История марки Nissan

Nissan — марка автомобилей, выпускаемых одноименной японской компанией со штаб-квартирой в Иокогама. Nissan Motor Co., Ltd. входит в тройку крупнейших японских автопроизводителей вместе с Toyota и Honda. Занимается изготовлением легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, автокомплектующих, а также спутников связи, спортивных лодок и пр.

Компания Nissan появилась в 1925 году после слияния Kwaishinsha Co., производившей автомобили Dat, и Jitsuo Jidosha Co. Первым названием было Dat Jidosha Seizo Co. Официальной датой рождения автопроизводителя считается 26 декабря 1933 года, когда образовалась Jidosha Seizo Co., Ltd. с президентом Йошисуке Айкава. 1 июня 1934 года компания получила имя Nissan Motor Co., Ltd.

Вскоре она построила первый автомобилестроительный завод в Иокагаме. Его расчетная мощность составляла 15 тысяч единиц в год. Однако у Nissan Motor Co., Ltd. не было ни опыта, ни кадров, ни технологий для изготовления собственных автомобилей. Самым передовым опытом на тот момент располагали американцы, и Йошисуке Айкава начал подыскивать партнера для создания совместного предприятия.

Выбор пал на концерн General Motors, но, когда сделку уже практически заключили, японское правительство наложило на нее запрет. К счастью, появился Уильям Р. Горхам, американец, ставший главным конструктором Dat, а затем и Nissan. Он поехал в США и выкупил там оборудование для производства авто у разорившейся Graham-Paige. Кроме того, Горхам предложил работу самым перспективным сотрудникам автопроизводителя, убив тем самым двух зайцев.

Когда оборудование и высококвалифицированные специалисты американской автокомпании прибыли в Йокогаму, Nissan сосредоточился на разработке и выпуске собственных автомобилей. Долгое время компания собирала свои модели под маркой Datsun. Лишь в названии некоторых из них появлялась приставка Nissan, и совсем редкие экземпляры продавались только под этим именем.

В 1934 году выходит Nissanocar, который был назван «самым экономичным и надежным» автомобилем малого класса. Он комплектовался мотором объемом 748 куб. см и мощностью 8.8 кВт. Машина разгонялась до 75 км/час и была удачным образцом сочетания мощности и оригинального дизайна.


Nissanocar (1934)

Начиная с 1935 года Nissan интенсивно совершенствовал технологию изготовления автомобилей. Одним из новшеств, внедренных в 1935 году, был переход на специальные прессы для обработки металлических листов и отказ от ручного труда для выполнения этой операции. Кроме того, компания начинает использовать комплектующие только японского производства.

После столь серьезных технологических преобразований настало время заняться продвижением бренда. Для этого в мае 1935 года разрабатывается новая маркетинговая политика компании, которая предусматривает в том числе введение корпоративной символики.

Эмблемой корпорации стало сочетание красного круга, символизировавшего восходящее солнце, и голубой полоски, которая обозначала небо. Слоганом была выбрана фраза: «Искренность приносит успех». В это время компания работает над расширением географии продаж, в частности, начинаются продажи ее моделей в Австралии.

Первым собственным автомобилем Nissan был Type 70, созданный на основе дизайна автомобилей Graham-Paige. С конвейера сходили стандартные и люксовые седаны, которые продавались по цене 4 000 и 4 500 йен соответственно. Автомобиль получил привлекательный дизайн и просторный салон с большими сиденьями. В задней части модели можно было поместить сиденья еще для трех пассажиров, делая автомобиль семиместным. Кузов был полностью изготовлен из стали, а для ветрового стекла использовалось безопасное стекло.

Под капотом располагался рядный шестицилиндровый двигатель объемом 3670 куб. см с водяным охлаждением. Он развивал 85 л.с. при 3400 оборотах в минуту и агрегатировался с трехступенчатой трансмиссией.


Nissan Type 70 (1937)

В это время выходят также автобусы Type 90 и фургоны Type 80. Последний выпускался на основе грузовика Graham Paige. Его отличала продуманная обтекаемая конструкция кузова, обеспечивавшая водителю прекрасную обзорность. Кроме того, он характеризовался высокой комфортностью езды, малым радиусом поворота, большой грузоподъемностью. Он комплектовался рядным шестицилиндровым мотором с максимальной мощностью 85 л.с., который работал в паре с четырехступенчатой коробкой передач.

С началом военных действий производство гражданских автомобилей было полностью прекращено. В 1940 году Nissan становится крупным дзайбацу, который включал Tobata Casting и Hitachi. В его состав входили 74 фирмы. Это было четвертое по величине объединение Японии военных лет.

Во время Второй мировой войны марка сосредоточилась на выпуске техники для армейских нужд. Кроме того, она производила двигатели для военных самолетов и моторных лодок.

В 1943 году окончено строительство завода Йошивара, который из-за военных действий работал не слишком долго. В сентябре 1944-го компания перевела головной офис в Токио и взяла другое название — Nissan Heavy Industries Ltd., которое продержалось до 1949 года.

В 1945 году компания возобновляет изготовление грузовиков, однако послевоенное восстановление проходило медленно. Несмотря на то что завод Йокогама не повредили бомбардировки, большая часть мощностей в течение 10 лет находилась в ведении оккупационных властей. Более того, многие дилеры, занимавшиеся продажей автомобилей, перешли к Toyota Motor.

Несмотря на трудности, компания взяла курс на восстановление довоенных позиций. В 1947 году возобновлено производство автомобилей под маркой Datsun.

В 50-х годах Nissan искал способы получить доступ к передовым технологиям производства автомобилей и двигателей. В качестве партнера компания выбрала фирму Austin из Великобритании. Они заключили соглашение, согласно которому Nissan собрала около 2 000 моделей Austin из импортных агрегатов, часть которых продавались в Японии под британской маркой.

Nissan производил и продавал автомобили под маркой Austin в течение семи лет. С 1953 по 1959-й было выпущено 20 855 автомобилей. Соглашение также давало Nissan права на использование патентов британской марки. Японцы успешно применяли добытые технологии при производстве собственных двигателей.

В 1950 году Nissan покупает акции компании Minsei Diesel Motor Co. Ltd., которая войдет в корпорацию как подразделение Nissan Diesel Motor Co., Ltd.

В 1951 году, используя опыт изготовления военных автомобилей, марка выпускает полноприводный внедорожник Patrol. Он комплектовался мощным шестицилиндровым двигателем, усиленной рамой и неразрезными мостами. Такой принцип построения модели используется по сей день.

3,7-литровый мотор выдавал 75 л.с., а крутящий момент передавался на все четыре колеса через четырехступенчатую механическую коробку передач. Позднее линейка двигателей пополнилась 92-сильным силовым агрегатом, а затем 4-литровым мотором мощностью 105 л.с.

В 1960 году вышло второе поколение Nissan Patrol, которое было настолько удачным, что без каких-либо серьезных доработок выпускалось в течение 20 лет. Автомобили третьего поколения, появившегося в 1980 году, использовались миссией ООН.


Nissan Patrol (1951)

В 1953 году в результате разногласий между руководством и работниками на заводах Nissan началась крупнейшая 100-дневная забастовка. Переговоры с лидерами тогдашнего профсоюза привели в тупик, несколько сотен рабочих были уволены, а оккупационные власти США арестовали профсоюзных лидеров.

После этого в компании образовался новый профсоюз, который согласился на сокращение зарплат в обмен на сохранение 2 000 рабочих мест. Nissan Motor вырабатывает корпоративные принципы в отношении наемных рабочих, которым следует до сих пор.

В 1958 году компания начинает экспорт легковых автомобилей в США. В 1960-м в Калифорнии открывается первое официальное отделение на североамериканском рынке — Nissan Motor Corporation USA. В 1962 году начинаются поставки авто в страны Европы.

В 1960 году выходит Nissan Cedric, который на тот момент был самым большим японским автомобилем. Модель отличали высокая комфортабельность и просторный салон. Автомобиль был представлен в нескольких комплектациях, предлагался с салоном для шести и восьми человек, а также получил линейку моторов мощностью от 70 до 87 л.с. Кроме того, модель комплектовалась дизельными двигателями.

Шестиместный Cedric был первым автомобилем Nissan, использовавшим кузов-монокок. Второе поколение модели, которое производилось с 1965 по 1971 год, использовало кузов, разработанный дизайнерским ателье Pininfarina.


Nissan Cedric (1960–2004)

В 1961 году компания Nissan становится лидером среди экспортеров автомобилей в США, а также образовывает Nissan Mexicana, S.A. de C.V.

В 1966 году Nissan Motor поглотила Prince motor company. Это слияние принесло и без того успешному автопроизводителю только выгоды: штат компании пополнился высококвалифицированными специалистами, качество автомобилей значительно возросло, выходят передовые модели — Skyline и Gloria.

В 1965 году появляется роскошный лимузин Nissan President, который предназначается в основном для высших руководителей корпораций и государственных служащих. Первоначально он продавался только на японском рынке, затем в ограниченном количестве поступил в Сингапур и Гонконг. Позднее появилась североамериканская версия автомобиля.

Выпущенный в 1973 году Nissan President с номером кузова 000002 был изготовлен специально для Брежнева. Автомобиль за номером 000001 в качестве служебной машины был поставлен премьер-министру Японии.

Первое поколение модели пришло на смену премиальной Cedric Special. Это был дорогой автомобиль не только для покупки, но для содержания. Его отличали большие размеры и мощный объемный мотор (от 3,0 до 4,4 литра). С 1971 года для Nissan President в качестве опции предлагалась антиблокировочная система.


Nissan President (1965–2010)

В 1969 году для североамериканского рынка выходит модель 240Z, ставшая легендарной. Она оснащалась 2,4-литровым двигателем с чугунным блоком, головкой из алюминиевого сплава, с двумя клапанами на цилиндр и семью подшипниками коленчатого вала. Его мощность составляла 151 л.с. при 5600 оборотах в минуту, а крутящий момент был на уровне 198 Нм при 4400 оборотах в минуту. Первоначально двигатель агрегатировался с четырех- или пятиступенчатой механической коробкой передач, а с сентября 1970 года появилась трехступенчатая автоматическая трансмиссия.

240Z получил переднюю независимую подвеску Макферсон, телескопические амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости. Максимальная скорость составляла 201 км/час. По сравнению со своим главным конкурентом — Porsche — 240Z был в два раза дешевле, не уступая в динамике. В 70-х годах его признали самым продаваемым спортивным автомобилем в мире: менее чем за 10 лет было продано 500 000 автомобилей модели.

В 1983 году компания решила отказаться от бренда Datsun. Дело в том, что за пределами Японии марку Nissan практически не знали — первой скрипкой была Datsun. Это заставило руководство корпорации пересмотреть маркетинговую стратегию. Постепенно бренд Datsun был упразднен на всех рынках.

В 1990 году появляется Nissan Primera — семейство автомобилей с кузовом седан, универсал и лифтбэк. Модель предназначалась в основном для европейского рынка и собиралась в Великобритании.


Nissan Primera (1990–2007)

В середине 1990-х годов компания испытывала финансовые трудности. Это привело к тому, что в 1999 году ее контрольный пакет акций выкупил французский автопроизводитель Renault. Новый руководитель Карлос Гон успешно реализовал программу восстановления Nissan, благодаря чему стал очень популярным в Японии.

В 1995 году начинается выпуск модели Almera, образовывается совместное предприятие в Индонезии. В 1997-м на Primera и Bluebird устанавливается вариатор, позволяющий увеличить экономию топлива. Кроме того, появляется первая разработка компании в области гибридных технологий — HEV (hybrid electric vehicle).

С декабря 2006 года выпускается Nissan Qashqai, самый популярный в России автомобиль марки. Эта модель была первой, разработанной дизайнерской студией Nissan в Лондоне. Уже через год после выхода продажи модели в Европе достигли 100 000 единиц, причем 15 376 были проданы в России.

В 2014 году вышло второе поколение автомобиля, которое выпускается на заводе Nissan в Санкт-Петербурге.


Nissan Qashqai (2006)

В 2004 году в Москве открыта компания ООО «Ниссан Мотор РУС», полностью принадлежащая японской марке. Уже в 2006 году продажи автомобилей достигли 75 000 единиц, а Nissan стал четвертым из самых продаваемых автопроизводителей на российском рынке.

Весной 2007 года в промзоне Каменка под Санкт-Петербургом началось строительство завод полного цикла Nissan с мощностью 50 000 автомобилей в год. Объем инвестиций в строительство предприятия составил 200 млн долларов. Завод открылся 2 июня 2009 года. К 2012 году на предприятии был налажен выпуск таких моделей, как X-Trail, Teana и Murano.

В 2012 году на АВТОВАЗе стартовала сборка модели Almera.

В 2010 году появляется электрокар компании — Nissan Leaf — в кузове компактного пятидверного хэтчбека, который в 2014 году продавался уже в 35 странах мира. Он является самым продаваемым электрокаром: по состоянию на декабрь 2014 года было реализовано 158 000 единиц модели.

Nissan Leaf завоевал множество наград, среди которых Европейский Автомобиль года (2011), Всемирный автомобиль года (2011) и Автомобиль года в Японии (2011, 2012).

При разработке авто конструкторы уделяли внимание не только безопасной для окружающей среды трансмиссии, но и другим элементам, сводящим потребление энергии к минимуму. Так, автомобиль оснащен светодиодными фарами, которые потребляют меньше энергии, чем галогенные лампы. Аэродинамика модели также хорошо продумана: коэффициент аэродинамического сопротивления составляет 0,29, а для автомобиля 2013 модельного года он был сокращен до 0,28.

Сейчас Nissan Motor Co., Ltd. — один из крупнейших автопроизводителей в мире. В 2013 году было продано более 5 млн автомобилей по всему миру. Он располагает несколькими заводами в Японии, а также производственными предприятиями в Китае, Индии, Вьетнаме, Индонезии, Таиланде, Мексике, Испании, Великобритании.