С 1905 года Renault использует новые методы массового производства, а с 1913 — тейлоризм, позволивший организовать крупное производство.

В предвоенные годы Renault производит автобусы и коммерческие автомобили. Кроме того, Луи Рено начинает использовать шестицилиндровый двигатель и создает 45- и 100-сильные моторы для самолетов.

В 1913 году полноприводные грузовики марки получают высокую оценку военного ведомства. Фирме поступает заказ на изготовление партии грузовиков для армии. Во время Первой мировой войны компания усиленно работает над выпуском продукции для нужд фронта. Это разнообразная военная техника, в том числе танки, комплектующие для боевых машин, авиадвигатели и даже носилки. Военное участие Renault было настолько впечатляющим, что Луи наградили Орденом Почетного легиона.

После 1918 года Луи Рено расширил предлагаемую линейку моделей сельскохозяйственной и промышленной техникой. Первые автомобили Renault в России появились еще в начале XX века. Именно их использовала императорская семья для передвижения по городу. В 1916 году создается акционерное общество «Русский Рено», которое включает заводы в Петрограде и Рыбинске. Они выпускали автомобили, аэропланы, тракторы и двигатели. После революции предприятия были национализированы.

С 1922 года на заводах Renault используется конвейер. Автомобили, выпускаемые компанией, представлены как маленькими, так и огромными моделями. В 1928 году вышло 45 809 автомобилей марки.

В 1928 году представлен легендарный Vivasix. Это был один из самых крупных автомобилей, производимых компанией в тот период. Он комплектовался шестицилиндровым рядным мотором объемом 3180 куб. см, который работал в паре с трехступенчатой механической коробкой передач. Колесная база равнялась 3 260 мм. Максимальная скорость составляла 130 км/час.


Renault Vivasix (1926–1930)

До Первой мировой войны форма передней части кузова автомобиля была обусловлена размещением радиатора позади двигателя. В 1930-х годах автопроизводитель начал размещать радиатор впереди, что обусловило изменение формы кузова.

Автомобили Renault изготавливались с использованием большого количества алюминия, из которого делались двигатели, тормоза, коробки передач, напольные и все внешние кузовные панели.

В 1931 году компания представляет для коммерческих автомобилей дизельные двигатели. После окончания войны Renault продолжает работать над созданием авиационных моторов и танков.

В начале 1930-х годов Renault уступила Citroën лидерство по объемам выпускаемых автомобилей. Модели конкурента на то время считались более инновационными и популярными. Однако в середине десятилетия французские автопроизводители серьезно пострадали от Великой депрессии. Компания Renault выстояла, поскольку могла компенсировать потери, выпуская сельскохозяйственную, железнодорожную и военную продукцию, а Citroën был вынужден признать себя банкротом. Так Renault стал крупнейшим производителем автомобилей Франции, удерживая эту позицию до 1980-х.

После капитуляции Франции в 1940 году Луи Рено отказался производить танки для нацистской Германии, которая взяла под контроль его заводы. В 1942 году предприятия Renault сильно пострадали в результате бомбардировок британцами. Тогда Луи Рено решил восстановить их как можно быстрее, однако этого не удавалось сделать до освобождения Франции.

Возобновление производства началось в 1944-м, однако шло медленно, в атмосфере подозрений и конкуренции. Тогда во Франции обострились отношения между противниками и сторонниками коммунизма. Это привело к тому, что на заводах была введена временная администрация, и компания Renault перешла под контроль государства.

Временное правительство обвинило Луи Рено в сотрудничестве с немцами. Основатель компании был арестован 23 сентября 1944 года и умер в тюрьме 24 октября 1944 в ожидании суда.

16 января 1945 года компания была национализирована. В последующие годы семья Рено пыталась через суд добиться отмены национализации или компенсации. Состоялось два судебных заседания, в 1945 и 1961 годах. В обоих случаях судьи настояли на том, что у них нет полномочий для пересмотра действий правительства.

Тем временем марка начинала свое послевоенное возрождение. Еще во время войны Луи Рено разработал новый мотор 4CV, который впоследствии дебютировал на флагманской модели Frégate. Впрочем, вскоре автопроизводитель отказался от заднерасположенного 4CV и стал оснащать модель обычным четырехцилиндровым двигателем объемом 1996 куб. см. Позднее, в 1956 году он был заменен новым мотором объемом 2141 куб. см и мощностью 77 л.с. Продажи Frégate достигли своего пика в 1955 году, когда было реализовано 37 717 единиц. Однако уже в 1957 году они рухнули до 9 772 единиц.


Renault Frégate (1951–1960)

Положение компании было незавидным. Смерть Луи Рено при невыясненных обстоятельствах в тюрьме, усиливающиеся конкуренты и неблагосклонное отношение правительства Франции, которое было собственником предприятия, — все это пошатнуло стабильную компанию. Однако фирму спас выпуск нескольких успешных моделей — Renault 4, конкурировавшего с Citroën 2CV и Renault 8. Далее появился Renault 10 с задним расположением двигателя и престижный новаторский хэтчбек Renault 16. Компания продолжала развиваться. Уже в 1970 году было изготовлено 1 055 803 автомобиля.

В 1960-х годах французский автопроизводитель открывает официальное представительство в России. В 1970 году между СССР и французским концерном было заключено соглашение о развитии автомобильной промышленности. В Советском Союзе к 1980 году около четверти всех автомобилей производились по технологии Renault.

В январе 1972 года появляется модель Renault 5, компактный и экономичный автомобиль, успех которого только усиливался энергетическим кризисом 1973 года. R5 комплектовался продольно установленным двигателем, вращавшим передние колеса, а также торсионной подвеской. Объем мотора мог быть 782 или 956 куб. см. Кузов-монокок помог снизить производственные затраты при сборке модели. Версия с кузовом четырехдверного седана получила название Renault 7 и собиралась на заводе с Испании. В 1979 году линейку пополнил пятидверный R5, став одним из первых автомобилей в классе, получившим четыре пассажирских двери.


Renault 5 (1972–1996)

В конце 1960-х и 1970-х годах Renault создала дочерние компании в Восточной Европе и Южной Америке, а также подписала соглашения о техническом сотрудничестве с Volvo и Peugeot.

В 1979 году марка начинает полномасштабное наступление на американский рынок. Для этого было заключено соглашение с American Motors, согласно которому компания продвигала автомобили Jeep в Европе. При этом некоторые ранние проекты моделей американской марки разрабатывались совместно с Renault. Кроме того, Jeep использовал колеса и сиденья Renault.

В 1981 году выходит Renault 9, который изданием Motor Trend был назван «Автомобилем года». Он использовал поперечно расположенный двигатель и независимую подвеску на всех четырех колесах.

Первоначально модель представляла собой четырехдверный седан. В 1983 году появилась ее версия с кузовом трех- и пятидверного хэтчбека, которую именовали Renault 11.

При выпуске обе версии комплектовались 1,1- или 1,4-литровым двигателем. Позднее появились варианты 9 Turbo и 11 Turbo, использовавшие турбированный мотор от Renault 5. Мощность силового агрегата составляла 113 л.с., а двигатель раллийной версии выдавал 220 л.с.


Renault 9 (1981–2000)

В 1982 году марка стала вторым по объемам продаж европейским автопроизводителем в США после Volkswagen. В 1980-х годах компания выпускает Renault Espace, один из первых микроавтобусов, который оставался самым известным в Европе минивэном в течение следующих двух десятилетий. Однако от клиентов все больше и больше приходили жалобы на качество машин. В итоге это привело к огромным убыткам и необходимости жесткой экономии и продаже нескольких непрофильных активов компании.

В начале 1986 года Renault 18 был заменен на Renault 21, прибавив в модельную линейку семиместный универсал, именовавшийся в зависимости от рынка Nevada или Savanna.

В 1990 году Renault укрепила свое сотрудничество с Volvo, подписав соглашение, которое позволило обеим компаниям сократить расходы на исследования рынка. В начале 90-х Renault запустила ряд успешных новых автомобилей, а также изменила свою маркетинговую стратегию, сделав ее более агрессивной.

В мае 1990 года появляется Clio, первая модель, использовавшая цифровые индикаторы вместо традиционных. Вскоре ее назвали «Европейским автомобилем года», и она стала одним из самых продаваемых автомобилей в Европе. Эта модель сыграла одну из главных ролей в восстановлении компании после кризиса 90-х годов. На старте автомобиль комплектовался 1,2- и 1,4-литровым бензиновым или 1,7- и 1,9-литровым дизельным силовым агрегатом. Позднее они были заменены на моторы с электронной системой впрыска топлива.


Renault Clio (1990)

В 1992–1993 годах Renault открыла свое представительство в Москве. В июле 1998 года с правительством российской столицы подписано соглашение о создании совместного предприятия «Автофрамос». Спустя год на основе предприятия АЗЛК был открыт цех по сборке автомобилей Renault Megane, Renault 19, а позднее Clio Symbol.

В 2005 году завершилось строительство завода полного цикла, который выпускает Renault Logan, уже в 2006-м ставший самым продаваемым иностранным автомобилем в России.


Renault Logan (2004)

В 2010 году на заводе стартует сборка хэтчбека Renault Sandero, а с 2011-го — компактного кроссовера Renault Duster. В 2012 году французская компания выкупила полный пакет акций ОАО «Автофрамос».

В 1994-м было объявлено, что французское правительство намерено продавать свои акции, поскольку статус государственной компании вредил имиджу и эффективному управлению. В 1996 году процесс приватизации был завершен. Компания начинает выходить на рынки Восточной Европы и Южной Америки, а кроме того, строит завод в Бразилии.

Также новое руководство пересмотрело статьи расходов, модернизировало производственные процессы, провело работы по стандартизации деталей. Компания ищет нового партнера после отказа от работы с Volvo. Рассматриваются BMW, Mitsubishi, Daimler и Nissan, с которым в итоге и было подписано соглашение. 27 марта 1999 года появился первый в мире французско-японский автомобильный альянс. В том же году Renault выкупила 51% пакет акций румынской компании Dacia. В 2000 году Renault приобрела контрольный пакет акций автомобильного подразделения южнокорейской Samsung Group.

В феврале 2008 года Renault выкупила 25% акций ОАО «АВТОВАЗ», а в 2014-м довела свой пакет акций до контрольного. Сегодня на российских конвейерах марки производится сборка моделей Logan, Sandero, Fluence, Duster и Megane, с высокой долей локализации комплектующих. В 2013-м и первом полугодии 2014 года Renault признана иностранным брендом номер один на рынке России.

В XXI веке Renault заработала репутацию новатора благодаря своеобразной, диковинной конструкции некоторых автомобилей. Второе поколение Laguna и Mégane отличалось амбициозными, угловатыми линиями, которые были весьма популярны. Laguna стала вторым европейским автомобилем, использовавшим систему открытия двери и запуска двигателя без ключа.

В апреле 2010 года Renault-Nissan объявила о союзе с Daimler. Renault поставляет для Mercedes-Benz новый 1,6-литровый турбодизельный двигатель, а немецкая марка предоставляет свой 2,0-литровый бензиновый мотор с четырьмя цилиндрами.

Французский автопроизводитель ведет разработки в области создания экономичных двигателей, гибридных и электрических трансмиссий, дружественных к окружающей среде, а также расширяет географию продаж. Сейчас автомобили марки представлены в 200 странах мира.